«Мне очень нужно поговорить с тобой, ведь ты работаешь в образовании, а у нас проблемы с...», и далее следуют варианты: «сын/дочь не может выбрать вуз», «бросил/а университет», «вообще не хочет поступать» и, наконец, мое любимое — «ему/ей уже 16, а он/она еще не знает, кем хочет быть». Паническая волна захлестывает родителей, особенно управленцев, и в первую очередь топ-менеджеров.
Их дети, достигнув возраста 17–18 лет, не хотят идти по определенной семьей траектории, а то и вовсе бегут от университетов. Они хотят быть поварами и готовить крабов на модном фуд-корте, работать инструкторами по фитнесу, кодить игры в Mail.ru. А еще бывает так, что они даже не знают, чего именно хотят.
Мой сын, который сам выбрал для поступления Тимирязевскую академию — штудировал учебники и смотрел ночами лекции, буквально пару месяцев назад взял академический отпуск с краткой формулировкой: «Кажется, это не мое». За год он понял, что учиться в «старорежимном» вузе, пусть даже и по желанной специальности, сложно — слишком сильный контраст с нормальной школой и стажировками в Европе, где к тебе относились как к нормальной взрослой личности.
Примириться с классическим подходом старой академии непросто.
Скажем так, эту ситуацию нашей семье было довольно сложно принять. Неужели годы стараний, причем часто родительских, выброшены зря? Как смотреть в глаза друзьям? А если армия? А если не сложится с образованием? А карьера?
Конечно, мы читаем колонки известных психологов, обсуждаем книги Харари и убеждены, что в будущем у наших детей все будет по-другому. Но одно дело репосты умных мыслей в Facebook и совсем другое — пережить все это на самом деле.
Мне повезло: в нашей ситуации совпало несколько факторов, что помогло мне выстроить диалог с сыном и задуматься, где заканчиваются наши проекции счастья детей и начинается их жизнь.
Нам сложно отпустить контроль (или иллюзию контроля) над ситуацией. Мы привыкли принимать решения, определять стратегию и думать, что мы точно знаем, как и когда. Мы считаем себя достаточно умными, интеллигентными и продвинутыми родителями, способными позаботиться обо всем, дать своим детям максимум возможностей и лучшее из возможного: образование, путешествия по разным странам, развлечения и игры — то, чего зачастую не было у нас самих.
Более того, кажется, что все хорошо — нет открытых конфликтов, нет громких ссор, показательных хлопаний дверями и уходов из дома. Я часто вижу молодых людей, которые со скрипом доучиваются до конца, чтобы не расстроить родителей. Но потом годами не могут найти себя в специальности.
Задайте себе вопрос: даем ли мы возможность детям решить что-то самим? И еще более сложный вопрос: позволяем ли мы им о нас позаботиться? Даем ли им право искать себя в других сценариях, право на ошибку, в конце концов?
Одно из главных правил в самолете в аварийной ситуации — чтобы помочь своему ребенку, сначала вы должны помочь себе.
Мне помогло то, что я сама сейчас учусь. Причем одновременно на двух программах — LIFT (Leadership Identity Foundation and Transformation) родной бизнес-школы и на программе по креативному лидерству в амстердамской школе THNK.
Обе программы — это не про знания в чистом виде. Если кратко, их задача — научить нас действовать по-другому. В этом, как мне кажется, ключевое отличие новых типов образования. То, что я получила на этих программах, помогло мне запустить совершенно другой механизм общения с сыном и семьей. Больше говорить не о том, как сыну нужно жить и что ему делать, а о том, как, например, осмыслять происходящее вокруг. Попытки понять, что мы делаем и для чего, что пошло не так, как ожидалось, очень полезны, они также помогают преодолеть преграды детско-родительских отношений и разговаривать как интересные друг другу собеседники.
Ну и, наконец, сам факт того, что родители учатся, что это нормально — признавать, что ты чего-то не умеешь, и садиться за парту, является серьезным стимулом для детей.
Образование в современном мире — ключевой инструмент развития, но бакалавриат и магистратура — это не выбор на всю жизнь. Прежде чем вкладывать большие деньги в обучение в престижных вузах, подумайте о концепции непрерывного образования. Не пытайтесь предсказать, чем вы захотите заниматься через 20 лет, а определите для себя, чем хочется заниматься сейчас. И тот же подход применяйте к собственным детям.