Об эксперте: Андрей Крылов — основатель и CEO платформы для автоматизации HR-процессов Skillaz.
В 2019 году исследователи из KPMG опросили более 1,3 тыс. HR-директоров и выяснили: трое из пяти респондентов считают, что их функция быстро потеряет актуальность, если не изменит подход к планированию будущих потребностей персонала. Многие из них видят решение в технологиях, сопровождающих сегодня сотрудника на всех этапах — от онбординга до увольнения.
Искусственный интеллект победил?
HR-департаменты уже активно используют технологии для повышения эффективности сотрудников. Например, «Робот Вера» может сам найти подходящие резюме и провести первичные интервью, взяв на себя рутинные задачи HR: в кейсе Coca-Cola HBC аудио-бот за день обзвонил 1,5 тыс. заявок на массовые позиции и передал «живым» HR только тех, кто проходил по формальным критериям. Существуют и более продвинутые технологии, способные на большее, нежели простую работу по скрипту. Они гибко оценивают ответы на вопросы и качества респондентов и выступают помощниками HR не только в процессе рекрутмента.
Отдельный тренд — предикативная аналитика, позволяющая прогнозировать уход сотрудника по собственному желанию или предотвращать выгорание. Например, в «Ростелекоме» разработали механизм, анализирующий порядка 50 факторов: изменения в поведении сотрудника в корпоративных системах, его настроение, интерес к мотивационным программам, карьерный трек, образование, соответствие дохода рыночному, продолжительность нахождения в офисе и так далее. Результаты публикуются на внутренней платформе для HR, которые уже дальше работают с сотрудниками в зоне риска. По итогам тестирования системы удалось удержать 70% ключевых сотрудников.
Применение ИИ для оценки кандидатов настолько распространилось, что вызывает беспокойство у профсоюзов по всему миру. Например, в Великобритании они призывают устранить пробелы в трудовом законодательстве страны, поскольку ИИ принимает высокорисковые для людей решения о приеме на работу, сокращении штата, а также мониторит производительность, распределяет смены и нагрузку. И если живой HR объяснит свою логику, то обученная на массиве данных система — не всегда.
Еще одна сложность заключается в том, что в алгоритмы обучения может быть заложена необъективность их создателя, а данные, на которых училась система, могут содержать гендерные стереотипы и другие виды дискриминации. Алгоритмов-расистов нет, но есть неправильные выборки — в итоге ИИ не только не устранит предвзятость, но усугубит ее, а компания этого не заметит.
Бизнес неизбежно будет чаще использовать большие данные и делать ставку на количественные метрики при подборе и оценке персонала.
Но можно также прогнозировать, что в ближайшее время сформируется законодательство, ограничивающее ИИ в работе HR-специалистов. Это сбалансирует тренд на использование искусственного интеллекта.
Точечные решения
Решения с применением ИИ — история для новаторов. Но и для консерваторов, которые не хотят терять «ручное» управление бизнесом, есть подходящие продукты.
У вас что-то на голове
HR-специалисты активно используют VR в процессе рекрутинга, онбординга и обучения. Так, компания Talespin разработала VR-платформу, с помощью которой можно воссоздать разные сценарии, отработать типовые задачи, смоделировать торговые переговоры или подготовить руководителей к проведению увольнений сотрудников.
VR активно применяют на опасных промышленных объектах, где невыученные уроки могут стоить жизни, так что это кросс-функциональный помощник для HR и специалистов по охране труда. Например, с помощью гарнитуры Varjo VR-1 компания Fortum, крупнейший производитель атомной энергии в Северной Европе, обучает сотрудников действиям в критических ситуациях, которые могут произойти в пункте управления.
Мы вас видим
Но бывают и более спорные решения. Так, во время пандемии наблюдался «бум» интереса к системам наблюдения за удаленными работниками: в апреле 2020 года количество запросов на тему «Как контролировать сотрудников на дому?» увеличилось на 1705%, а в мае — еще на 652%. Продажи подобного ПО выросли на 55%. Оно позволяет видеть экраны сотрудников и их самих по веб-камере, анализировать их действия, количество и длительность перерывов, движения мышки и глаз и так далее. На удаленке такое ПО работодатели устанавливают и на личные компьютеры подчиненных.
Ситуация тотальной слежки в духе романа Джорджа Оруэлла «1984» не только неприятна и сквозит недоверием, но и заставляет людей чувствовать себя уязвимыми — работать некомфортно, когда за всей твоей домашней «кухней» в реальном времени наблюдает начальство. Тем более, что проблема снижения продуктивности оказалась надуманной: в результате опроса 1,5 тыс. HR-менеджеров в рамках исследования Upwork только 22,5% специалистов по найму отметили снижение эффективности работы сотрудников, в то время как 32,2% респондентов сообщили, наоборот, о ее повышении.
Ваш личный таск-менеджер
Есть альтернативы, которые выглядят более логичными, чем тотальная слежка: это предоставление инструментов для организации работы и тайм-менеджмента, защиты корпоративных и персональных данных на удаленных устройствах. Например, в аналитической компании Mordor Intelligence, занимающейся подготовкой исследований рынков энергетики в различных странах, прогнозируют рост сегмента ПО для управления задачами с $2,35 млрд в 2020 году до $4,72 млрд в 2026 году, среднегодовой рост составит 12,3%.
Востребованность такого софта подтверждают и результаты опроса Accenture: только 20% респондентов сообщили, что отдел кадров их существенно поддерживает и способствует улучшению производительности. При условии, что для ряда компаний нормой станет формат дистанционной работы, а более консервативные рано или поздно перейдут к гибридному формату, сочетающему удаленку и офис, такое ПО бизнесу точно пригодится.
Совсем другой HR
Усложнение и диджитализация профессии HR приводит к двум параллельным трендам. Первый — появление узкопрофильных специалистов в HR. В перспективе ближайших десяти лет рынок пополнится минимум 21 профессией. Появятся:
- аудитор предвзятости алгоритмов;
- фасилитатор коммуникаций между людьми и чат-ботами;
- консультант по VR-онбордингу;
- менеджер по благосостоянию сотрудников.
Второй тренд — специалист отдела кадров все больше превращается в менеджера, не решающего вопросы самостоятельно, а правильно использующего услуги узкопрофильных профессионалов и продукты софтверных компаний. Собственного человеческого ресурса для эффективного конкурирования на рынке специалисту по человеческим ресурсам просто станет недостаточно.
Постепенно увеличивающиеся в количестве узкопрофильные решения, автоматизирующие часть HR-процессов, уступят место экосистемам. Омниканальные технологические платформы позволят сделать процесс поиска кандидатов, онбординга, а также мотивацию, поддержку и удержание специалистов бесшовными и цельными — можно будет точно проследить взаимосвязь между событиями, произошедшими на всем карьерном пути работника, и использовать эту информацию для обучения ИИ.
Преимущество экосистем также в возможности их масштабирования и гибкости — можно будет добавлять в существующую ИТ-среду для HR новые продукты и инструменты, исходя из актуальных целей компании, применяя минимум усилий по доработке и отладке.
В таких платформах может быть достигнута «золотая середина» между слепым доверием ИИ в судьбоносных для людей решениях и использованием отдельных продуктов.
Последнее слово останется за человеком, но он обладает достаточным арсеналом инструментов, чтобы справляться с вызовами рынка. Например, используя систему Skillaz, «Пятерочка» смогла сократить время найма сотрудников в 1,5 раза, поток кандидатов обрабатывается на 100%, а в день обращения трудоустраиваются 34% кандидатов. HR-специалисты теперь работают в новой цифровой среде, пользуются помощью ИИ и дополнительными функциями — таск-менеджерами с приоритезацией задач по поиску и найму, автоматическим назначением собеседований и самособираемыми офферами. Но ключевые решения они принимают сами. Это разумный симбиоз с человеческим лицом, которому не страшны перспективы ограничений в использовании ИИ в HR.
