Юрист для дрона: кто возьмет на себя правовые риски использования робота

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Машин, такси, автобусов, передвигающихся без водителя, в будущем станет только больше, а значит вырастет потребность в специалистах для работы с ними. Разобрались, чем занимаются «юристы беспилотников» и чем будут

Кто такой юрист в сфере беспилотного транспорта

Юрист в сфере беспилотного транспорта — это специалист, который помогает с юридическим сопровождением при эксплуатации, производстве, покупке, аренде, продаже или страховке беспилотных средств.

Он может заниматься сопровождением компании, которая только разрабатывает такие технологии — например, консультировать ее сотрудников по вопросам регистрации патентов или советовать, как лучше оформить документацию. В других случаях такой юрист может взаимодействовать с государственными структурами — помогать с разработкой профильного законодательства.

Юридических компаний, которые бы специализировались на работе с беспилотниками, пока немного во всем мире. Но в большинстве случаев специалисты таких практик готовы помогать отдельным людям или целым организациям, которые хотят работать с беспилотными аппаратами.

Главной характеристикой беспилотного транспортного средства является возможность работы без участия человека. А вот ограничений по местам их передвижения нет — беспилотники могут летать в воздушном пространстве, двигаться на суше и под землей, на воде и под водой. Используются они как в военных, так и в гражданских целях.

Уже существующие юристы в этой сфере занимаются консультированием тех, кто как-либо работает с беспилотниками. Часто они помогают с получением нужных документов для тестовых поездок или полетов. Такие консультации берут специалисты «Яндекса», которые работают над беспилотными такси, например, помогая договариваться с правительством о создании для них тестовых зон.

Юрист в сфере беспилотного транспорта — одна из профессий будущего.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования 150 профессий будущего

Чем занимается юрист в сфере беспилотного транспорта

Юрист в этой сфере должен работать с формированием нормативной среды: очерчивать правила игры, думать над законодательными формулировками.

Австралийский юрист в сфере беспилотного транспорта Том Пилс рассказывает, что защищал людей, которые находились под следствием за предполагаемое использование беспилотника для перевозки человека, или полет, совершенный слишком близко к контролируемому аэродрому. Другой опыт специалиста связан с консультированием представителей телевизионных станций: журналисты хотели запускать дрон для съемки вблизи «чувствительных районов» (обычно это аэропорты или центральные районы городов). Обращаются к таким юристам и компании, которые разрабатывают беспилотные летательные аппараты для оборонных целей.

Владислав Риков, руководитель практики авиации и финансирования активов юридической компании BGP Litigation:

«Сейчас поступают запросы от клиентов по работе с Министерством транспорта. Они касаются вопросов регулирования беспилотного транспорта в России и совершенствования этой сферы. Другие запросы — о финансировании проектов в сфере беспилотного транспорта».

В 3 серии 5 сезона сериала «Новобранец» офицер полиции останавливает беспилотную машину за проезд под знаком STOP. У него возникает затруднение — кому он должен выписать штраф, ведь водителя нет на месте, а сидящая в салоне девочка не управляла транспортным средством. В таком вопросе ему помог бы юрист в сфере беспилотного транспорта.
В 3 серии 5 сезона сериала «Новобранец» офицер полиции останавливает беспилотную машину за проезд под знаком STOP. У него возникает затруднение — кому он должен выписать штраф, ведь водителя нет на месте, а сидящая в салоне девочка не управляла транспортным средством. В таком вопросе ему помог бы юрист в сфере беспилотного транспорта. (Фото: Кадр из сериала «Новобранец» (The Rookie) / ABC)

Владислав Варшавский, управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры»:

«Ключевой вопрос — обеспечение соблюдения безопасности дорожного движения: кто именно будет нести ответственность в случае, если беспилотный автомобиль попал в ДТП, кто и каким образом будет вызывать сотрудника ГИБДД на место ДТП, если участниками аварии являются беспилотники. Важным будет являться и вопрос о том, кто понесет уголовную ответственность, если беспилотным автомобилем будет причинен вред здоровью человека».

Ключевые навыки

Для понимания процессов работы беспилотного транспорта юрист должен быть специалистом в конкретной транспортной сфере, например, в регулировании воздушного, автомобильного или морского транспорта, объясняет Владислав Риков. Из-за этого для начала надо совершенствовать каждое из направлений по отдельности.

Тренды профессии

Владислав Варшавский:

«Помощь юристов при работе и развитии технологий беспилотного транспорта потребуется при разработке обновленных правил дорожного движения и страховании ответственности владельцев транспортных средств. В уголовном и административном законодательстве потребуются значительные изменения. Где-то регулирование юристам предстоит создать с нуля.

Именно юристам нужно будет разработать модель, позволяющую беспилотным автомобилям серийно появиться на улицах российских городов. Необходимо будет обеспечить их сертификацию и соответствие требованиям безопасности».

Откуда придет профессия

Юридические компании, чья практика полностью посвящена работе с беспилотниками, существуют в Австралии. Похожие организации есть и в Америке. Например, юркомпания из штата Мичиган предлагает клиентам вести процессы против Федерального управления гражданской авиации США, защищать интеллектуальные права при разработке беспилотных летательных аппаратов и регистрировать патенты. А в Айове юристы даже могут вести дела общенационального значения и уже имеют нужный для этого опыт.

В России пока мало специалистов в сфере беспилотного транспорта, говорит Владислав Риков. Но развитие таких направлений идет. Оно затрагивает специалистов в области беспилотного воздушного транспорта и беспилотного автомобильного транспорта.

Еще в 2018 году заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов сетовал, что ни понятия беспилотного транспорта, ни стандартов, ни соответствующего законодательства в России фактически нет, хотя необходимость в них уже определенно есть.

Как стать юристом в сфере беспилотного транспорта

Начать в любом случае стоит с получения классического юридического образования. Самой близкой будет специализация на транспорте.

Вот несколько таких программ в российских вузах:

  • юриспруденция со специализацией на международном транспортном праве, бакалавриат в Российском университете транспорта;
  • юриспруденция со специализацией на правовых аспектах обеспечения безопасности на транспорте, бакалавриат в Государственном университете морского и речного флота.

Но в обоих случаях «дипломной» специализацией будет просто «Юриспруденция». Поэтому стоит присмотреться и к классическим юрфакам, например:

  • «Право», бакалавриат в Высшей школе экономики;
  • «Юриспруденция», бакалавриат в Санкт-Петербургском государственном университете;
  • «Юриспруденция», бакалавриат в Московском государственном университете.

Владислав Риков советует параллельно начинать работать с консалтинговыми компаниями, которые консультируют клиентов по вопросам транспортного права, или непосредственно в транспортной отрасли. По его словам, для юристов в транспортной сфере важно иметь:

  • опыт работы в транспортной отрасли;
  • понимание не только юридических процессов, но и бизнес-процессов транспортных предприятий;
  • желание развиваться в этой сфере.

Посмотреть рейтинг юридических компаний, которые работают с транспортным правом в России, можно на портале «Право 300».

Обновлено 19.10.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть