Не путать: в чем разница между EdTech и инфобизнесом

Фото: metamorworks / Shutterstock
Фото: metamorworks / Shutterstock
Как разобраться в терминологии, связанной с цифровым образованием, и как отличить технологическую платформу от контент-проекта рассказывает генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Илья Паршин

EdTech — молодой и перспективный рынок. По исследованиям Startup Barometer 2019, EdTech входит в топ-10 самых привлекательных областей для венчурных инвестиций. Еще пять лет назад эксперты не рассматривали эту нишу всерьез. Однако за последнее время несколько крупных проектов доказали, что EdTech может быть прибыльным и хорошо масштабируемым. В прошлом году емкость российского сегмента достигла 30 млрд руб., причем крупные игроки сгенерировали только треть. Это означает, что рынок еще не сконцентрирован, на нем есть место для начинающих компаний.

Фото:Wes Hicks / Unsplash
Экономика образования Тренды образования: кто вошел в топ-10 крупнейших EdTech-компаний России

Учитывая тенденции, вероятно, что в ближайшее время Россию ждет «бум» цифровых образовательных проектов в поисках инвестиций. Перед инвесторами, в свою очередь, встанет задача оценки перспектив EdTech-стартапов. Это непросто, учитывая возраст ниши и отсутствие накопленной статистики по работающим бизнес-моделям. Кроме того, сегодня не существует безусловно принятых определений того, что такое EdTech (случается, что его приравнивают к онлайн-образованию).

Существует и такое понятие, как «инфобизнес». Оно приобрело негативную окраску в России, но за ее пределами есть информационные проекты, которые считаются перспективными, своего рода весьма доходными «звездами».

Поэтому стоит разобраться, в чем отличие EdTech-платформ от образовательных информационных проектов, где пролегает граница между ними и какие формы приобретают оба направления.

Терминология: два типа образования

Под EdTech мы понимаем нишу технологических решений для сферы образования. Она включает в себя создание оборудования и гаджетов (школьных досок, планшетов), разработку ПО (например, тренинговых 3D-симуляций для пилотов, врачей и нефтяников). При этом львиная доля EdTech — это онлайн-обучение. А эта сфера в свою очередь включает в себя не только технологические сервисы и платформы, но и чисто информационные (то, что и называется инфобизнесом).

Фото:из личного архива
Экономика образования Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги

На практике отличия между EdTech- и инфобиз-проектами проявляются в следующем:

  • Инфобизнес — это чаще всего контент-проекты. Их продукт — набор полезной информации по той или иной теме, за доступ к которой пользователь, как правило, платит деньги. Это могут быть книги, презентации, вебинары или видео, которые размещаются на ресурсах автора или сторонних сервисах. При этом стоит заметить, что контент может быть и бесплатным, что является частью стратегии: проекты выстраивают контент-маркетинг таким образом, чтобы привлекать аудиторию бесплатным контентом и впоследствии конвертировать ее в пользователей платного продукта.

Одним из самых известных практиков этой бизнес-модели на международном рынке является американский предприниматель и бизнес-тренер Энтони Роббинс.

  • EdTech-платформы в отличие от инфобизнеса предлагают не только контент, но и методику и способ организации: процесса обучения и обратной связи, контроля за результатами, основанного на технологиях и т.д. Это касается, например, выстраивания индивидуальной траектории обучения на основе анализа поведения пользователя, как это делает Учи.ру или Pluralsight.

EdTech-платформы предлагают непрерывный мониторинг обучения, и, в конечном итоге, делают достижение практических результатов частью своего торгового предложения: например, сдачу ЕГЭ, как у школы математики Mindset, или трудоустройство через партнерскую программу стажировки, как у Geekbrains.

Возьмем в качестве наглядных примеров разную деятельность в сфере обучения языкам.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования Как создать программу изучения английского с погружением в языковую среду

Допустим, преподаватель английского записывает мини-курс и продает его на своем сайте. Это инфобиз-проект, успешные из них — единицы. Как правило, все продажи идут за счет силы бренда преподавателя. Пример EdTech-проекта в этой сфере — DuoLingo: это онлайн-платформа, которая также обучает английскому, но на которой автоматизированы процессы анализа ошибок, мониторинга обучения, непрерывно осуществляется измерение вовлеченности пользователей и ряда других параметров.

Инвестиционные возможности

Инфобизнес

Если говорить об информационном бизнесе, то в очень редких случаях они интересны инвесторам: привлекательны во многом те, кто сумел реализовать успешную маркетинговую стратегию. Например, школа, в которой учат выражать мысли посредством текстов Free Publicity School, — это сообщество единомышленников с постоянным потоком студентов.

Большинство же проектов в этой категории не обладают собственной технологической платформой и методикой обучения, что существенно сокращает их возможности к масштабированию. Кроме того, поскольку продуктом является именно контент, такие проекты легче копируются.

Плюсы инфобиз-проектов (скорее для создателей, чем для инвесторов):

  • меньшая стоимость на старте;
  • быстрый запуск;
  • более быстрая окупаемость;
  • отсутствие необходимости формирования большой команды.

EdTech

Что же касается EdTech-платформ, их перспективы расширяются, учитывая ускоряющуюся интеграцию классического офлайн-образования и цифровых сервисов. Инвестиции в них очень оправданы, учитывая текущие темпы роста российского и мирового рынка. Однако они предполагают «длинные» деньги, стратегические вложения инвесторов в следующие активы:

  • мощную техническую платформу, которая позволяет автоматизировать большое количество процессов: регистрацию пользователей, формирование плана обучения, тестирование и мониторинг обучения, создание и проверку заданий и др.;
  • сильную команду специалистов разного профиля: преподавателей и методистов, аналитиков, разработчиков, маркетологов;
  • четкую стратегию развития продуктовой, технической, методологической сторон проекта;
  • отлаженные процессы непрерывного улучшения продукта, работы с пользователями.

Запомнить

EdTech-проекты в отличие от информационного бизнеса предполагают методологическую основу и сильную технологическую составляющую. Они живут в режиме непрерывного улучшения себя как продукта, опираясь на обратную связь от пользователей.

Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 29.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть