Содержание:
Университет ИТМО
Рассказывает Дарья Козлова, первый проректор Университета ИТМО, директор Института международного развития и партнерства.
Принятые меры в период пандемии. Университет ИТМО в первом семестре перешел на смешанный формат уже с 1 сентября 2020 года. Занятия проходят очно и онлайн. Перед началом учебного года студенты сами выбирали формат обучения: приходить в университет или учиться дистанционно, синхронно работая с преподавателем и одногруппниками. Профессора и преподаватели определяли условия работы: выйти очно или остаться в дистанте. Если эпидемиологическая ситуация изменится, преподаватели и студенты смогут изменить свои решения.
Учебные программы. Смешанный формат — это формат реализации дисциплин и практик, поэтому мы изменили только методики обучения. Преподаватели трансформировали свои курсы по содержанию и формату, чтобы материалы стали доступнее для студентов. В марте заработала информационная площадка для преподавателей с заметками, инструкциями и практиками дистанционных образовательных технологий. Чтобы поддержать преподавателей и мотивировать их на работу в смешанном формате, в августе мы провели онлайн-интенсив «Смешанное обучение: цифровые компетенции преподавателя». На нем преподаватели познакомились с опытом коллег и разработали свои образовательные продукты, которые сейчас применяют в обучении.
Иностранные студенты. Иностранные студенты и преподаватели могут учиться очно, если проведут 14 дней в самоизоляции и предоставят два отрицательных результата ПЦР-анализа на COVID-19. Тесты нужно сделать перед началом учебного года. При этом студенты могут провести период самоизоляции в общежитии Университета ИТМО. Для тех, кто опасается за свое здоровье или не может пересечь границу, предусмотрен дистанционный формат.
Многие иностранные вузы перешли на онлайн и смешанный формат, чтобы проводить воркшопы, международные конференции и стажировки для тех, кто не может приехать. Поэтому образование и наука не замыкаются в одной стране, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию.
Неожиданные плюсы и сильные стороны. Сложившаяся ситуация не нова для Университета ИТМО. Университет применяет дистанционные образовательные технологии, разрабатывает и поддерживает онлайн-курсы с момента их появления в образовательном ландшафте высшей школы. При этом большинство процессов организации и сопровождения образовательной деятельности оцифрованы. Пандемия — вызов для университетов, которые не прорабатывали свои программы развития в логике цифрового университета.
Эксперимент оперативного и массового перехода на онлайн-образование весной и смешанного формата сейчас поможет вузам провести инфраструктурную ревизию и выявить «тонкие» моменты в системе управления. Из-за принципиально иных каналов связи и обмена информацией бизнес-процессам в образовательной, научной и международной деятельности потребуется трансформация. Например, для преподавателей, которые считали интернет, мессенджеры и сетевые коммуникации необязательными атрибутами современности, эта ситуация будет испытанием на профпригодность.
В итоге университеты, которые «бесшовно» перейдут в онлайн, смогут укрепить позиции на образовательном рынке, предлагать гибкие форматы работы и дальше. Этот эксперимент можно рассматривать как одну из процедур оценки адаптивности, мобильности и гибкости деятельности вузов в современных условиях.
Университет в контексте lifelong learning. Обучение в течение всей жизни уже сейчас прослеживается в университетах, которые предлагают учебно-познавательные активности школьникам всех возрастов, а не только работают с будущими абитуриентами 10-11 классов.
С нашим университетом самые мотивированные ребята могут познакомиться уже во втором классе: прочувствовать творческую и научную атмосферу позволяет несколько проектов, в том числе, детский технопарк ITMO.Kids и портал ITMO.Start. ITMO.Start объединяет все, что Университет ИТМО предлагает школьникам, которые хотят выйти за пределы стандартной программы и готовы работать над своим будущим уже сейчас.
Для обучающихся постарше в университете выстроена система магистерского образования. Система учитывает опыт и запросы недавних выпускников бакалавриата, студентов среднего и старшего возраста, в том числе за счет построения индивидуальных образовательных траекторий. Университеты должны быть открытыми к новым форматам работы с детьми и взрослыми, а не конкурировать с другими образовательными каналами.
Высшая школа экономики
Рассказывает Иван Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов Института образования НИУ ВШЭ.
Принятые меры в период пандемии. Сейчас обучение в ВШЭ проходит в гибридном формате. Преподаватели проводят занятия дистанционно, если на них присутствуют более 50 студентов. Майноры и «МАГОЛЕГО» проходят онлайн. Семинарские занятия в небольших группах можно проводить в зданиях ВШЭ. При этом мы сделали исключение для первокурсников бакалавриата и специалитета, которые еще не успели «влиться» в жизнь университета — для них большинство занятий проходит офлайн. Студенты с хроническими заболеваниями и находящиеся в зоне риска, а также научно-педагогические работники старшего возраста и/или имеющие хронические заболевания, получат возможность учиться и работать дистанционно.
К новому учебному году в Москве и региональных кампусах Вышки оборудовали 136 аудиторий для проведения занятий в смешанном формате. Преподаватели могут вести лекцию в аудитории, а студенты подключаться к ней удаленно. Для этого в аудитории установили компьютер, веб-камеру с разрешением Full HD и хорошим встроенным микрофоном, колонки и «слепой» планшет, на котором лектор будет работать в режиме доски. В шести потоковых аудиториях на Покровском бульваре есть две камеры для трансляции лекций в формате VR 360: одну для съемки преподавателя у доски в 2D, другую — с возможностью съемки на 360 градусов. Студенты смогут выбрать угол обзора, посмотреть на помещение с любого ракурса и увидеть два виртуальных экрана — с презентацией и крупным кадром доски. Занятия в дистанционном формате будут записываться в облако, где есть возможность настроить индивидуальные папки для каждой дисциплины и преподавателя.
Учебные программы. Лекции партнеров ВШЭ и занятия профессоров из зарубежных университетов включают в учебные планы многих образовательных программ с 1 января. Это поможет повысить качество образования, дать студентам доступ к исследователям и выдающимся преподавателям разных университетов мира. При этом специалисты ВШЭ вместе с другими ведущими российскими университетами активно участвуют в формировании российской платформы «Открытое образование». Выстраивая систему дистанционного образования, другие университеты могут пользоваться наработками и опытом ведущих вузов мира.
Иностранные студенты. Мы разработали гибкую модель дистанционного обучения с использованием индивидуальных учебных планов и отдельных «треков» для групп 20 и более иностранных студентов. В ее основе — полученный во время карантина опыт, наши онлайн-курсы на образовательных платформах и курсы, которые мы используем внутри университета в «межкампусном» обучении. Часть курсов студенты могут перенести на следующий семестр. Пока границы закрыты, НИУ ВШЭ делает все возможное, чтобы иностранные студенты продолжили обучение без потери качества.
Неожиданные плюсы и сильные стороны. Вышка полностью перешла на новый формат обучения, не прерывая занятий, благодаря нескольким предпосылкам.
- Университет давно работает с цифровыми технологиями и активно продвигается в онлайн-образовании.
- На процесс повлияла команда университета: преподаватели, менеджеры, администраторы. Например, преподаватели сами начали осваивать новые технологии. В университете создали школу преподавательского мастерства, где коллеги делились опытом обучения в дистанционном формате.
- Существующая цифровая инфраструктура университета и люди, которые ее развивают и поддерживают.
Согласно опросам студентов других вузов, учащиеся ВШЭ высоко оценили переход университета на дистанционное образование. Оценки студентов и оценки преподаваемых дисциплин в период дистанционного обучения хуже не стали, а в некоторых случаях даже улучшились. Университет оперативно изменил нормативные акты и регламенты, которые определяли взаимоотношения студентов, преподавателей, администраторов в дистанционном формате. Студенты в целом позитивно оценили то, как университет построил обучение в это время.
В Высшей школе экономики действует программа межкампусной мобильности. Студенты могут полгода учиться на схожих программах в одном из кампусов. Благодаря технологиям для дистанционной работы, с сентября университет работает в едином формате на все четыре кампуса. Часть курсов смогут слушать студенты разных кампусов в конференц-формате. Такие курсы преподают в офлайн-аудитории с онлайн-трансляцией.
Пандемия тотально стимулировала преподавателей и студентов освоить технологии дистанционного обучения. За время работы в условиях пандемии люди сформировали новые всеобщие компетенции. Это совершенно новые возможности для ВШЭ.
Университет в контексте lifelong learning. ВШЭ активно вовлечена в организацию обучения в течение всей жизни. Например, создает онлайн-курсы на открытых образовательных площадках. На платформе Coursera у ВШЭ более 100 онлайн-курсов. Университет входит в топ-5 вузов платформы по количеству курсов.
По данным дирекции онлайн-обучения, курсы Высшей школы экономики прошли более 3 млн слушателей из 195 стран мира. Среди слушателей курсов на Coursera почти 85% — иностранцы. ВШЭ — первый и пока единственный университет, который представил англоязычную магистерскую программу Master of Data Science полностью в онлайн-формате. На программу успешно поступили студенты двух наборов в 2020 году.
Российская экономическая школа
Рассказывает ректор РЭШ Рубен Ениколопов.
Принятые меры в период пандемии. Мы решили начать полностью в онлайн-режиме первые четыре недели учебного года, а дальше действовать по обстоятельствам. Если не произойдет существенных изменений в эпидемиологической обстановке, то мы перейдем на смешанный формат обучения, сочетая онлайн-лекции с офлайн-занятиями. Это поможет развести потоки студентов и избежать больших скоплений людей — теперь у нас не будет ситуаций, когда на кампусе одновременно проводят несколько лекций, собирающих по несколько десятков студентов на каждой. Кажется, такие меры приняли практически все университеты: именно потоковые лекции уходят в онлайн. При этом на некоторых практических курсах, небольших семинарах и отдельных элективах, где позволяют условия, мы постараемся сохранять очный формат и рассаживать студентов так, чтобы сохранить социальную дистанцию и максимальную безопасность. Это наши ключевые приоритеты в контексте пандемии.
Учебные программы. Сегодняшняя ситуация абсолютно новая для большинства профессоров. Образовательный процесс, конечно, продолжается. Процесс переработки учебных программ и методических материалов идет очень активно, хотя, быть может, все равно, медленнее, чем этого хотелось бы нам самим и коллегам в других университетах. Появляется все больше рекомендаций преподавателям о том, как организовать работу в онлайне и смешанном формате, какие есть инструменты для поддержания интерактивного формата дистанционно, как структурировать лекции, чтобы студенты сохраняли концентрацию. Так, например, Гарвардский университет предлагает очень много полезных ресурсов и советов по преподаванию в новых форматах. Именно в этом направлении развивается методика преподавания во всем мире.
Иностранные студенты. Тема студентов из других стран и тема зарубежных стажировок — на данный момент крайне болезненная. Практически полностью закрытые границы сильно ограничивают возможности поддерживать международные программы. Многие университеты просто отказываются от них и от приема иностранцев. Мы пошли другим путем: всех иностранных студентов, которые могут пересечь границу, мы принимаем и создаем для них специальные условия, в частности, для прохождения необходимого карантина. С размещением иностранцев в общежитиях сегодня возникают проблемы, но мы подходим индивидуально к каждому случаю и находим решение. Мы делаем все возможное, чтобы иностранные студенты все-таки продолжали учиться у нас не только в дистанционной, но и в очной форме.
Неожиданные плюсы и сильные стороны. У нас появилась возможность привлекать на лекции лучших профессоров со всего мира, которые не были готовы приезжать в Москву физически, но согласились вести занятия онлайн. Безусловно, это огромный плюс для нас, даже в дистанционном режиме такие эксперты дают знания совершенно другого качества. Это главное положительное открытие с начала пандемии.
Университет в контексте lifelong learning. Это глобальный тренд, в котором университеты играют ключевую роль. Задачи вузов в этой ситуации меняются. Теперь после завершения средней школы — первого этапа образования, на бакалаврских программах университеты должны давать студенту не специальность, по которой студент будет работать до пенсии, а фундамент. На нем, как из кирпичиков человек будет выстраивать свою индивидуальную траекторию в течение всей жизни. Уже на следующих этапах — предоставлять студентам эти самые кирпичики в виде более коротких, сфокусированных курсов и программ, которые учащиеся могут набирать себе в индивидуальном порядке: в зависимости от нужд и интересов.
Потребуется перестроить работу университетов, перейти со стандартных многолетних программ на более мобильные блоки, из которых люди сами соберут свою образовательную траекторию. Это мировой тренд, от которого уже никуда не денешься, под который подстраиваются все успешные университеты.