Четыре сценария будущего технологий в HR
Существует множество сценариев развития HR-индустрии. В Deloitte представили четыре версии, исходя из степени автоматизации (от низкой до высокой) и качества отношений между сотрудником и работодателем (от ситуации, когда компания — лишь один из многих равнозначных вариантов, до формата, когда компания становится персональным карьерным партнером человека).
Сценарий 1: HR 4.0
Вводные: высокий уровень автоматизации, компания — карьерный партнер.
Автоматизация задач материализовалась быстрее, чем ожидалось. Многие рабочие места заменены машинами, оставшиеся стали более сложными. В отделах кадров ИИ и VR применяются для построения тесных и долгосрочных отношений с сотрудниками. В повседневной работе они имеют больше точек соприкосновения с отделом кадров, чем когда-либо. Обучение и траектория развития подбираются индивидуально под потребности человека. HR-решения автоматизированы. Люди лояльны работодателям и идентифицируют себя с компанией, в которой работают. В целом, компания стала единственным надежным партнером для личной карьеры и развития.
Сценарий 2: «1984»
Вводные: высокий уровень автоматизации, компания — один из многих вариантов.
Конкурентное давление сильно возросло и заставило компании переориентироваться на максимизацию акционерной стоимости в краткосрочной перспективе. Их цель — извлечь максимум из человека. Работодатели вкладываются в технологии, позволяющие доказано и значительно экономить. Они сократили численность персонала отделов кадров, оставив только самых талантливых, все процессы сильно стандартизированы. Отношения между работодателями и сотрудниками слабые. Компании предпочитают инвестировать в машины, а не в людей. Сотрудники не чувствуют себя оцененными по достоинству и часто меняют работодателей, чтобы не быть от них зависимыми.
Сценарий 3: Старая школа в новом мире
Вводные: низкий уровень автоматизации, компания — один из многих вариантов.
Хакерские атаки показали низкий уровень безопасности данных в компаниях, что привело к принятию строгих законов. Вместе с отсутствием экономического роста это не способствовало инновациям. Большинство рабочих мест и задач не изменились, а демографические сдвиги привели к дисбалансу спроса и предложения. Работники HR по-прежнему выполняют много рутинных задач. Кадровая политика определяется акционерами: HR-специалисты фокусируются не на человеке и его развитии, а на согласовании спроса и предложения при минимизации затрат на персонал, что приводит к текучке. Сотрудники воспринимают компании как места для работы, которые можно легко сменить.
Сценарий 4: Только человек имеет значение
Вводные: низкий уровень автоматизации, компания — карьерный партнер.
В отношении данных введены строгие правила. Компании легко находят талантов и сосредотачивают энергию на удержании лучших. Для большинства бизнес остается бизнесом людей, а не технологий. Компании неохотно инвестируют в технологическую революцию в отделе кадров и полагаются на большой штат HR, который понимает потребности сотрудников — будь то индивидуальное обучение или оперативные решения. Это позволяет установить тесные отношения и содействовать развитию каждого. Сотрудники чувствуют это и вознаграждают лояльностью и производительностью. Процессы управления персоналом зависят от людей.
В-целом, бурный рост применяемых элементов ИИ и технологий в целом в повседневной жизни не может пройти мимо индустрии HR и образования. Меняются потребление контента, запрос аудитории, поэтому мир HRTech уже не на пороге технической революции — она происходит здесь и сейчас. Но хотелось бы, чтобы такое бурное развитие, новые предприниматели и огромные экосистемы не ограничивали нас в выборе и не усиливали за нами контроль, а все более успешно отвечали бы на главный вопрос — в чем призвание каждого отдельного человека и как заниматься любимым делом.