Что такое хакатоны и зачем они нужны разработчикам и компаниям

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как устроены хакатоны, кто их проводит и какую пользу от них получают организаторы и участники?
1

Что такое хакатон?

Об эксперте: Александр Пряхин, основатель компании Outlines Tech, чья команда заняла в этом году призовое на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв».

Само слово образовалось от английских слов «hack» и «marathon» — поэтому дословный перевод может звучать как «марафон для хакеров». А по сути, хакатон — это соревнование, в котором командам нужно за короткое время разработать прототип продукта (например, веб-сервис или мобильное приложение) для решения определенной проблемы, с которой столкнулся бизнес-заказчик.

Этот же заказчик оформляет проблему в кейс и привлекает своих экспертов для консультаций. Команды собираются по 3-5 человек: разработчики, дизайнеры, аналитики, маркетологи и другие специалисты ИТ-сферы. Длиться такой марафон может от нескольких часов до недели. Когда хакатоны только стартовали в начале нулевых в Кремниевой долине, участники часто приходили вместе со спальными мешками и совсем не покидали площадку. Если люди непрерывно работают в команде в таком формате, у них часто получается найти нетривиальные решения для привычных задач.

2

Кто и зачем проводит?

Организовать хакатон может профильный event-подрядчик. Одни из самых известных: Angel Hack, TechCrunch, Russian Hackers, Актум, Boosters Pro и Zucker Studio. Также организатором может выступить технологический акселератор или корпорация. Чаще всего корпорации, венчурные фонды и другие крупные игроки только финансируют эти мероприятия — становятся партнерами или спонсорами, преследуя разные цели:

  • Найти талантливых, креативных специалистов или целые команды;
  • Решить конкретную бизнес-задачу;
  • Запустить пилот нового приложения или сервиса;
  • Инвестировать в перспективные проекты на ранней стадии.

Корпорации типа Microsoft, Google, Facebook регулярно проводят хакатоны. В России от тренда не отстают Яндекс, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Тинькофф и другие. Они проводят как внутренние, так и внешние хакатоны. Цели все те же — привлечение ценных кадров, развитие корпоративной культуры и реализация новых идей.

3

Крупнейшие хакатоны России и мира

Один из самых масштабных международных хакатонов — AngelHack — охватывает более 50 стран мира. Также известны крупнейший хакатон Европы Junction, проводимый ежегодно в Хельсинки, и международная лига студенческих хакатонов Major League Hacking (MLH), объединяющая более 75 000 студентов со всего мира в Северной Америке и Европе.

Самый большой международный хакатон в России — HackMoscow проводит организатор — Russian Hackers. Кстати, ребята публикуют на своем сайте актуальные и наиболее интересные хакатоны стран СНГ.

«Цифровой прорыв» организует масштабную серию региональных ИТ-хакатонов, победители которых встречаются во всероссийском финале. Еще один известный проект Digital Super Hero организует марафон хакатонов при поддержке республики Татарстан.


 
4

Какая польза для участников и организаторов?

Участие в хакатонах помогает разработчикам познакомиться со специалистами компаний-спонсоров, продвинуть свой проект, прокачать навыки и завести новые знакомства. А еще — забрать часть призового фонда и запустить пилотный проект с компанией, которая предложила кейс-задачу для хакатона.

Спонсоры и крупные компании на таких ивентах находят проекты и команды, которые решают их бизнес-задачу эффективнее и быстрее по сравнению с внутренними ресурсами. Есть кейсы, когда созданные на хакатонах продукты привлекали большие инвестиции и были куплены корпорациями (Carousell, GroupMe, Docracy и другие), но чаще всего компании стараются не упускать новаторские продукты и идеи для собственных сервисов. К примеру, успешное приложение MSQRD, которое купил Facebook в 2016 году, создали именно на хакатоне.


 
5

Какие еще бонусы может дать победа в хакатоне?

Другими призами могут быть фирменный мерч спонсоров, денежные вознаграждения или сертификаты, возможность попасть в программу акселерации, преимущества в конкурсах отбора в компании и многие другие. А кто-то приходит, чтобы найти потенциальных инвесторов в свой проект или работодателей (коннект с представителями компании дает понимание предстоящих задач и условий найма), а также попробовать создать свой стартап.


 
6

Известные кейсы

Есть известные кейсы продуктов, которые были созданы на хакатонах и выросли в крупные стартапы:

  • Маркетплейс Carousell был спроектирован на Startup Weekend в Сингапуре в 2012 году, а спустя несколько лет закрыл C-раунд инвестиций примерно на $70-80 млн;
  • После участия в 2010 году в хакатоне TechCrunch команда стартап-чата GroupMe привлекла более $10 млн, а затем их купил Skype;
  • Easy Taxi придумали на Startup Weekend Rio в 2011 году. Потом ребята выпустили бета-версию и привлекли $75 млн. Сейчас компания работает уже в 30 странах;
  • Стартап MSQRD, о котором уже писали выше, появился в Беларуси на хакатоне Garage48, и позже был куплен Facebook.
7

Что нужно, чтобы организовать хакатон?

Хакатон может быть организован в онлайне или в очном формате. Для каждого из форматов есть свои преимущества и недостатки, но можно сформулировать общий чек-лист:

  • Определить задачи хакатона и целевую аудиторию;
  • Согласовать формат мероприятия (онлайн/офлайн) и бюджет;
  • Договориться с компаниями, которые сформулируют кейсы и смогут обеспечить экспертную поддержку команд по ним;
  • Привлечь экспертов, жюри, победителей других хакатонов, спонсоров и информационных партнеров;
  • Организовать промо-кампании, в том числе с участием спонсоров;
  • Подготовить условия: график, площадку, техническое обеспечение, кейтеринг, мастер-классы и менторские сессии, активности, призы, определить механики питчей и участия команд в хакатоне, подготовиться к форс-мажорам и афтепати;
  • Привлечь команды для участия;
  • Провести хакатон и наградить победителей;
  • Сформировать отчет и подвести итоги хакатона в СМИ;
  • Организовать следующие шаги — реализация решений и сотрудничества с компаниями.
8

Что ждет хакатоны в будущем?

Тренд на хакатоны растет: они становятся популярными даже вне сферы ИТ: реклама и маркетинг (ADHACK GALAXY), цифровая медицина (MedHack, DigitalHealth), урбанистика и геоинформатика (UrbanHack и GeoHack).

Компании эффективно используют хакатоны для решения внутренних задач, развития бренда и привлечения специалистов путем личного контакта, а разработчики получают возможность устроиться в ведущие корпорации.

Глобально эти мероприятия увеличивают интерес к ИТ-индустрии, помогают ее развитию, а также формированию и отслеживанию трендов. Уже сейчас хакатоны успешно проводят в онлайн-форматах, что расширяет границы для участников и организаторов. Не исключено, что в будущем все больше компаний будет заинтересовано в краудсорсинге идей и решений на этих мероприятиях, а хакатоны как формат решения задач наберут популярность и в других важных сферах.


 
Обновлено 30.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть