К началу XXI века традиционные способы получения и передачи знаний устарели. Интернет изменил сам смысл образования: в 2018 году рынок онлайн-обучения только в России перевалил за 1 млрд руб.
Что касается школьного образования в области программирования, здесь многое зависит не от технологий, а от учителей. В ГОСТе перечислен список тем, которые необходимо пройти по дисциплине «Информатика», но не прописаны стандарты ее преподавания, а техническое оснащение региональных школ зачастую не позволяет отрабатывать полученные знания на практике. Однако в России с советского времени сохранилась сильная математическая школа, и те ребята, которым интересна информатика, стремятся добрать навыки программирования при помощи дополнительного образования. При этом уже много лет подряд команды из России занимают первые места на международных олимпиадах и чемпионатах по программированию.
Образовательные тенденции регионов России
Общий тренд, который влияет на весь образовательный процесс, — цифровизация. Он не только делает информацию более доступной, но и дает возможность внедрять новые форматы передачи знаний, выполнения заданий и проверки пройденного материала.
Мы активно работаем в регионах и наблюдаем, как стремительно растет интерес к программированию, математике, видим стремление детей по всей стране решать творческие задачи с помощью информационных технологий. Интересно, что запрос на программы в области IT от региона к региону существенно различается.
В крупных городах-миллионниках выше уровень образования и больший процент тех, кто готов рисковать, не боится ошибок и хочет пробовать что-то новое. В Москве, например, очень популярны курсы, посвященные нейронным сетям, тут сильнее, чем в других городах, реагируют на «хайп» и активнее интересуются новыми трендами и технологиями. В Санкт-Петербурге, где много творческой молодежи, популярны созидательные курсы, игровые направления. Наибольшим спросом здесь пользуются курсы по видеомонтажу и моушн-дизайну, разработке игр.
Для регионов важно, чтобы программы были практико-ориентированными. Растет популярность курсов по освоению Scratch (язык программирования) и Unity (межплатформенная среда разработки компьютерных игр), поскольку возможности этих платформ совпадают с мнением родителей о том, в чем важно разбираться их детям. В промышленных регионах, например, на Урале, хорошо воспринимаются прикладные темы, такие как web-разработка.
Екатеринбуржцам важна академичность курса, между игровым и математически-ориентированным всегда выберут второй. Здесь родители активно записывают своих детей в группы по разработке игр, математике и логике. Важны практические навыки, например, кибербезопасность. При этом наш курс «Создание криптовалюты», который пользовался популярностью в Москве и Санкт-Петербурге, у родителей Екатеринбурга вызывал тревогу.
Спрос на программы обучения в рамках игровой индустрии зависит от IT-сообщества в городе. Например, в Калининграде много компаний, занимающихся игровой разработкой, поэтому там востребованы именно игровые курсы.
Проблемы внедрения нетрадиционных образовательных методик в российских школах
Здесь существуют барьеры в отношении инноваций, и не только со стороны чиновников, но и самих учителей и родителей, которые не готовы отказаться от привычных образовательных форматов. Для родителей важна предсказуемость результата, а инновационное образование не дает стопроцентных гарантий. Цель современного образования — научить учиться, добывать и оценивать информацию. В то время как для многих родителей по-прежнему ключевым фактором является контроль за образовательным процессом: домашние работы, аттестации. Желая помочь своему ребенку, родители пытаются доделывать за них задачи, что по факту только мешает формированию у ученика необходимых навыков. У нас в «Кодабре» нет обязательных домашних заданий, только презентация итогового проекта, и это возмущает некоторых родителей. Но в современном образовании главное – мотивация. Поэтому если ребенок захочет сам, он будет разбираться с пройденным материалом самостоятельно и без домашних заданий.
Любая новая методика — это стресс как для учителя, так и ученика. Если школы и решаются на эксперименты, то выбирают один из подходов, который уже доказал свою эффективность.
Метод проектно-ориентированного обучения
Метод проектно-ориентированного обучения (Project-Based Learning или PBL) — классика образовательных экспериментов. Идея PBL появилась в прошлом столетии. Метод активно внедряют в западных университетах, однако в России он существует в основном в формате отдельных тренингов по адаптации образовательных программ, где эксперты на практике показывают, как этот метод работает. Такие тренинги проводятся, например, на базе НИУ ВШЭ.
В России этот метод начали применять недавно, и многие образовательные учреждения до сих пор неверно трактуют основной посыл PBL, рассматривая сам проект как результат образовательной деятельности. В реальности самое важное — не заставить ребенка сделать проект и провести его презентацию, а научить его проектному мышлению: правильно ставить задачи, формулировать цели, презентовать свои идеи, управлять своим временем и реализацией сложных проектов.
Взаимное обучение по принципу «равный-равному»
Peer-to-peer learning — тоже не самая новая технология в образовании. Это горизонтальная модель обучения, предложенная хорвато-австрийским философом Иваном Ильичем в 1970-е годы. В ней нет субъекта и объекта передачи знаний — их роли нивелированы. Эта модель сложна в реализации, потому как учитель должен быть равным своим ученикам и вместе с ними решать учебные задачи и генерировать знания. В результате они получают коммуникативные навыки, необходимые для выполнения сложных заданий. Такой подход помогает раскрыть творческие способности студентов во время совместного обучения.
В России наиболее успешно эта модель реализуется в «Школе 21», основанной на методике инновационной французской школы программирования «Ecole 42». Поступить туда может любой, кому исполнилось 18 лет. Обучение в школе бесплатное, но перед поступлением проводится несколько этапов собеседований, после которых студенты зачисляются на четырехнедельный тестовый период обучения. Поскольку обучение в школе идет по принципу «равный-равному», только индивидуальное желание и целеустремленность определяют, насколько глубоко студент сможет погрузиться в учебный процесс — внешний контроль за этим никто осуществлять не будет. Все студенты должны работать в команде, делиться информацией, быть поочередно то учеником, то тренером, выполняя отдельные задачи или части комплексного задания и обмениваясь опытом между собой.
Феномено-ориентированное обучение
Еще одна экспериментальная концепция. Этот метод также называют явление-ориентированным обучением или методом обучения на основе реальных явлений. В России пока что нет примеров его внедрения как системы получения знаний: сегодня он представлен только в виде бизнес-игр.
Эту концепцию придумали в финской школе Яткясаари и начали постепенно внедрять в школах по всей Финляндии в 2016 году. Программа предполагает самостоятельное изучение тем и ставит перед учениками вопросы, для решения которых необходимо задействовать знания сразу из нескольких областей и дисциплин.
В России любые трансформации в образовательной сфере идут медленно. Конечно, есть и успешные примеры школ, которые добились определенной автономии. Например, школа «Апельсин» в Санкт-Петербурге практикует метод воспитания свободой. Здесь творческим дисциплинам, посещению музеев и театров отводится не меньшая роль, чем традиционным предметам. Также в школе существует правило: если пятеро учеников хотят изучать тот или иной предмет, он добавляется в расписание со следующего года, так что учебная программа в школе очень гибкая.
Однако в большинстве своем российские учебные заведения только тестируют новые методики в качестве экспериментов. Новые экспериментальные методы легче внедряются в дополнительном образовании, чем в общеобразовательных школах, и это сказывается на росте числа проектов в этой сфере.