Об эксперте: Владимир Пирожков — дизайнер, почетный член Российской академии художеств. Разработчик автомобилей Toyota и Citroen. Основатель и президент Инжинирингового центра «Кинетика», который работает над проектами в сфере машиностроения.
Что такое промышленный дизайн
Все материальные предметы, произведенные людьми на фабриках и заводах, — это объекты промышленного дизайна. К ним относят почти все вещи, которые мы видим каждый день, — от автомобилей, мостов, самолетов до смартфонов и зубных щеток.
Главная задача промышленного дизайна — сделать эти предметы функциональными и привлекательными внешне, чтобы люди хотели отдать за них деньги. Например, поэтому производители смартфонов не просто выпускают устройства, с помощью которых можно звонить и сидеть в интернете, а разрабатывают несколько вариантов цветов, продумывают форму корпуса.
В индустриальном дизайне существует пирамида профессионализма. На ее вершине — автомобильная сфера. Во-первых, авто — концентрация почти всех промышленных изделий, от часов до мебели, на которой мы сидим во время поездки. Во-вторых, машины должны быть универсальными. Автомобильные компании делают их такими, чтобы китаянке ростом 1,5 м и американскому баскетболисту ростом 2 м было удобно ездить на одной и той же модели.
Яркий пример того, как промышленный дизайн помог выделить один продукт среди множества других, — бренд Apple. До появления iPhone кнопки на телефонах были аналоговыми, то есть физическими. Они располагались непосредственно на корпусе, а их количество ограничивалось размером устройства. Такой вариант предлагал в том числе Nokia — популярный в те времена бренд. Но вот вышел iPhone с цифровыми кнопками, которые находились на разных виртуальных экранах. Их было больше, но при этом они не занимали места на корпусе — пользоваться телефоном стало удобнее. Теперь у людей чаще можно увидеть смартфоны Apple, чем Nokia.
Тренды промышленного дизайна
Генеративность
Генеративный дизайн возник с развитием искусственного интеллекта. При таком подходе разрабатывать новые проекты и решения человеку помогают программы.
Дизайнер формирует задачу, задает характеристики продукта, который нужно получить. Искусственный интеллект генерирует и визуализирует решения, объекты. Дизайнеру остается выбрать наиболее удачные варианты и при необходимости скорректировать их.
Главное преимущество генеративного дизайна — оптимизация производственных процессов. В производстве самолетов искусственный интеллект помогает уменьшить вес изделия за счет изменения деталей, не влияющих на скорость полета и надежность конструкции. Например, кронштейнов, на которые крепятся отделения для ручной клади. Программа предложит сделать их полыми, чтобы уменьшить вес самолета в целом.
От редакции: Такой подход используют многие компании. Например, летом 2017 года Nutella выпустила 7 млн банок шоколадной пасты с уникальным рисунком на каждой. Их сгенерировали с помощью алгоритма, который комбинировал цвета и графические шаблоны.
Программа AutoDesk Within Medical помогает создавать костные импланты, которые повторяют пористую шероховатую структуру настоящих костей.
Минимум отходов
Современные промышленные дизайнеры пытаются создавать новые продукты с минимальными затратами ресурсов, сокращать производственные отходы.
Скульптор и художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти говорил: «Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его». Так же были устроены технологии производства. Токарные станки срезали заготовку, пока не получалась нужная форма. Оставалось много мрамора, стружки и других отходов.
Сегодня компании стремятся к тому, чтобы как можно больше ресурсов было использовано в производстве и как можно меньше становилось мусором. В программе легко задать нужную форму и распечатать объект на 3D-принтере — никаких обрезков и стружки.
Причем изготовить можно вообще все, что удалось придумать, а не только то, для чего приспособлен токарный станок. Если дизайнер знает, как работает принтер, то легко распечатает даже гамбургер с идеальным соотношением хлеба, мяса и соуса.
Кастомизация
В эпоху изобилия товаров и услуг мы понимаем, что дорогой ноутбук или автомобиль не делает нас особенными. Но нам все еще важно быть индивидуальностями, отличаться от других людей.
Промышленный дизайн предлагает решение — кастомизацию. Это возможность адаптировать продукт под предпочтения каждого отдельного покупателя. Например, на свой смартфон вы можете надеть золотой чехол с бриллиантами — и он уже будет немного отличаться от миллионов других смартфонов.
Антитренды промышленного дизайна
В промышленном дизайне есть два вида антитрендов:
- идеи и решения, которые раньше были трендами, но сейчас потеряли актуальность;
- идеи и решения, у которых в теории был потенциал, но они не нашли применения на практике.
К первой категории относятся, например, старые модели автомобилей. В контексте своего времени это был качественный удобный транспорт, но сейчас нет смысла ездить на старом Porsche 1950 года. Его можно поставить в гараж и любоваться им как коллекционным предметом. Но использовать по назначению лучше современные модели автомобилей.
Пример антитренда из второй категории — сверхзвуковые самолеты Ту-144. В 1965 году они опередили свое время, но тогда такие технологии были неактуальны, поэтому производство вскоре закрыли.
Как развивается промышленный дизайн в России и в мире
Тренды и направления развития в промышленном дизайне задают США, Великобритания, Германия, Норвегия, Швеция. В этих странах запускается много стартапов в разных сферах. Они генерируют новые идеи, теории, решения, которые затем используют и адаптируют другие страны.
Китай преуспевает в разработке бытовых решений для повседневной жизни — начиная с кухонных мелочей и заканчивая системой банков.
От редакции: На торговой платформе Alibaba (включает в себя сайты Taobao, Aliexpress, Tmall и другие) продается в том числе множество домашних аксессуаров. В 2020 году суммарный доход площадки на китайском и мировом рынках составил около $57 млрд.
В России промышленный дизайн развивается не так быстро, как за рубежом. Здесь принят консервативный подход — местные производства, особенно локальные в небольших городах, не стремятся менять технологии изготовления продуктов.
Еще одна проблема России — недостаточные инвестиции в эту сферу. Ежегодно вузы выпускают тысячи промышленных дизайнеров. У новых специалистов есть идеи и энтузиазм, но здесь мало возможностей для их реализации. В России государство вкладывает в область индустриального дизайна меньше средств, чем в других странах. В основном средства идут на военные технологии. Молодым специалистам приходится заниматься разработкой ракет и оружия. Поэтому 15–20% выпускников уезжают за границу в поисках интересных проектов.
Как стать хорошим промышленным дизайнером
В России открыто 76 факультетов промышленного дизайна. Самые популярные вузы:
- Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова;
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица;
- Уральский государственный архитектурно-художественный университет в Екатеринбурге.
Если в других областях дизайна можно пройти курсы, освоить навыки по видео и статьям в интернете, то в промышленной сфере высшее образование более важно. Специалист должен знать, как устроено производственное оборудование и какие идеи можно реализовать на том или ином предприятии с инженерной точки зрения.
Что еще нужно уметь промышленному дизайнеру:
- Чувствовать тенденции индустрии — посещать российские и западные выставки, ориентироваться в современных проектах.
- Продавать свои идеи, чтобы люди могли понять, как это будет выглядеть в будущем.
- Управлять командой из инженеров, технологов и других дизайнеров, организовывать рабочие процессы.
Специалисту важно не только ориентироваться в трендах, но и предсказывать их. Сделать автомобиль более удобным, поменять цвет корпуса — значит чувствовать тенденции. Дизайнер, который умеет предсказывать их, предложит кардинально другое решение — например, придумает портал для перемещения в пространстве. Тогда автомобиль уже не будет нужен.
Промышленный дизайн развивается, появляются новые технологии и методы, которые упрощают изготовление продукта. В работе часто используют искусственный интеллект, и многие считают, что вскоре он заменит специалистов-людей. Но любой программой нужно управлять, поэтому профессия дизайнера все еще остается актуальной.
От редакции: Материал подготовлен при поддержке проекта «Лифт в будущее». Это всероссийская программа профориентации, которая дает школьникам и студентам доступ к образовательным курсам и помогает найти первую работу.