Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Креативный лидер: в каких компаниях он необходим и как им стать

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Соосновательница агентства SETTERS Александра Жаркова рассказывает, что такое креативное лидерство и почему это «новый черный» любого управленца

Об эксперте: Александра Жаркова, CEO SETTERS EDUCATION и спикер образовательных курсов для руководителей. Креативное агентство SETTERS появилось в 2015 году. За шесть лет его команда выросла до 200 человек, а комьюнити в социальных сетях — до 500 тыс. Параллельно основатели компании развивали образовательный проект SETTERS EDUCATION — на платформе учились дизайнеры, маркетологи и управленцы. А недавно появился курс по креативному лидерству.

Что такое креативное лидерство

В США и Европе, где концепция креативного лидерства начала развиваться раньше, с ее помощью сегодня успешно обучают руководителей из разных сфер общественной жизни: бизнеса, культуры и искусства, политики. Кураторы Berlin School of Creative Leadership, например, предлагают понимать под «креативным лидерством» особый набор навыков, которые помогают действовать в условиях стремительного развития глобальных рынков и технологий. Подразумевается, что современные лидеры наблюдают и интерпретируют события и учатся принимать решения, ориентируясь не на предполагаемые закономерности и устоявшиеся нормы, а на уникальные обстоятельства и собственные навыки и ощущения. Они все время создают нечто новое, работают с инновациями, раскрывая в бизнесе более широкое понятие «творческого потенциала».

Помимо Berlin School of Creative Leadership, подготовкой креативных лидеров занимаются, например, Co-Active Training Institute в Великобритании и Design Thinkers Academy в Нидерландах. А среди состоявшихся креативных лидеров перечисляют ведущих предпринимателей планеты — Джефа Безоса, Илона Маска, Марка Цукерберга, Марка Бениоффа и Тима Кука. Что делает этот подход таким популярным?

  • Понимание, что современный лидер аутентичен. Из-за того, что ему приходится проявлять гибкость в стремительно меняющихся обстоятельствах, он руководит, опираясь не на классические сценарии, а на собственные уникальные навыки и опыт. Соответственно, такого лидера нельзя ориентировать на истории чужого успеха. Основа обучения креативному лидерству — персонализация.
  • Умение искать решения через освоение новых моделей поведения в привычной ситуации. Персональный опыт важно формировать не только через повторение, но и через эксперимент — современный лидер умеет учиться, разрабатывать и проверять гипотезы.
  • Навык формирования безопасной креативной рабочей среды. Команда креативного лидера не боится создавать новое и растет вместе с ним, оказывая непосредственное влияние на развитие компании.

Чем креативный лидер отличается от опытного руководителя

Не каждый руководитель может быть лидером, и не каждый лидер комфортно чувствует себя на руководящей должности.

Руководитель выполняет в компании конкретные профессиональные задачи: координирует и оптимизирует процессы, принимает стратегические решения, поддерживает коммуникацию с командой, подрядчиками и клиентами.

А вот лидер может заниматься чем угодно. Лидерство это не профессия, а мягкий навык (или их сочетание) — и оно полезно не только менеджерам. В современном мире soft skills выступают одним из драйверов карьерного роста. По данным Гарвардского и Стэнфордского университетов и Фонда Карнеги они на 85% определяют успех человека в профессии. О том же говорят внутренние исследования Google. В самых продуктивных командах одного из ведущих работодателей планеты работают люди с развитой эмпатией, коммуникативными навыками и лидерскими качествами.

Экономика образования Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Обычно навыки креативного лидерства начинают формироваться еще до прихода в программу обучения или продолжительной работы на руководящей должности. Их основа — жизненный опыт. Задача коуча в таком случае — помочь студентам превратить развитую интуицию (хотя она уже подсказывает им удачные решения и помогает в коммуникации) в систему конкретных навыков и инструментов, которыми они смогут пользоваться осознанно.

Примечательно, что креативного лидера нельзя определить через особенности характера. Его отличает не конкретная черта, а умение организовать работу команды, оптимальным образом используя то, что имеется у него в распоряжении.

Кому нужен креативный лидер сегодня

Креативный лидер нужен любой команде: от молодого стартапа, открытого к экспериментам, до государственного учреждения, в котором пробовать что-то новое гораздо сложнее.

Еще в 2019 году LinkedIn назвала креативность самым важным навыком в мире. А Всемирный экономический форум включил креативность в число навыков, которые определяют процветание в условиях Четвертой промышленной революции.

  • Согласно опросу Adobe и Forrester Consulting, креативные компании с большей вероятностью становятся лидерами рынка, занимая на нем большую долю, чем конкуренты.
  • По мнению Harvard Business Review, креативность и коммуникативные навыки людей, а также скорость и масштаб работы ИИ дополняют и усиливают друг друга, способствуя развитию компаний. Благодаря креативному лидерству люди и технологии могут работать вместе. Такое сотрудничество помогает решить проблему сокращения рабочих мест на фоне автоматизации: креативный лидер легче адаптируется к запросам рынка и осваивает новые профессии.
  • Креативные лидеры создают инновации и определяют картину будущего. По данным McKinsey, около 60% компаний, занимающих лидирующие позиции в списке самых креативных, относят себя к лидерам инноваций и лидерам отраслей.

Фото:Unsplash
Экономика образования Дивергентное мышление: как прокачать свои креативные навыки

Как устроена работа команды при креативном лидерстве

Креативное лидерство помогает по-новому видеть и проживать привычные ситуации: развиваясь как креативный лидер, человек часто отказывается от привычных ярлыков. Поэтому креативное лидерство не предполагает «золотого стандарта» выбора, сделанного лидером в той или иной ситуации.

В качестве примера можно привести построение отношений в коллективе. В основе субординации всегда лежат личные границы. И каждому креативному лидеру предстоит принять индивидуальное решение: дружить с коллегами или ограничиться деловыми отношениями.

И в вопросах субординации, и в любых других важных решениях бесполезно ориентироваться на опыт других компаний. Даже если они вам нравятся, вы все равно не сможете воспроизвести у себя все факторы, которые помогали им развиваться. Важно учиться принимать решения, оптимальные для вашей уникальной ситуации.

Пример из личного опыта: Когда я начинала развивать SETTERS, была уверена — «правильный» коллектив должен любить компанию так же, как я. Каждый уход я воспринимала, как предательство. Но все изменилось с опытом — в какой-то момент я смогла отпустить представление о правильных настроениях и сосредоточиться на том, что на самом деле влияет на нашу работу: развитии команды, постановке целей, оптимизации процессов и на собственном росте как руководителя.

  • Вдохновляться примером других компаний — это нормально и полезно. А вот пытаться сделать «точно так же» обычно бессмысленно. Креативный лидер умеет адаптировать и переиспользовать опыт, ориентируясь на актуальные задачи и обстоятельства. Сохраняйте гибкость.
  • Компании, которые используют креативное лидерство, стремятся также развивать креативность отдельных сотрудников. Правила Google, например, разрешают команде использовать 20% рабочего времени на любые занятия, которые им больше нравятся.
  • Важный навык креативного лидера — умение говорить с командой открыто. Он учится задавать правильные вопросы и выбирать подходящие механизмы для сбора обратной связи. Интересуйтесь, как люди себя чувствуют и как оценивают ваши лидерские успехи и результаты компании.
  • Один из инструментов внутреннего аудита — team-mapping. Это система координат, для которой нужно придумать пересекающиеся шкалы, на которых вы разместите известные компании. Затем попросите сотрудников определить на карте место для вашего бренда. Обсуждайте, почему он оказался именно там и в какую сторону разным людям хотелось бы его продвигать.
  • Аналогичным образом можно проводить и внешние исследования. Узнайте, какой видят вашу компанию со стороны и оцените, насколько этот образ соответсвует самоощущению команды — тому, что видят сотрудники.
  • Некоторые ребята в SETTERS выделяют «на подумать» отдельные слоты в календаре. Предполагается, что это время человек на самом деле проведет с определенным вопросом, фиксируя возникающие ощущения, ассоциации и идеи. Рефлексируйте: в современном динамичном мире легко отказаться от этого ритуала — но вместе с ним уйдет много ценных инсайтов.

Как стать креативным лидером: три главных совета

Улучшить модель управления помогают несколько небольших изменений.

  1. Больше общайтесь. Руководителю важно синхронизироваться с реальностью, но коммуникации в коллективе для этого недостаточно. Важно соприкасаться с другими лидерами, узнавать, что они делают и думают, с какими проблемами сталкиваются. Здесь подойдут не только реальные разговоры. Почитать книгу, например — тоже форма коммуникации с опытом другого.
  2. Не пытайтесь быть лучшим. Одно время я была уверена, что хороший лидер умеет все. На старте это правда работало: у меня всегда было свое мнение, я разбиралась в текущих процессах не хуже исполнителей. Но компания росла: в какой-то момент команда вышла на новый уровень, и я перестала за ней успевать. Я ругала себя за это. Когда ко мне приходили с вопросом, на который я не знала ответа, я продолжала искать его самостоятельно вместо того, чтобы предложить профильным специалистам подумать вместе. Это выматывало, вело к выгоранию. Я стала рефлексировать свое поведение. И со временем поняла, что хорошим руководителем меня делает не обладание всеми ответами. Моя сила в том, что я умею вдохновить команду экспертов поискать такие ответы самостоятельно. Так я научилась просить помощи.
  3. Формируйте экологичный подход к развитию. Точка роста лидера и команды — кризис. Но кризис компании может как совпадать с кризисом лидера, так и опережать его или отставать. Раньше меня разочаровывали люди, которые не хотят расти. Но с опытом я научилась относится к этому спокойно. Темп развития и подходящее время для изменений люди должны выбирать самостоятельно. Команду нельзя винить за то, что ей интересно работать с текущими задачами. Специалисты все равно растут, просто на данный момент двигаются не по вертикали, осваивая новые задачи, а вглубь процессов, развивая текущие компетенции. Дайте команде и себе время — превратите изменения в стратегию. Все масштабные трансформации в SETTERS, например, долго проходили только через кризис. Но со временем мы научились предвидеть, что приближаемся к потолку, и планировать изменения раньше, чем они станут жизненно необходимы.
Обновлено 09.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть