Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Фото: fizkes / Shutterstock
Фото: fizkes / Shutterstock
Какие условия должны быть созданы в компаниях для развития инновационного мышления сотрудников и что мешает реализации их творческого потенциала - в исследовании Высшей школы экономики
1
Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Сколько инновационных компаний в России?

Ответ на этот вопрос дает свежее исследование ВШЭ*. Авторы еще одной новой работы - Алена Нефедова и Марина Чернышева - провели масштабный опрос** и выяснили, что новые идеи генерирует лишь креативное меньшинство:

  • всего 9% отечественных предприятий отличаются инновационным настроем;

  • лишь 6,3% россиян за последние три года выступали на своей работе с инновационными предложениями.

По данным исследования ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности: 2019». 

** Опрос проводился в 2019 году среди 4,1 тыс. жителей России в возрасте 18–65 лет, занятых по найму на предприятиях и в организациях.

2
Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Где наиболее развиты инновации?

  • Промышленное производство
  • Сфера услуг
  • Сельское хозяйство
  • Строительство
3
Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Какими бывают инноваторы?

  • Институциональные инноваторы - специалисты, которым думать о ноу-хау положено по должности.
  • Добровольцы - те, кто предлагают идеи по личной инициативе.

Институциональных инноваторов больше в таких сферах, как наука, культура, тяжелая промышленность и услуги. Меньше всего - среди аграриев и силовиков.

Добровольцами сравнительно богаты наука и культура, легкая промышленность, транспорт и связь. На последних местах - образование и сельское хозяйство.

В целом среди инноваторов у добровольцев численное преимущество - 60%. То есть рождение и воплощение новшеств - это скорее личное творчество сотрудников, а не целенаправленная управленческая деятельность в компаниях.

4
Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Чьи идеи чаще реализуются?

В 2019 году воплотили в жизнь собственные предложения почти 60% инициативных сотрудников, в первую очередь - институциональные инноваторы. У добровольцев шансы в два раза ниже, подсчитали авторы исследования.

5

Кто он, инноватор?

Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Склонность к инновационной активности зависит от характера человека, его ценностей, мышления, самооценки, способности создавать социальные связи, то есть искать союзников в лице коллег или руководителей. В российских реалиях собирательному портрету генератора идей (независимо от пола) присущи следующие черты: молодой возраст, высшее образование, проживание в городе и неудовлетворенность материальным положением.

6
Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Какие идеи предлагают инициативные сотрудники?

В основном - в 77% случаев - сотрудники желают усовершенствовать внутренние процессы в компании. Это могут быть проекты по снижению производственных затрат, улучшению дистрибуции, управления, систем мотивации и вознаграждения персонала. Реже прочего (18%) они задумываются над созданием новых товаров и услуг.

7
Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Что способствует инновационному мышлению?

Один из самых важных факторов вовлеченности сотрудников в инновационный процесс - наличие на предприятии управленческих практик, ориентированных на появление креативных проектов. Как показало исследование, в России далеко не во всех организациях действуют специальные механизмы для сбора идей, а руководство не всегда приветствует «самоорганизацию работников для решения нестандартных задач».

Только каждый пятый участник опроса сообщил, что на предприятии есть ответственные за инновации, и лишь каждый шестой — что новаторство поощряется, в том числе финансово. При этом 55% респондентов отметили, что могут свободно высказывать предложения, в том числе руководству компании (47%).

8
Инициатива не наказуема: как стать инноватором в России

Что мешает развитию инноваций?

  • Недостаток денежных средств у компании
  • Высокая стоимость нововведений
  • Высокий экономический риск
  • Недостаток финансовой поддержки со стороны государства
  • Низкий инновационный потенциал организации
  • Недостаток квалифицированного персонала
  • Низкий спрос на новые товары и услуги
Обновлено 06.07.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть