Об эксперте: Михаил Мягков, генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education.
Содержание:
Кто такие тьюторы
Тьютор — это специалист, который работает с ребенком индивидуально как в рамках школьного, так и домашнего обучения. Тьютор занимается с учеником по адаптированной под его потребности и особенности программе.
Название специальности происходит от английского tutor — что можно перевести как «репетитор». Однако от репетитора тьютор отличается тем, что учит ребенка не конкретному предмету, а подходящим методам обучения и способам самостоятельно учиться и добиваться целей.
Можно встретить два варианта написания слова — «тьютор» и «тьютер». Согласно Институту русского языка имени В. В. Виноградова, правильная форма слова — «тьютор».
Самоопределение, индивидуальная образовательная траектория, наставничество, создание индивидуального образовательного пространства — это все про тьюторинг. Задача тьютора — помочь ребенку оценить свои способности и интересы и на основании этого помочь ему составить индивидуальную программу развития.
Откуда появились тьюторы и при чем здесь dual teaching
Тьюторство — не новый термин, и, по некоторым данным, его корни уходят в Древнюю Грецию. То, что хотят ввести в московских школах, в зарубежной практике называют dual teaching (а еще two teacher model и co-teaching). И это тоже про тьюторство, но немного другое.
Сильных и опытных преподавателей всегда дефицит, такие профи, как правило, живут в больших городах, и доступ к ним имеют ограниченное количество учеников, что порождает неравенство. В dual teaching-системе опытные преподаватели ведут свои занятия онлайн в режиме реального времени на большое количество классов. На местах (в каждом конкретном классе) находятся преподаватели-ассистенты, которые следят за выполнением задач, помогают с практическими заданиями и способствуют вовлечению учеников в процесс.
Понятно, что проблема неравенства в образовании появилась не вчера. Например, в Китае и 20 лет назад была нехватка преподавателей высокого уровня. Сначала ее пытались решить в рамках офлайн-занятий, когда в огромную аудиторию с одним учителем приходили более 200 учеников. Примерно в 2010 году эти уроки в формате «один учитель — много учеников» перевели в онлайн. С эволюцией онлайн-образования подходы к онлайн-обучению совершенствовались — появились форматы 1х1 (ученик — учитель), 1х5 (учитель — пять учеников), 1х10, 1х100, 1х1000 и в качестве одной из моделей появился dual teaching, объединяющий в себе офлайн- и онлайн-обучение.
С точки зрения бизнеса данная модель помогала решить проблему нехватки квалифицированных кадров при сохранении качества образования. Также это помогало образовательному бизнесу выйти за пределы больших городов и начать экспансию в города третьего-четвертого уровней, где наблюдалась критическая потребность в хороших преподавателях.
На государственном уровне dual teaching работает в более чем пяти провинциях Китая: в 2013 году Chinese Normal University, например, внедрил практику «один лектор + один ассистент на месте» для учеников из сельской местности.
Кто может стать тьютором
Работа тьютора может подойти человеку с педагогическим образованием и профильными курсами профессиональной переподготовке, а также обладающему следующим набором качеств:
- коммуникабельность,
- сдержанность и тактичность — это особенно важно при работе с подростками, чувства и эмоции которых важно понимать и поддерживать в любой ситуации,
- самоорганизованность,
- стрессоустойчивость.
Обязанности тьюторов
В России есть профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», согласно которому в обязанности тьюторов входят такие задачи, как:
- выявлять индивидуальные особенности и трудности в обучении у учеников;
- помогать составлять и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, учебные планы и проекты;
- психологически поддерживать учеников;
- помогать ученикам и их родителям самостоятельно организовывать индивидуальные образовательные маршруты и проекты.
Обязанности тьюторов в детском саду, школе и вузе мало чем отличаются. В целом, специалисты помогают понять, какие сильные и слабые стороны ученика, каковы его интересы, и исходя из этой информации составляют образовательный маршрут, который подходит конкретному ученику.
В детском саду
Как правило, в государственном детском саду тьютор работает с детьми с особенностями развития. Он выявляет индивидуальные особенности, интересы, что ребенку дается легко, а что трудно. Задания, которые вызывают сложность тьютор может заменить более простыми.
В работе с детьми без ОВЗ тьютор помогает определять интересы учеников и на их основе составлять индивидуальных образовательный маршрут.
В школе
С помощью различных методик тьютор выявляет особенности ребенка и помогает организовать образовательный маршрут. Специалист может посетить класс ученика и посмотреть, как он отвечает на уроках, взаимодействует с другими детьми, к чему проявляет интерес.
Кроме того, одна из основных задач тьютор в школе — помочь освоить ученикам проектную, исследовательскую и творческую деятельность.
В вузе
В вузах тьютор помогают первокурсникам адаптироваться к самостоятельной учебе, которая требует самоорганизованности и ответственности. Это может быть сложно для студентов, которые только недавно выпустились со школы.
Тьюторы также помогают планировать индивидуальные учебные планы, выбирать факультативы, преподавателей, работать с мотивацией и расставлением приоритетов.
Как стать тьютором
В профессиональном стандарте перечислен список того, что тьютор должен знать и уметь. Вот некоторые из обязательных навыков:
- использовать методы педагогической диагностики, которые помогают определять индивидуальные особенности, интересы и проблемы студентов и учеников;
- психологически и педагогически поддерживать студентов и учеников;
- помогать студентам, ученикам и их родителям составлять индивидуальный учебный план;
- помогать студентам и ученикам определиться с профессией;
- проводить развивающие игры, беседы, тренинги, деловые игры.
Чтобы стать тьютором, необходимо педагогическое образование и курсы профессиональной переподготовки, например, такие:
- «Тьюторское сопровождение обучающихся» от Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения;
- «Тьюторское сопровождение обучающихся» от Уральского института повышения квалификации и переподготовки;
- «Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ» от Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения.
Зарплата тьюторов
По данным Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения, тьюторы могут зарабатывать от ₽20 тыс. В Москве и Санкт-Петербурге в среднем зарплата такого специалиста составляет ₽65 тыс. На более высокие зарплаты могут рассчитывать тьюторы с опытом работы от трех лет.
Нехватка педагогов в России
В нашей стране равенство всех граждан в получении знаний закреплено в законе «Об образовании», хотя понятно, что это скорее декларативная история, нежели реальное положение дел.
В разных регионах России школьники имеют разные возможности для получения основного общего образования. Сравнивать уровень сельской школы в провинции и московского лицея просто невозможно.
В 2023 году вице-премьер РФ Татьяна Голикова оценила нехватку педагогов в стране примерно в 11 тыс. Согласно данным официальной статистики, которое приводит издание «Такие дела», с 2020 года в России сократилось число воспитателей детских садов более, чем на 30 тыс., а количество школьных педагогов — на 5 тыс.
Насколько эффективны тьюторы в России
Модель dual teaching, конечно, не идеальна, но, несомненно, стоит того, чтобы попробовать ее адаптировать под российские реалии. На первый взгляд, все проще простого: поставь в классы электронную доску и договорись с ведущими учителями больших городов.
Но один из самых главных вызов в применении данной модели — эффективность обучения. Так, в институте лекции обычно подкрепляются семинарскими занятиями, где лекционный материал разбирается, дополнятся и закрепляется. Здесь также важна связка учитель — тьютор. На самом деле огромная роль тут отводится «ассистенту», который должен не просто следить за тем, чтобы дети не отвлекались, но повторно объяснять, проверять, помогать, мотивировать и при этом быть в тональности и русле того, что дает онлайн-учитель. Из этого вытекает очень простой вывод: необходима качественная подготовка и/или переподготовка учителей-ассистентов, а также выстраивание диалога между онлайн-учителем и ассистентом в классе.
И здесь, конечно, открывается потрясающая возможность к экспериментам и изменениям модели.
Читайте также:
- Английский для детей: три тренда в онлайн-образовании
- Профориентация: что это и зачем нужна | РБК Тренды
- Болонская система образования: что это, особенности в России | РБК Тренды
- Таксономия: что это, уровни, примеры | РБК Тренды
- Дистанционное высшее образование: как поступить и где пройти обучение | РБК Тренды