По подсчетам Минцифры, в 2021 году в России не хватало от 500 тыс. до 1 млн IT-специалистов. Одной из проблем стал и дефицит бюджетных мест в вузах по IT-направлениям — их насчитывалось всего 80 тыс. По данным ассоциации компаний-разработчиков программного обеспечения «Руссофт», многие IT-специалисты уезжают работать в другие страны. К концу первого полугодия 2022 года около 40 тыс. профессионалов собираются выехать из России. Чтобы предотвратить это, Минцифры утвердило закон о пакете мер поддержки IT-отрасли. Профильным специалистам предлагают отсрочку от армии, налоговые льготы и увеличение грантов и льготных кредитов. Кроме того, правительство запустило специальную программу подготовки «айтишников» в вузах страны, чтобы снизить дефицит кадров в отрасли.
Зачем нужны «цифровые кафедры»
«Цифровые кафедры» — это программы профессиональной переподготовки, предусмотренные федеральным проектом «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации». Поступить на них смогут как студенты IT-специальностей, так и все остальные. В сентябре 2022 года такие кафедры появятся в 115 российских университетах, уже присоединившихся к программе «Приоритет 2030». Всего на данный момент разработано 300 образовательных программ.
Ожидается, что до конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по IТ-профилю получит 1 млн 135 тыс. студентов.
В 2022 году на «цифровые кафедры» смогут поступить более 80 тыс. студентов — набор уже идет, он завершится в середине лета.
В процессе обучения студенты пройдут комплексную оценку развития цифровых компетенций. Для этого на базе университета «Иннополис» создан ассессмент-центр. После успешной сдачи экзамена в форме публичной защиты проекта студенты получат диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.
Дата-аналитика и промышленный дизайн: что предлагают студентам вузы
Каждый вуз самостоятельно занимается разработкой образовательных программ дополнительной профессиональной переподготовки. Направления подготовки будут включать разработку цифровых продуктов, веб-приложений, администрирование отечественных операционных систем.
Например, в «МИРЭА — Российском технологическом университете» студентам, уже обучающимся по IT-направлениям, предложат усиленную подготовку и обучение новым профессиям. Остальным учащимся будут преподавать программы более простого уровня, направленные на развитие базовых IT-компетенций. В РТУ МИРЭА будут готовить по таким направлениям как интернет вещей, средства программной разработки, программирование и создание IT-продуктов, системное администрирование, разработка мобильных приложений, управление на основе данных, создание алгоритмов и программ, пригодных для практического применения.
Студенты социогуманитарных факультетов Томского госуниверситета смогут получить дополнительную квалификацию по дата-аналитике и медиамаркетингу. Первая программа профпереподготовки даст учащимся базовые инструменты аналитики данных, вторая же посвящена онлайн-журналистике, медиамаркетингу, навыкам производства контента в основных онлайн-форматах. В дальнейшем этот курс будет использован для создания университетских и факультетских SMM-команд, призванных развивать присутствие ТГУ в цифровом пространстве.
В Северо-Кавказском федеральном университете идет разработка программ профессиональной переподготовки в сферах Big Data, интернета вещей, искусственного интеллекта, кибербезопасности и защиты данных, поиска новых и портативных источников энергии, программирования и создания IT-продуктов, промышленного дизайна и 3D-моделирования, цифрового дизайна, а также цифрового маркетинга и медиа. Эти программы предназначены для студентов 3–4 курсов бакалавриата и рассчитаны на 12 месяцев обучения. Первый выпуск состоится в 2023 году.
В Казанском федеральном университете (КФУ) появится набор программ дополнительного образования по IT по программированию, разработке ПО, аналитике и другим этапам жизненного цикла разработки.
В Российском университете транспорта (МИИТ) студентов будут обучать разработке IT-решений актуальных отраслевых транспортных задач и прикладным программам по созданию цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры.
