Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом

Фото:metamorworks / Shutterstock
Фото: metamorworks / Shutterstock
Как разобраться в терминологии, связанной с цифровым образованием, и как отличить технологическую платформу от контент-проекта рассказывает генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Илья Паршин

EdTech — молодой и перспективный рынок. По исследованиям Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. Еще пять лет назад эксперты не рассматривали эту нишу всерьез. Однако за последнее время несколько крупных проектов доказали, что EdTech может быть прибыльным и хорошо масштабируемым. В прошлом году емкость российского сегмента достигла 30 млрд руб., причем крупные игроки сгенерировали только треть. Это означает, что рынок еще не сконцентрирован, на нем есть место для начинающих компаний.

Тренды образования: кто вошел в топ-10 крупнейших EdTech-компаний России Фото:Wes Hicks / Unsplash

Учитывая тенденции, вероятно, что в ближайшее время Россию ждет «бум» цифровых образовательных проектов в поисках инвестиций. Перед инвесторами, в свою очередь, встанет задача оценки перспектив EdTech-стартапов. Это непросто, учитывая возраст ниши и отсутствие накопленной статистики по работающим бизнес-моделям. Кроме того, сегодня не существует безусловно принятых определений того, что такое EdTech (случается, что его приравнивают к онлайн-образованию).

Существует и такое понятие, как «инфобизнес». Оно приобрело негативную окраску в России, но за ее пределами есть информационные проекты, которые считаются перспективными, своего рода весьма доходными «звездами».

Поэтому стоит разобраться, в чем отличие EdTech-платформ от образовательных информационных проектов, где пролегает граница между ними и какие формы приобретают оба направления.

Терминология: два типа образования

Под EdTech мы понимаем нишу технологических решений для сферы образования. Она включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей и нефтяников). При этом львиная доля EdTech — это онлайн-обучение. А эта сфера в свою очередь включает в себя не только технологические сервисы и платформы, но и чисто информационные (то, что и называется инфобизнесом).

Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги Фото:из личного архива

На практике отличия между EdTech- и инфобиз-проектами проявляются в следующем:

  • Инфобизнес — это чаще всего контент-проекты. Их продукт — набор полезной информации по той или иной теме, за доступ к которой пользователь, как правило, платит деньги. Это могут быть книги, презентации, вебинары или видео, которые размещаются на ресурсах автора или сторонних сервисах. При этом стоит заметить, что контент может быть и бесплатным, что является частью стратегии: проекты выстраивают контент-маркетинг таким образом, чтобы привлекать аудиторию бесплатным контентом и впоследствии конвертировать ее в пользователей платного продукта.

Одним из самых известных практиков этой бизнес-модели на международном рынке является американский предприниматель и бизнес-тренер Энтони Роббинс.

  • EdTech-платформы в отличие от инфобизнеса предлагают не только контент, но и методику и способ организации: процесса обучения и обратной связи, контроля за результатами, основанного на технологиях и т.д. Это касается, например, выстраивания индивидуальной траектории обучения на основе анализа поведения пользователя, как это делает Учи.ру или Pluralsight.

EdTech-платформы предлагают непрерывный мониторинг обучения, и, в конечном итоге, делают достижение практических результатов частью своего торгового предложения: например, сдачу ЕГЭ, как у школы математики Mindset, или трудоустройство через партнерскую программу стажировки, как у Geekbrains.

Возьмем в качестве наглядных примеров разную деятельность в сфере обучения языкам.

Как создать программу изучения английского с погружением в языковую среду Фото:РБК Тренды

Допустим, преподаватель английского записывает мини-курс и продает его на своем сайте. Это инфобиз-проект, успешные из них — единицы. Как правило, все продажи идут за счет силы бренда преподавателя. Пример EdTech-проекта в этой сфере — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому, но на которой автоматизированы процессы анализа ошибок, мониторинга обучения, непрерывно осуществляется измерение вовлеченности пользователей и ряда других параметров.

Инвестиционные возможности

Инфобизнес

Если говорить об информационном бизнесе, то в очень редких случаях они интересны инвесторам: привлекательны во многом те, кто сумел реализовать успешную маркетинговую стратегию. Например, школа, в которой учат выражать мысли посредством текстов Free Publicity School, — это сообщество единомышленников с постоянным потоком студентов.

Большинство же проектов в этой категории не обладают собственной технологической платформой и методикой обучения, что существенно сокращает их возможности к масштабированию. Кроме того, поскольку продуктом является именно контент, такие проекты легче копируются.

Плюсы инфобиз-проектов (скорее для создателей, чем для инвесторов):

  • меньшая стоимость на старте;
  • быстрый запуск;
  • более быстрая окупаемость;
  • отсутствие необходимости формирования большой команды.

EdTech

Что же касается EdTech-платформ, их перспективы расширяются, учитывая ускоряющуюся интеграцию классического офлайн-образования и цифровых сервисов. Инвестиции в них очень оправданы, учитывая текущие темпы роста российского и мирового рынка. Однако они предполагают «длинные» деньги, стратегические вложения инвесторов в следующие активы:

  • мощную техническую платформу, которая позволяет автоматизировать большое количество процессов: регистрацию пользователей, формирование плана обучения, тестирование и мониторинг обучения, создание и проверку заданий и др.;
  • сильную команду специалистов разного профиля: преподавателей и методистов, аналитиков, разработчиков, маркетологов;
  • четкую стратегию развития продуктовой, технической, методологической сторон проекта;
  • отлаженные процессы непрерывного улучшения продукта, работы с пользователями.

Запомнить

EdTech-проекты в отличие от информационного бизнеса предполагают методологическую основу и сильную технологическую составляющую. Они живут в режиме непрерывного улучшения себя как продукта, опираясь на обратную связь от пользователей.

Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: