Что такое психологическое здоровье
Психологическое здоровье — это возможность полноценно жить и взаимодействовать с внешним миром и другими людьми без эмоциональных ограничений. Например, когда ребенок все честно рассказывает родителям и понимает, что они ему помогут, а не отругают.
Российская исследовательница Ольга Камакина выделяет следующие факторы, которые могут негативно повлиять на психологическое благополучие школьника:
- уровень информированности — знание о телефонах доверия и возможности обратиться к психологу;
- наличие комплекса личностных особенностей — неуверенность, низкие стрессоустойчивость и самоконтроль, повышенная тревожность;
- семейное неблагополучие — потеря близкого контакта с родителями, повсеместный контроль;
- внешние сложности — повышенная нагрузка в школе, недопонимание с одноклассниками, стресс от перехода в новую школу или класс.
Если эти факторы складываются, ребенок может чувствовать себя в школе уязвимо и небезопасно. И из-за этого постарается ее избегать. Каждый шестой россиянин признается, что его ребенок не любит школу. О негативных эмоциях чаще всего сообщают родители учеников пятых–девятых классов. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного сервисом по поиску работы SuperJob. По мнению родителей, причины нелюбви детей к школе кроются в плохом отношении к ним учителей, большой нагрузке, отсутствии интереса к учебе, буллинге и лени.
Что делать родителям
Ребенок в большей степени формируется в семье. Общение с родственниками — один из ведущих факторов формирования личности у детей. Как ведут себя родители, когда ребенок адаптируется к новым школьным обстоятельствам — особенно важно.
Родители — ролевые модели для детей, которые перенимают их поведение. Например, если мама сильно переживает, что после переезда в новый район сын идет в новую школу, он тоже начинает чувствовать неуверенность. Из-за этого ребенок закроется в себе, у него не сложатся отношения с одноклассниками и не будет друзей в классе. Это эмоционально сложная ситуация для ребенка.
На стресс от переезда накладываются переживания по поводу того, что его не принимают сверстники. Это может вырасти в закомплексованность и в сложных случаях в депрессию. Поэтому, когда ребенок ощущает повышенную родительскую тревожность, он начинает ее копировать. Это приводит к нарушению эмоционального спокойствия и благополучия.
Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова рекомендует родителям:
- доверять ребенку — не контролировать его гаджеты и не расспрашивать, если он не хочет говорить;
- относиться уважительно — если дверь в комнату закрыта, стучать;
- вселять уверенность в случае неудачи — ребенку важно ощущать опору в виде родительской поддержки;
- не сравнивать ребенка с другими, если это сравнение не в его пользу;
- помогать только когда он/она сам об этом попросит;
- внимательно относиться к успехам и неудачам ребенка, но не контролировать каждый его шаг.
Делать это зачастую непросто, но важно. Так ребенок начинает осознавать себя как самостоятельного человека. Гиперопека, за исключением особых случаев, не приводит ни к чему хорошему во взрослой жизни. У ребенка в подростковом возрасте должна быть возможность научиться думать и принимать решения самостоятельно.
Почему не стоит наказывать за плохие оценки
Оценка становится наказанием, если родитель сказал, что она «плохая». Это обесценивает усилия ребенка и нейтрализует его мотивацию к учебе, говорит психолог Анастасия Истинова.
Например, если школьник получил четверку, а родители его за это отругали, он чувствует, что смысла учиться нет, потому что потратил много времени и сил, но не получил похвалу от родителей. Тогда ребенок расслабляется, перестает стараться, а в дневнике начинают появляться тройки и двойки. Родители начинают ругаться еще сильнее, а ребенок не понимает почему, ведь когда он старался и приносил четверки его тоже ругали.
Оценка знаний демонстрирует, как ребенок усвоил материал. Но не показывает, сколько сил и времени ушло на работу.
Кроме того, когда ребенок приносит домой двойку, то гарантированно получает от родителей много внимания, хоть и негативного. Если при этом школьник мало общается с семьей, у него «холодные» отношения с родителями и он недополучает внимание, он станет приносить «плохие» оценки чаще. Так он будет стараться обратить на себя внимание.
Чтобы это исправить, психологи рекомендуют «вяло» реагировать на «плохие» оценки. Например, если ребенок принес домой двойку, скажите ему: «Ничего, получится в другой раз». С особым энтузиазмом расспрашивайте ребенка о докладах, за которые он получил «хорошие» оценки. Что он делал, как выполнил задание, понравилось ли ему над ним работать.