Финансовый университет при правительстве РФ
Рассказывают Светлана Брюховецкая, проректор Финансового университета по маркетингу и работе с абитуриентами, ответственный секретарь приемной комиссии, и Екатерина Каменева, проректор Финансового университета по учебной и методической работе.
Принятые меры в период пандемии. Финансовый университет перешел в онлайн в очень короткие сроки. Уже 16 марта мы создали Штаб, открыли Горячую линию — специальный раздел на сайте для помощи преподавателям и студентам, отработали интерфейс расписания — на месте аудиторий дали ссылки на сообщество ВКонтакте для сбора и коммуникации учебных групп и виртуальные аудитории для проведения занятий в MS Teams и Adobe Connect. В среднем преподаватели проводили по 6 тыс. онлайн-занятий еженедельно, а за семестр — около 110 тыс. занятий.
Основные трудности были связаны с отсутствием домашних компьютеров и опыта работы в дистанционном формате у некоторых преподавателей и студентов. На время пандемии мы обеспечили преподавателей и учащихся без собственных гаджетов компьютерами и ноутбуками. Решить вторую проблему помогли цифровые волонтеры. Они помогали педагогам перейти в онлайн: настроить и использовать инструменты, вебинарные платформы, устранить технические трудности. В течение первой недели организовали техническую и методическую поддержку преподавателей, подготовили инструкции для преподавателей и студентов по переходу на дистант.
Учебные программы. Наш университет давно реализует часть образовательных программ с помощью дистанционных технологий — для работающих студентов и тех, кто не может учиться в московском кампусе. Сейчас мы еще больше убедились в том, что нужно расширять спектр онлайн-программ и технологий. При этом делать ставку на смешанное обучение и разумное использование современных технологий для повышения качества образования, создания избыточной образовательной среды и персонализации обучения, а не ради самих технологий.
В Финуниверситете давно действуют программы повышения квалификации преподавателей по работе в цифровом образовательном пространстве.
Чтобы помочь им адаптироваться к новым форматам:
- мы еженедельно проводили вебинары из цикла «Цифровая мастерская преподавателя»;
- расширили «Копилку цифровых инструментов», созданную задолго до пандемии;
- разработали методические рекомендации по проведению занятий в онлайне, инструкции по организации вебинаров и цифровым инструментам.
Пандемия сплотила ректорат и руководителей подразделений, помогла приобрести ценные навыки работы в команде, быстрой мобилизации и совместного принятия нестандартных решений. Виртуальную академическую мобильность студентов и преподавателей необходимо развивать с помощью онлайн-курсов и разрешить расходовать на это бюджетные средства.
Иностранные студенты. Не все иностранные студенты смогли вернуться и включиться в образовательный процесс, но ситуация меняется только в лучшую сторону. Как только откроют границы, мы возобновим зарубежные стажировки и обмены студентов, к нам присоединятся приглашенные профессора зарубежных университетов. Если они не смогут присутствовать очно, будут работать онлайн.
Финуниверситет открыл свою онлайн-платформу «Открытая онлайн-академия» для всех университетов России. В апреле-мае 2020 года туда пришли более 8,5 тыс. студентов из 18 российских вузов. Мы представили свой первый открытый онлайн-курс на платформе Coursera, разместили 32 онлайн-курса Финуниверситета на ресурсе «Одного окна» (СЦОС) и вошли в рекомендованный список онлайн-курсов от Минобрнауки РФ.
Сейчас мы готовимся к ежегодной декабрьской конференции, на которую приглашаем нобелевских лауреатов. При этом Финансовый университет успешно реализует проект совместно с Лондонской школой экономики — студенты могут получить второй диплом Лондонского университета заочно.
Неожиданные плюсы и сильные стороны. В январе 2020 года мы создали Институт онлайн-образования, в котором сконцентрировали все дистанционные образовательные программы. В 2020—2021 учебном году открыли первую очную онлайн-программу, новые программы бакалавриата и магистратуры в заочной форме обучения с полным применением дистанционных технологий. Часть дисциплин мы уже переводили на онлайн-курсы — в основном это дисциплины по выбору. Это помогает расширить перечень элективных курсов для студентов, создать избыточную образовательную среду и условия для персонализации обучения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.