По подсчетам Bloomberg, специалисты, которые оставили работу с зарплатой $50 тыс. в год ради очного обучения по программе МВА, после получения диплома увеличили доход в среднем на 80%. Качественный скачок в карьерных перспективах происходит и у выпускников российских бизнес-школ.
MBA в России и на Западе: ключевые отличия
Мировые программы MBA имеют давнюю историю: их прообраз возник в США в конце XIX века. Тогда у организаций появилась необходимость в сотрудниках, которые владеют научным подходом к управлению. Первый такой курс появился в Университете Гарварда в 1908 году, там же разработан классический метод кейсов. Европейская MBA впервые представлена в 1964 году во французской бизнес-школе INSEAD. В России программа гораздо моложе и запущена в экспериментальном режиме лишь в 1990-х годах. А первая фундаментальная MBA на английском языке появилась в бизнес-школе Сколково в 2009 году.
В западных странах степень MBA почти всегда означает повышение заработной платы. По некоторым исследованиям, зарплата специалистов с дипломом MBA на 75% больше, чем у выпускников бакалавриата. В России получение бизнес-образования не равнозначно увеличению дохода, как это происходит в США и Европе. HR консервативных компаний неохотно смотрят на то, чтобы сотрудник получил MBA. Ведь по окончании курса ему необходимо качественно новое предложение по должности и зарплате. Однако линейные менеджеры, получившие такой диплом и запустившие бизнес в России, отмечают увеличение дохода на 50%.
Отличается и профиль самих учащихся. К примеру, слушатели MBA Гарвардской бизнес-школы имеют в среднем пять лет опыта работы и большинство (26%) получили инженерное образование. Многие студенты обладают бэкграундом в консалтинге и венчурных фондах — 15% и 16% соответственно. Доля женщин на гарвардских бизнес-программах — 46%. Также велико количество международных студентов — 37%. Средний опыт работы поступающих на программы MBA в США — 4,3 года.
Средний возраст слушателей MBA в России — 31–33 года, большинство из них — это менеджеры среднего звена. При этом некоторые школы требуют всего 2 года управленческого опыта для поступления.
Молодой возраст рынка бизнес-образования в России имеет свои преимущества: отсутствуют жесткие институциональные рамки, которые строго регламентируют подход к бизнес-образованию и сдерживают развитие программ. К примеру, доступны онлайн-курсы и гибридные форматы обучения. Мы запустили MBA «Лидеры изменений» совместно с ВШМ СПбГУ как раз в смешанном формате: онлайн и офлайн. То есть 50% времени посвящается интерактивным онлайн-занятиям, 20% — офлайн на кампусе, а оставшиеся 30% времени учащиеся осваивают материал самостоятельно с помощью видеолекций, заданий и бизнес-проектов.
Если говорить о недостатках системы бизнес-образования в России, то стоит отметить, что в законодательстве отсутствует особая категория для MBA: формально это лишь одна из форм дополнительного образования. Поэтому в стране появилось множество программ, которые не соответствуют стандартам качества классического курса для мастеров делового администрирования.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Преимущества российских программ MBA
Стоимость
Прежде всего, образование в России будет стоить меньше, чем в международных бизнес-школах, где стоимость варьируется от $60 тыс. до $200 тыс. Диапазон цен для российских программ варьируется от ₽380 тыс. до ₽1,5 млн (то есть, $5–20 тыс.). Добавляем сюда отсутствие существенных затрат на логистику и проживание в чужой стране. Например, в случае MBA «Лидеры изменений» за 18 месяцев подразумевается прохождение четырех учебных модулей по 4–5 дней в Санкт-Петербурге, но затраты в этом случае все равно несопоставимы с переездом на год в Европу или США.
Актуальность
Отечественные программы адаптированы под российские реалии и законодательные нормы. Если человек планирует работать и развиваться в своей стране, то логично получать диплом именно здесь. Обучение в Лондоне или Нью-Йорке даст общую теоретическую базу, однако практические кейсы будут оторваны от российского рынка. Плюс ко всему преподаватели MBA чаще всего — практикующие специалисты, имеющие актуальные знания из индустрии, которые помогают слушателям в карьерном развитии и понимании процессов в российских компаниях. А если у учащегося уже имеется бизнес, он может совместить работу с учебой и сразу применить на практике полученные знания, увеличивая таким образом свой доход.
Локальный нетворкинг
При обучении в России можно сформировать социальный капитал и встретить единомышленников, которые помогут с конкретными бизнес-задачами на российском рынке. Помимо прочего, студенты часто приобретают друзей, которые находятся на одном с ними ценностном уровне, что довольно непросто во взрослом возрасте.
Зачастую среди своих одногруппников слушатели находят партнеров для совместного ведения бизнеса в России и СНГ. Руководители присматриваются к людям, которые учатся вместе с ними на одной программе, чтобы подобрать новых сотрудников к себе в команду. На собеседованиях бывает сложно сразу увидеть кандидата и понять его компетенции, а во время учебы создается идеальная атмосфера для непринужденного хантинга.
Упор на soft skills
Модули ряда российских программ нацелены на развитие гибких навыков. Хотя в российской бизнес-культуре все еще сохраняется образ авторитарного и бескомпромиссного лидера, глобально он все менее актуален. MBA помогает менеджерам развивать soft skills, но при этом учитывает культурные особенности российских предпринимателей и управленцев.
Специальные условия
Наконец, в России можно получить особые условия по стоимости, которые часто предлагаются бизнес-школами при единовременной оплате обучения, при ранних бронировании/оплате или при заключении корпоративных договоров. Если слушатель самостоятельно оплачивает курс и имеет официальную работу, он может оформить налоговый вычет, составляющий 13%.
Будущее программ MBA в России
Российское бизнес-образование трансформируется благодаря новым потребностям. Растет качество программ, и все больше школ получают международные аккредитации AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business), EFMD (European Foundation for Management Development) и АMBA (Association of MBAs). Модули бизнес-программ включают развитие востребованных навыков — soft skills — и в будущем им будет уделяться еще больше внимания. Меняются и форматы обучения — некоторые курсы переходят в онлайн и растет потребность в гибридных программах, когда человек может получать максимальную пользу от обучения и сохранять идеальный work-life-study баланс.