Об авторе: Дмитрий Томисонец, руководитель образовательной онлайн-платформы «Чевостик».
Что мы должны знать о поколении Альфа
Социальный исследователь Марк МакКриндл, предложивший сам термин «поколение Альфа» сказал: «Поколение Альфа будет самым формально образованным поколением за всю историю, поколением с наибольшим количеством технологий и самым богатым поколением в мире». Это дети, родившиеся с 2010 года, в этот же год выпустили первый iPad и запустили Instagram (с марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда). Это поколение так же легко использует смартфоны и планшеты, как их предшественники карандаш и бумагу, а Siri и «Алиса» сопровождают их с самого детства. Прогнозируется, что 90% представителей поколения Альфа закончат школу: сейчас только 80% детей с этим справляются.
Важно помнить, что треть жизни самых старших из Альф прошла на удаленке, потому что в 2020 году началась пандемия — в это время им было 9–10 лет. Они запомнят, как их родители отправлялись на работу за кухонный стол, а балконы превращались в рабочий кабинет. А еще они не понаслышке знают, что такое онлайн-образование и лекции в Zoom.
Еще одна особенность поколения Альфа — долговечность или отложенное взросление. Им потребуется больше времени, чтобы взять на себя взрослые обязанности, они будут дольше учиться и позже рожать. А многие из них станут долгожителями. Что касается образования, эти дети очень требовательны. Они хотят получать не широкое образование, а углубляться в интересующие их темы, исследовать мир и принимать вызовы. Возможно, для них получение степени магистра станет нормой, но это будет отсрочивать момент их выхода на рынок труда.
Альфы обладают клиповым мышлением, а значит, информация для них должна быть более концентрированной и не растянутой во времени. Мы кардинально изменили подачу материалов для детей за последние несколько лет. Например, изначально 20 лет назад наши «аудиопутешествия с Чевостиком и дядей Кузей» подразумевали формат на 60 минут. Постепенно с развитием проекта стало очевидно, что детям уже не интересно быть только слушателями в течение часа, они не воспринимают эту информацию. Тогда мы начали искать причину и первым делом сократили хронометраж в два раза, добавили интерактив, поменяли формат занятий. Вовлеченность сразу увеличилась. В итоге мы пришли полностью к интерактивному формату, ребенок не только слушает, но и сам управляет уроком. Например, взаимодействует с персонажами на экране, выполняет дополнительные задания, влияет на ход развития сюжета. Этот подход дает хорошие результаты, помогает вовлекать ребенка в обучение.
Инструменты и подходы для обучения «Альфа»
YouTube, Zoom, Google Meet, онлайн-доски — это уже то, что никуда не уйдет. Потому что чем чаще родители будут работать удаленно, тем больше дети будут задаваться вопросом: а зачем нам ходить в школу? По данным исследования ВШЭ, в 2021 году онлайн-образование в России занимало только 0,3% от дошкольного образования и 1,5% от общего среднего. В дополнительном школьном образовании эта доля выше — 6,8%. Мы только вступаем в эру цифрового обучения.
Еще 15 лет назад, чтобы послушать музыку, надо было купить компакт-диск и иметь проигрыватель. Сегодня все это доступно в YouTube, Spotify и других стриминговых сервисах. Нынешняя система образования разработана для другой эпохи и экономических обстоятельств. Сейчас во многих странах идут дискуссии о том, как менять систему, потому что она достаточно архаична. Слишком заметно, что подготовка детей идет не всегда в ногу со временем.
Скорее всего, когда мы окончательно выйдем из пандемии, традиционные школы вернутся к старым методам обучения. Но уроки цифрового образования не должны быть потрачены впустую. За последние два года многие поняли, что смешанный тип обучения может быть очень продуктивным.
Соцсети становятся дополнительным источником образования. Все больше учителей открывают образовательные каналы и страницы, например, Тамара Эйдельман и Александр Толмачев (detlektor).
Искусственный интеллект может находить лучшее время для обучения, определять сильные и слабые стороны ребенка и строить индивидуальную траекторию обучения.
Например, проект Khan Academy показывает, что есть индивидуальная кривая развития ребенка. И подавать информацию нужно именно в том темпе, в котором ребенок ее усваивает, а не просто поступательно и в усредненном порядке.
Однако персонализированные программы обучения — это только начало. Обучение, будь оно дома или в классах, должно развиваться таким образом, чтобы дети могли преуспевать среди сверстников и решать проблемы реального мира в здоровой, позитивной обстановке. Методы оценки также нуждаются в быстром пересмотре и выходят за рамки результатов тестов на централизованных экзаменах.
За интерес поколения Альфа бороться еще сложнее, чем за внимание зумеров. Поэтому образовательным компаниям приходится внедрять новые инструменты и подходы. Но ни у одной компании не хватит компетенций и ресурсов, чтобы закрывать все потребности ребенка. Поэтому все большую популярность набирают образовательные маркетплейсы. Они станут точкой входа, где ребенок найдет ответы на вопросы и будет заниматься тем, что ему нравится.
Мы начинаем внедрять формат маркетплейса и уже работаем с первыми партнерами. Недавно выпустили обучающее путешествие с «Лабораторией Александра Толмачева» (detlektor). В его проекте собраны видеолекции, журнал, подкасты, книги. В ближайшее время планируем запустить подкасты вместе с проектом Arzamas «Гусьгусь». Они собирают лекции, рассказы и колыбельные в аудиоформате и реализуют потребность детей в хаотичном потреблении: можно найти как рассказы про динозавров, устройство телескопа, историю Древнего Египта, так и мемы, «Гарри Поттера» или My Little Pony.
Какие навыки развивать детям
В будущем 65% зумеров будут работать в профессиях, которых сейчас не существует. Среди Альф этот процент станет еще выше. Поэтому обучение все больше сосредотачивается на навыках, а не конкретных знаниях, потому что последние будут слишком быстро устаревать. Гораздо важнее становится научить детей работать с информацией, взаимодействовать с людьми и защищать свои идеи.
Родители считают, что Альфа-учащиеся в наибольшей степени обладают цифровыми навыками и творческими способностями (60% и 57% соответственно). Однако предстоит проделать большую работу в области критического мышления, которое родители оценивают как самую низкую компетенцию: всего 43%. Также в последнее время растет тренд на благополучие (well-being) во всех сферах жизни среди всех поколений. За последние пять лет почти половина родителей (48%) повысили свои ожидания от школы своего ребенка относительно поддержки well-being.
Большую роль будут играть развитие soft skills и концепция 4К (коммуникация, креативность, критическое мышление и координация). Эта система появилась в России в ответ на запрос работодателей, и они будут полезны даже тем, кто не планирует построить карьеру предпринимателя или генерального директора. Мы уделяем большое внимание развитию гибких навыков. Через «диалоги Чевостика и дяди Кузи» учим вести диалог по существу и не перебивать собеседника. С помощью иллюстраций развиваем в детях креативность и эстетическое восприятие, сотрудничаем только с лучшими иллюстраторами. Среди них, например, Роман Мурадов, американский иллюстратор с русскими корнями, который работал с New Yorker, Vogue, The New York Times и другими изданиями; художница Леся Щукина (она рисовала и дудлы для Google), арт-группа Doping-pong (пионеры digital-art в России) и другие талантливые иллюстраторы.
Чем интересуются дети
Мы видим, что естественнонаучные темы популярны среди детей больше остальных. Их интересует физика, космос и то, как устроен этот мир. Возможно, к тому моменту, когда вырастет поколение Альфа, космический туризм станет нормальным явлением и полет туда можно будет сравнить с текущей путевкой на Мальдивы.
Мы сейчас делаем программу о том, какую планету можно было бы колонизировать в нашей солнечной системе. Работы 1950–60-х годов не популяризированы. А ведь еще советские ученые рассказывали, как можно колонизировать Венеру. Это были детально проработанные варианты. Мне кажется, для детей это может быть вполне увлекательно.
Как меняется образование
Мы все больше уходим от академического подхода в обучении и воспитании. Даже родители не хотят сухие факты и знания. Поэтому все чаще появляются жизненные или яркие примеры, интересные демонстрации и используются технологии для вовлечения в процесс.
XXI век — век специализаций. Важно быть не среднячком во всем, а отлично разбираться в конкретной области. Прошли те времена, когда знания определялись стандартизированными тестами. Поэтому задача образовательных компаний — вдохновляться культурой инноваций и менять традиционные подходы. Если компания действительно собирается быть «готовой к работе с детьми» и создавать системы обучения, в которых дети поколения Альфа будут процветать, она не должна останавливаться и медлить.