Это поможет взрастить мотивацию. Тогда ребенок будет стараться в школе и, вероятно, получать четверки и пятерки, а родители, если для них важны оценки в контексте будущего своих детей, будут спокойны.
Как родителю относиться к школе проще
Учителя отмечают, что особенно сложно общаться с родителями, которые пытаются контролировать все: звонят выяснить, почему сын получил тройку за аппликацию, говорят учителю, как лучше общаться с их ребенком.
Такая опека негативно влияет в первую очередь на детей. Они становятся особенно тревожными, потому что не чувствуют возможности решать самостоятельно. Как следствие, становятся безынициативными, закомплексованными и неуверенными в себе. Конфликт у родителя с учителем может произойти из-за:
- недостаточной компетентности педагога: «учит не так как нужно», по мнению родителей;
- успеваемости ребенка;
- отсутствия контакта педагог-ребенок, из-за чего родитель считает необходимым вмешаться.
Такая ссора не приведет к хорошему, потому что ребенок будет ощущать родительскую гиперопеку. Он может начать испытывать стыд и неловкость — мама даже в школе за него решает и влезает в его учебные дела. При повышенной тревожности и чересчур глубокой включенности в школьные дела, Лариса Осинкина, клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии рекомендует родителям:
- Чаще общаться с друзьями. В разговоре обсудите то, что вас беспокоит, и послушайте непредвзятое мнение собеседника.
- Представлять худший вариант развития событий. В случае когда вас что-то особенно волнует, обдумайте стратегию ваших действий, если случится необратимое. Например, вы беспокоитесь, что ребенок не сдаст ЕГЭ. Что тогда произойдет? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Размышления над стратегией успокаивают.
- Отрефлексировать свою тревогу. Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто дает вам эту негативную оценку.
- Делить ответственность. С партнером, со старшими родственниками, с преподавателями и наставниками ребенка. Если ребенок идет в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.
Как понять, что ребенку нужна помощь
Ребенку комфортно в первые недели учебы — много сил накопилось летом. Но со временем усталость накапливается. Если в жизни школьника много стресса и переживаний, может пострадать его психологическое здоровье. Ребенок становится тревожным и нервным. Не хочет ходить в школу и замыкается в себе. Кроме того, обилие стресса ослабляет иммунитет.
Эти изменения в поведении могут стать маркером ухудшающегося эмоционального состояния:
- Изменения привычного ритма сна. Если ребенок стал сонливым или, наоборот, страдает бессонницей.
- Перепады настроения. Любопытный ребенок вдруг может стать вялым и неразговорчивым.
- Изменение отношений с едой. Переедание или отказ от еды.
- Частые болезни. Проблема может быть не в сезонных заболеваниях, а в том, что ребенок не справляется.
- Порча своих и чужих вещей.
- Гиперэмоциональная реакция без видимого повода. Например, ребенок плачет, пока делает домашнее задание.
- Нежелание идти в школу.
Если вы заметили у ребенка такие маркеры, не переживайте, дети школьного возраста восприимчивы к изменениям и могут принимать незначительные мелочи близко к сердцу. Будьте готовы разобраться, из-за чего вашему ребенку плохо.
Как помочь ребенку: памятка для родителей
- Принимайте ребенка безусловно. Любите не за то, что он принес пятерку, выиграл медаль на соревнованиях или нарисовал лучший в классе натюрморт, а просто за то, что он есть.
- Активно слушайте, когда он/она что-то рассказывает. Не отвлекайтесь на телефон или бытовые дела, покажите, что вам интересно и вы включены в разговор.
- Приятно проводите время вместе каждый день: читайте на ночь, ужинайте за разговорами, смотрите мультфильмы, гуляйте по вечерам.
- Не вмешивайтесь, если ребенок справляется сам. Он попросит, если будет нужна помощь.
- Проявляйте позитивную заботу. Часто забота превращается в контроль. При желании максимально оберегать ребенка, вы можете давить на него. В период учебного года на детей давит много других факторов. Заботьтесь аккуратно. Оставляйте ребенку возможность выбирать.
- Откровенно делитесь своими чувствами, это повышает доверие. Говорите с ребенком обо всем. Он будет в первую очередь искать ответы на свои вопросы у вас.
- Не забывайте о себе. Организуйте регулярный досуг без детей: встречайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, выбирайтесь в походы. Если у вас много энергии и вы довольны жизнью, ребенок будет тянуться к вам активнее.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рад (а) тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо, что ты пришел», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть».
- Любите. Это лучшая помощь и поддержка. Так ребенку проще принимать решения и действовать. Родительская любовь — это готовность принять любые трудности и предложить свою помощь и заботу в их решении.