Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

«Еще не готовы к онлайн-образованию». Что ждет школы после COVID-19

За последние 1,5 месяца ЕГЭ, ОГЭ и ВПР отменяли, переносили, переводили в онлайн-формат, запрещали, а также требовали вернуть старые письменные экзамены. Что в итоге ждет школьные экзамены, рассказали в MAXIMUM Education

Об авторе: Михаил Мягков, генеральный директор и основатель образовательной компании MAXIMUM Education.

Наверное, подобное внимание к стандартизированным экзаменам было только в эпоху их внедрения и скандалов с массовыми утечками. Выстроенная процедура сдачи и проверки, которая в целом уже работала как неплохие швейцарские часы, под тяжестью ковидного карантина начала ломаться. Можно смело сказать: система российского образования уже поменялась и возврата к прежнему состоянию не будет.

Цифровизация образования: реальная и мнимая

Критика ЕГЭ не стихает до сих пор, но я считаю, что в последние годы экзамены стали корректнее, прозрачнее и стабильнее. Это касается и методологии, и самих формулировок и, конечно, процедуры проведения и оценки результата. Зашифрованные каналы, автоматическая проверка первой части, сбор и анализ большего количества данных, — наверное, именно в этой сфере российского образования можно говорить об успехах цифровизации. Не хватило буквально пары лет спокойного течения жизни, чтобы получить стандартизированные экзамены, переведенные в онлайн-формат. Однако плавный ход был прерван — случилась пандемия коронавируса.

Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии

Внезапный «эксперимент» с тотальным дистантом вскрыл совсем другую проблему: российское школьное образование системно оказалось не готово к онлайн-образованию. Техническое оснащение школ, учителей, детей пока еще оставляет желать лучшего. Педагоги не умеют преподавать эффективно в онлайн и при этом не смогли получить быструю методологическую и административную поддержку сверху.

Фактически это был системный провал, который хоть и не был официально признан, но все участники процесса его понимали.

При этом Министерство образования старалось смотреть правде в глаза и принимать быстрые шаги для корректировки различных процессов, в том числе привлекая коммерческие компании и платформы.

ЕГЭ-сюрреализм: можно ли провести экзамен онлайн

Залатать дыры не равно выстроить эффективную систему. Поэтому предложение провести ЕГЭ в онлайн-формате в текущей ситуации выглядело слишком сюрреалистичным. Такой эксперимент можно провести в одной школе, возможно даже в одном городе, но не по всей стране. И последствия провала могут быть катастрофичны: фактически развалится вся цепочка перехода из среднего образования в высшее, подорвется доверие к системе, активизируется еще больше критики ЕГЭ. Этого допустить система не может. И в целом я с ней согласен.

Но когда отступать некуда, и кризис проявляется не только на микроуровне в твоем сегменте рынка, но и на макроуровне мировых экономик, открываются двери в совсем другой дивный мир.

Как пример, каждый год мы для своих учеников проводим пробные ЕГЭ, воссоздаем в классе атмосферу экзамена. Это традиционный инструмент, который позволяет бороться со стрессом. В этом году из-за карантина мы перевели симуляции в онлайн-формат. Параллельно стало ясно, что ЕГЭ переносят, а традиционные пробные экзамены не успели провести во многих регионах. Мы подумали, а почему бы не предложить написать наши пробные экзамены всем школьникам в России.

Как результат — около 130 тыс. старшеклассников записались на ОГЭ и ЕГЭ, всего было проведено порядка 300 тыс. тестирований. Участниками пробных экзаменов стали школьники из 72 субъектов РФ. В формате онлайн прошло все — первая и вторая части, открытые вопросы, все это в условиях ограниченного времени. Конечно, цель пробного ЕГЭ проверить свои силы, поэтому мы стали задействовать систему прокторинга (дистанционного контроля прохождения экзамена). То, что это получилось у нас, показывает, что это в принципе возможно и на большем масштабе.

Михаил Мягков
Михаил Мягков (Фото: MAXIMUM Education)

Почему ЕГЭ не провели онлайн сейчас

Текущая ситуация провала дистанционного образования в совокупности с эпидемией, которая повлекла за собой полную отмену ОГЭ в этом году, спровоцирует экстренную подготовку процедуры сдачи стандартизированных экзаменов в онлайн-формате. Более того, я уверен, что работа эта уже началась и, возможно, осенью или ближе к зиме мы увидим регионы, на которых начнется апробация этого формата.

Главная сложность — это выстраивание технологической инфраструктуры, которая будет максимально защищена от всех сбоев и внешних атак. Представьте: необходимо обеспечить всех участников образовательного процесса по всей стране стабильными каналами связи, техникой, причем не только на момент проведения экзамена, а значительно раньше. Придется пересматривать методологическую составляющую экзамена: отвечать на вопросы в компьютере не равно писать их рукой.

У каждого формата сдачи есть свои сильные и слабые стороны, и онлайн не исключение. Сейчас передача информации по зашифрованным каналам не позволяет похищать данные и фальсифицировать результаты. Но представьте: вся страна, 692 тыс. человек, одномоментно по всей стране пишут ЕГЭ по русскому языку. Любые сбои сети, ненадежности канала, хакерские атаки представляют огромные риски.

Кто заменит учителя?

При этом я не верю, что мир изменится настолько, что мы никогда не вернемся в классы.

Даже в технологичном Китае ни до пандемии, ни сейчас, классы никто не отменял и не собирается. И я совершенно не верю, что искусственный интеллект может заменить преподавателя — его душу, харизму, которой он зажигает в детях огонь познания.

Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя Фото:You X Ventures / Unsplash

Но одно дело образовательный процесс и другое — по-своему формальная процедура экзамена.

Любой формальный процесс можно полностью перевести в онлайн. В перспективе это сделает его еще более объективным и прозрачным.

Назад в будущее: что ждет выпускные экзамены

Давайте посмотрим на мировое высшее образование: благодаря таким платформам, как Coursera, Udemy, Открытое образование и многим другим, люди из любого уголка мира могут обучаться в лучших университетах, дистанционно сдавать экзамены и получать онлайн-дипломы.

Существует уже огромное количество систем, которые позволяют удаленно контролировать ход тестирования — веб-камеры, которые мониторят все движения, отслеживание экрана, биометрия, особенности электронного почерка и многое другое.

Как тотальный онлайн повлияет на развитие образования в будущем

В этом году мы увидим масштабные итоговые онлайн-тестирования и ГОСы в вузах за рубежом и в нашей стране. И кажется, что именно университеты встанут на первое место в авангарде онлайн-перемен, дав ценный наглядный опыт образовательным учреждениям по всему миру.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: