Аналитики Smart Ranking проанализировали деятельность крупнейших EdTech-проектов в сфере дополнительного профобразования (ДПО) для составления первого рейтинга, основанного не на финансовых показателях, а на качестве обучения. Составители подчеркивают, что этот рейтинг отражает скорее качество организации обучения, то есть соответствие школ набору обязательных параметров, которые важны для потребителя.
В рамках исследования были проанализированы системы контроля качества внутри самих компаний, которые используют три основных показателя: доходимость (процент выпустившихся учеников от поступивших, COR), индекс удовлетворенности (NPS) и достижение учеником основной цели обучения, чем в сегменте ДПО являются трудоустройство или карьерные изменения. Однако в силу того, что система оценки показателя у каждой компании своя, сравнивать их напрямую оказалось невозможно. Именно поэтому была предложена система оценки по внешним критериям.
Дарья Рыжкова, основатель Smart Ranking:
«Задача максимум — составить такой же рейтинг с точки зрения результатов обучения. Пока это невозможно, поскольку все компании используют разные методики расчета доходимости (COR), индекса удовлетворенности NPS и доли трудоустроенных сотрудников. Но мы рассчитываем сделать его в будущем».
Как построен рейтинг
На первом этапе было сформулировано более 20 показателей, которые могли бы быть использованы в качестве критериев рейтинга. Основные требования — этот показатель должен быть важным для клиента и его можно получить без доступа к внутренней документации компании.
В итоговом варианте осталось 12 показателей, которые были разделены на три группы:
- Институциональность — соответствие базовым требованиям к классическому учебному заведению, таким как наличие признаваемого диплома, курсы разного уровня и пр.
- Учебный процесс — техническая подготовленность школы к организации учебного процесса и ответа на запросы учеников.
- Трудоустройство — наличие системы профориентации, контакт с работодателем.
В общей сложности было проанализировано 35 EdTech-компаний — крупнейших участников рынка онлайн-ДПО. Из них в итоговый рейтинг вошли топ-15 компаний по сумме баллов, расположившиеся на 10 строчках.
Результаты
Рейтинг показал, что многие компании придерживаются близких стандартов, а потому логичнее говорить скорее о группах с близким или равным количеством баллов. Так, наиболее высокий результат показали Skillbox, «Яндекс.Практикум» и «Нетология».
Во второй группе по количеству баллов: «Актион», SkyPro и Elbrus Bootcamp.
Далее с равным количеством баллов идут SF Education, XYZ, «Академия Айти» и «Специалист».
Переход от количества
Крупнейшие игроки рынка уже давно говорят о необходимости серьезнее подходить к качеству образовательных онлайн-курсов, так как многим приходится сталкиваться с неоднозначным отношением потенциальных пользователей.
Михаил Свердлов, экс-директор по развитию онлайн-университета SkyPro:
«Мне кажется, что недоверие к онлайн-обучению — это результат социальной инерции и диванной экспертизы. Многие респонденты даже среди возраста 25–38 лет считают, что без вуза им не реализоваться в жизни. Но никто не смотрит на статистику, что 40% выпускников вузов никогда не работали по специальности».
В то же время эксперты отмечают, что ситуация постепенно улучшается.
Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования «Нетологии»:
«Конечно, на степень доверия к онлайн-курсам все еще влияет репутация инфобизнесовых проектов, но время постепенно расставляет все по своим местам. Уровень недоверия пользователей к онлайн-обучению постоянно снижается, и особенно сильно это стало заметно во время ковида. Количество выпускников образовательных платформ постоянно растет, и мы видим, что онлайн-курсы меняют жизнь все большего количества людей».
Именно поэтому возникает необходимость во внешней оценке качества онлайн-школ так же, как это уже существует в системе офлайн-образования, в частности, вузов. Международный же опыт тут применим слабо, так как онлайн-образование в России является во многом уникальным. Несмотря на внешние обстоятельства оно продолжит свое развитие, а значит, вопрос качества сохранит свою актуальность.
«В условиях рыночного спада как раз те компании, которые инвестировали и продолжают инвестировать в качество своего продукта — выиграют, — убежден Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education. — Ограниченные возможности потребителя сделают его более разборчивым, а значит требования к продукту вырастут».
С этим согласен и Георгий Бабаян, основатель Elbrus Bootcamp: «Школы, которые инвестировали в качество, сейчас чувствуют себя лучше всего. В Elbrus Bootcamp, Хекслет, HTML Academy наплыв желающих получить новую профессию». По его словам, нынешняя ситуация доказывает, что в кризис люди не готовы экспериментировать и выбирают проверенные программы с предсказуемым результатом.
Антон Копылов, операционный директор Skillbox:
«В ближайшее время в EdTech мы увидим в действии понятие «маркетнормал» — это требования, которым надо соответствовать на рынке, чтобы успешно конкурировать с остальными и чтобы твой продукт покупали. Мы видели такие примеры в других сегментах, к примеру, российский FinTech и развитие банкинга или FoodTech и доставка еды), что привело к стремительному развитию качества сервиса».
Представители рынка EdTech оценивают результаты рейтинга как полезные, хотя и не достаточные для того, чтобы делать однозначные выводы.