В Алтайском государственном университете появятся дисциплины «Цифровая культура» и «Цифровая культура в профессиональной деятельности».
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) отметили, что студенты будут проходить практику в профильной сфере. Вуз будет приглашать работников организаций реального сектора экономики и экспертов-практиков IT-сферы в качестве преподавателей. Начиная с 3–4 курса студентов будут привлекать к работе над реальными проектами в научных лабораториях и на базовых кафедрах индустриальных партнеров, таких как «Яндекс», ABBYY, 1С, «Сбербанк», «СберТех», Тинькофф Банк, НКБ ВС, S7, ВТБ и других.
Сессия РБК Трендов «Сверхновые карьерные траектории» пройдет в рамках юношеской секции «ПМЭФ.Юниор» 15 июня 2022 года в КВЦ Экспофорум, Санкт-Петербург. В рамках дискуссии эксперты обсудят, есть ли сегодня альтернатива высшему образованию, можно ли lifelong learning противопоставить университетскому образованию и как не устареть «человеку учащемуся» в мире, где больше не работают привычные ориентиры.
«Цифровые кафедры»: мнение бизнеса
По словам основателя и совладельца 1С Бориса Нуралиева, компаниям важно обучать настоящих и будущих сотрудников современными технологиями, поскольку цифровизация стала основным трендом повышения эффективности работы предприятий и учреждений. При этом, подчеркнул он, для программ высшего образования не-IT специальностей важно также, чтобы специалисты понимали принципы работы систем: например, врачи должны разбираться в принципах работы томографа, а строителям нужно иметь понимание принципа работы BIM.
Борис Нуралиев, основатель 1С:
«Основная идея цифровых кафедр заключается в том, чтобы студенты, прошедшие обучение, не просто «владели определенными навыками из IT-сферы, а действительно могли работать в IT-индустрии. Это не просто грамотные пользователи, это полноценные специалисты — программисты, разработчики. Их ключевое преимущество — в знании и хорошем понимании той предметной области, с которой связано их основное направление обучения. Они гораздо более ценны для разработки современных прикладных систем, чем чистые кодировщики, которым специалисты предметной области должны ставить и детально «разжевывать» задачи.
Наша компания занимается автоматизацией и цифровизацией бизнеса — и мы хорошо знаем, что невозможно сделать качественные решения без понимания, как этот бизнес работает».
По словам Нуралиева, 1C уже разработала собственные прототипы программ обучения для цифровых кафедр и рассчитывает на то, что вузы будут заинтересованы в их имплементации. Помимо предложения стажировок и практик для студентов цифровых кафедр компания планирует также разработать необходимый комплекс учебно-методических материалов.
В Ozon работают более 45 тыс. человек, из них 3 700 сотрудников заняты в IT-лаборатории, в 2022 компания планирует расширять команду и уже помогает будущим работникам получить нужные навыки благодаря программам для стажеров, бесплатным образовательным курсам по востребованным практическим навыкам, а также внутренним программам обучения и развития.
Сергей Беляков, управляющий директор Ozon:
«Полноценное IT-образование невозможно без базы фундаментальных знаний дисциплин естественно-научного цикла. «Цифровые кафедры» призваны не заменить, а дополнить образование IT-специалистов с учетом требований современного рынка труда. Безусловно, такое обучение будет полезно молодым специалистам, связывающим свою будущую карьеру с цифровыми технологиями».
По словам Белякова, только «цифровых кафедр» будет недостаточно для того, чтобы покрыть потребность рынка в молодых специалистах, поэтому компания активно открывает собственные кафедры в ведущих технологических вузах. Так, кафедры Ozon уже работают в ИТМО (Санкт-Петербург), МФТИ (Физтех) и МАИ. Такая структура обучения помогает молодым специалистам быстрее «влиться» в высокий темп работы, а компаниям — за кратчайшие сроки интегрировать новичков, подчеркнул спикер.