Об эксперте: Александр Сафонов, кандидат исторических наук, главный редактор по контенту образовательной платформы «Юрайт», разработчик и ведущий онлайн-курсов.
В середине марта пандемия поставила перед руководством университетов, колледжей и школ задачу перевести образование в онлайн-формат. Основной вызов — необходимость наладить в сжатые сроки то, что не было налажено за предыдущее десятилетие.
Чего не хватает преподавателям:
- навыков работы в цифровой среде;
- методик онлайн-обучения;
- цифрового учебного контента (учебников, курсов);
- инфраструктуры (компьютеров, доступа к интернету и др.);
- мотивации к изменениям.
По данным аналитического доклада Минобрнауки «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее», 88% преподавателей скептически относятся к формату дистанционного обучения. Но остановить учебный процесс невозможно. Остается вопрос, как его проводить в новых условиях? Где учиться новым практикам?
Большая страна — разные проблемы
Данные «Юрайт.Статистики» показали разрывы между регионами: вызовы перед преподавателями различаются в зависимости от географии.
1. В крупнейших мегаполисах страны (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Краснодар) цифровая трансформация образования де-факто произошла, пандемия просто усилила уже имеющиеся тенденции.
Вероятно, стимулом здесь стала трансформация работодателей, сформировавшая постиндустриальный рынок труда. Активные и требовательные студенты, уже нашедшие свое место в цифровом мире, здесь «подталкивают» преподавателей в новую реальность — через соцсети, мессенджеры, образовательные платформы с групповой работой.
2. За ними следует «догоняющая» группа регионов (Красноярск, Хабаровск, Ростов, Волгоград, Тюмень), отличающаяся дифференцированной и сбалансированной экономикой, а также сложившейся сеть университетских центров.
Здесь педагоги занялись экспериментальным внедрением смешанного обучения, сочетающего традиционные синхронные форматы лекций и семинаров (в виде видеоконференций и вебинаров) с различными асинхронными активностями (готовыми онлайн-курсами, презентациями, учебниками и мультимедийными материалами для самостоятельного изучения).
3. В регионах с упором на промышленность и сырьевые отрасли (Орел, Тамбов, Коми, Сахалин, Якутия) главная задача преподавателей — цифровая грамотность, навык проводить в онлайне то, что уже наработано за годы занятий в аудитории.
На первый план здесь выходит проблема коммуникации с аудиторией — мотивация и уровень самоорганизации студентов вне стен традиционных аудиторий серьезно упали.
4. В зоне перспективного развития (Кострома, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Магадан) ключевая проблема преподавателей — цифровая доступность: нет инфраструктуры, нет контента, нет качественной связи, нет необходимых средств быстро наладить учебный процесс.
Это значимый вызов для местного сообщества — новая реальность будет в еще большей степени уводить самых активных молодых людей в образовательные центры более успешных регионов. «Утечка мозгов» грозит законсервировать социальные проблемы, что ставит перед местными преподавателями необходимость активнее отстаивать интересы цифровизации.
География цифрового образования близка к данным региональных социальных рейтингов, в частности — к рейтингу качества жизни.
Новые формы квалификации
Долгие годы повышение квалификации воспринималось учителями как бюрократическая формальность, не имеющая реального отношения к учебному процессу. Пандемия все изменила — педагоги осознали, что ради сохранения себя в профессии нужно вновь сесть за парту. Сформировалось три пути обучения, и большинство педагогов их в той или иной степени пробуют совмещать:
- Крупные образовательные платформы и сервисы («Яндекс», «Юрайт», Skillbox) запустили свои онлайн-курсы, тренинги, вебинары специально для преподавателей;
- Наиболее сильные образовательные организации и их кластеры занялись подготовкой своих педагогов в собственных «стенах»: через рассылки, консультации, поддержку;
- Возникли мощная сетевая самоорганизация и обмен опытом внутри профессионального сообщества — прежде всего, в профильных группах в соцсетях.
Эти уровни и сейчас дополняют друг друга и становятся основой для построения новой цифровой педагогики.
Чему учиться педагогу
Сейчас перед учителями стоит несколько ключевых задач:
- Освоение конкретных инструментов и сервисов (от Zoom до специфических мобильных приложений), владение которыми снимает с педагога часть рутины и позволяет уделить время личной коммуникации со студентами;
- Создание собственного дистанционного курса как способ добиться максимальной учебной эффективности при значимых ограничениях по силам, времени и авторским правам;
- Улучшение «гибких» навыков, способствующих росту преподавателя как в личностном плане, так и в общении с аудиторией;
- Организация учебного процесса в дистанте от оформления документации до итоговой аттестации;
- Перестройка методик дистанционного образования с учетом специфики предмета: как учить экономиста онлайн примерно понятно, но преподавать дистанционно медикам, аграриям, спортсменам намного проблематичнее.
Гибкие навыки, необходимые педагогу:
- поиск информации,
- цифровая коммуникация,
- тайм-менеджмент и самоорганизация,
- эмоциональный интеллект,
- лидерство,
- мотивация онлайн-аудитории.
Как учить прямо сейчас
Наряду с общими и отраслевыми компетенциями, которым преподавателям имеет смысл обучаться, существуют и несколько простых лайфхаков, применимых в дистанте. Они сделают занятие эффективнее уже сейчас.
- Ученики теряют концентрацию и мотивацию быстрее, когда учатся онлайн. Каждые 10-15 минут нужно менять стиль и/или формат обучения. Идеальный вариант — разбить одно длинное занятие на несколько коротких.
- Иногда нет смысла изобретать велосипед. Если есть качественный, доступный и легальный способ освоить тему онлайн, не стоит тратить время на ее повторение своими силами — иногда достаточно кинуть учащимся ссылку и проконтролировать усвоение материала.
- Комбинируйте сильные стороны разных платформ: на YouTube есть много отличных видео, в Zoom можно удобно проводить и записывать видеоконференции, а в WhatsApp и Telegram вести коллективные чаты.
- Идите вслед за учениками в их цифровых практиках. Они во Вконтакте? Создайте там группу. Они в Instagram или TikTok? Запишите видео. Сделайте привычные им сервисы частью заданий и учебных коммуникаций.
- Активнее следите за плагиатом: раньше на это многие закрывали глаза, то теперь точно пришло время бороться с халтурой и ленью.
- Если вы четыре раза в день повторяете один и тот же текст четырем разным классам, то что-то точно пошло не так: конечно, это привычная практика в офлайне, но теперь достаточно записать видео и поделиться им в мессенджере.
- На любой вопрос от ученика нужно отвечать в течение 24 часов после его получения. Тяжело, но нужно. Студенты привыкают к обратной связи и начинают ответственнее относиться к обучению.
- Оставайтесь собой. Цифра никак не умаляет вашей харизмы, вашего жизненного опыта и индивидуальности.
- Берите на себя столько, сколько сможете объять. Профессиональное выгорание не поможет эффективно провести курс, а сразу во всем не добиться совершенства. Ведите дневник и делайте «работу над ошибками». А еще можно собрать команду и обменяться опытом и наработками. Дистант — время сетевого взаимодействия!
- И, конечно, постоянно учитесь и экспериментируйте! Мир меняется каждый день, а преподаватели закладывают знания и ориентиры тем, кто будет строить наше будущее.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.