
Что такое Executive MBA?
EMBA или Executive MBA — это специальная программа бизнес-образования, рассчитанная в первую очередь на руководителей, собственников или топ-менеджеров компаний с управленческим стажем не менее пяти лет.
Чем отличаются MBA и Executive MBA?
Существенная разница между программами МВА для менеджеров и Еxecutive МВА проявляется в том, что среди первых чаще можно найти курсы от 3 месяцев, большое количество специализаций, а также предложения по онлайн-формату. Вторые, как правило, длятся от полутора лет и практически всегда идут в очном модульном формате.
Несмотря на то что часть программ МВА могут быть весьма насыщенными и продолжительными, общая тенденция такова, что их стоимость колеблется в диапазоне от ₽20 тыс. до ₽100 тыс. за месяц обучения даже в столичных вузах. Программы Еxecutive МВА чаще всего предлагаются по ценам от ₽100 тыс. в месяц и выше, хотя есть и исключения.
Высокая цена не обязательно является гарантией качества программы, а низкая не означает, что учащиеся получат корочки просто так. Да, возможен вариант, что невысокая стоимость сигнализирует об «остаточном» принципе формирования программы за счет модернизации существующего курса. Но, с другой стороны, любая школа заинтересована в постоянном притоке учащихся и на откровенную халтуру не пойдет.
При диапазоне от ₽250 тыс. за два года обучения на программе Еxecutive МВА в регионах до ₽9 млн в столице, можно предположить, что цена все же в меньшей степени отражает реальную себестоимость, а скорее является реакцией на запросы конкретного рынка и его платежеспособность, а также зависит от решения руководителей.
Что влияет на цену программы Еxecutive MBA?
- Постоянные расходы бизнес-школы — содержание помещений и администрации. Классические учебные заведения, для которых программы для менеджеров не являются основной деятельностью, вполне покрывают эти расходы за счет бакалавриата и магистерских программ, а потому могут учитывать их в минимальном объеме в себестоимости курсов для управленцев. Благодаря этому образуется серьезное конкурентное преимущество в виде более низкой цены, чем у узкоспециализированных бизнес-школ.
- Участие звездных спикеров в программе. Отношение к этому рекламному ходу может быть разное. Известные персоны, как правило, редко привносят в обучение реально практические вещи, так как имеют тенденцию год за годом эксплуатировать идеи, благодаря которым они и завоевали популярность. Их выступления играют скорее мотивационную роль, подчеркивая уникальность пригласившего их учебного заведения.
- Общее количество программ в учебном заведении. Увеличение числа программ обеспечивает приток дополнительных средств, а значит, позволяет свободнее обходиться с ценообразованием. Это имеет определенные побочные эффекты.
Таким образом, при оценке стоимости программы МВА или Еxecutive МВА надо учитывать, что некоторые школы берут завышенную премию за бренд и приглашенных звезд, а другие просто дополняют свой портфель востребованными программами, так как курсы для руководителей, в том числе, повышают их статус.
Цена программы опосредованно отражает специализацию задействованных на ней преподавателей. С большой долей вероятности можно утверждать, что лекторы программ нижнего ценового сегмента в качестве основной работы преподают для бакалавров и магистров. Это объясняет, почему стандартный курс МВА может порой превратиться в Еxecutive МВА.
Если принципиальное отличие между ними только в том, что ЕМВА предназначена для руководителей, как правило, с управленческим стажем не менее пяти лет, то добавление нескольких занятий практической и стратегической направленности выглядит логичным и не требующим больших затрат шагом. Программы более высокого ценового сегмента скорее ориентируются на преподавателей, изначально занятых именно в сфере бизнес-образования.
Однако ни в первом, ни во втором случае нельзя сделать однозначный вывод о качестве преподавания. Можно лишь говорить о разнице в стиле и форме общения между лектором и учащимися и культуре взаимодействия.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Как выбрать программу Еxecutive MBA?
Нетворкинг
Социальный состав участников в региональных и столичных школах, на дорогих и более доступных программах будет разным. От этого будет зависеть результативность использования новых связей, а значит, и возможность получения возврата на инвестиции в образование в будущем.
Компетенции и дальнейшая работа
Программы МВА чаще всего специализированные, «заточенные» под развитие определенных компетенций, поэтому выбирать их надо исходя из планируемого направления дальнейшей работы и возможных требований потенциального работодателя к глубине погружения в специальность. Если программа краткосрочная и важно лишь освежить знания, то в этом случае вполне можно ориентироваться на цену дешевле, не забывая посмотреть отзывы. Если нет ближайших планов переезжать в Москву или Петербург, то и нет необходимости переплачивать за столичную бизнес-школу: набор предметов и список литературы будут примерно одинаковыми и там и там.
Контент и преподаватели
Для долгосрочных программ, в том числе и Еxecutive МВА, где разброс цен более значим, стоит уточнить несколько моментов.
- Сколько и каких курсов предлагает школа — чем их больше, тем логичнее обоснование низкой цены, но тем выше вероятность попасть на преподавателя «широкого» профиля, который читает курсы на множестве программ.
- Будут ли выступать звездные спикеры, чье участие оправдывает высокую цену, и принять решение, готовы ли вы переплачивать за то, чтобы их послушать.
- Есть ли выездные модули, программы обмена и иностранные партнеры. Последний пункт однозначно удорожает обучение, но при этом значительно расширяет возможности учебной программы и кругозор.
Финансовая поддержка
При анализе программ МВА или Еxecutive МВА стоит внимательно ознакомиться с возможностью получения стипендий и грантов. В России редко можно встретить грант, покрывающий полностью стоимость обучения, как это бывает, например, в Гарварде или Лондонской школе бизнеса. Но достаточно часто предоставляются скидки за единовременную оплату, рекомендации выпускников и отправку нескольких учащихся корпоративными клиентами.
Часть школ используют систему грантов, позволяющую покрывать значительную стоимость программы. Чаще всего эта информация есть на сайтах бизнес-школ, иногда в замаскированном виде под шапкой «частых вопросов» или «особых условий поступления». Но ее точно не будут скрывать при личной беседе, поэтому не стесняйтесь посещать дни открытых дверей.