Беспилотный транспорт, 28 июн 2021, 14:10

Первое в мире беспилотное океанское судно вернулось в порт на ремонт

Читать в полной версии
Фото: IBM Cloud / YouTube
Судно без экипажа, призванное повторить историческое путешествия флейта «Мэйфлауэр» через Атлантику 400 лет назад, вернулось в Британию после возникновения неисправности. Но конструкторы рапортуют об успехе ИИ-корабля

Что произошло?

  • Судно без капитана и экипажа (использует искусственный интеллект и энергию солнца) Mayflower (MAS400) 16 июня 2021 года отправилось в путешествие протяженностью 5 630 км из Плимута в Великобритании в Массачусетс в США. Ожидалось, что путешествие в США займет около трех недель.
  • Переход планировалось совершить еще в прошлом году в ознаменование 400-летия плавания торгового галеона «Мэйфлауэр» с первыми англоязычными колонистами, по тому же маршруту. Но в планы вмешалась пандемия коронавируса.
  • MAS400 предоставляет собой также научно-исследовательскую платформу для понимания проблем изменения климата, загрязнения океана пластиком и сохранения морских млекопитающих. Можно следить за ходом корабля через приборную панель миссии, которая включает в себя живое видео, карты и потоковой передачи данных.
  • Однако через несколько дней вояжа у MAS400 начались проблемы, и 24 июня он вернулся в Плимут. Руководители проекта заявили, что у него «небольшая механическая проблема», которую они планировали оценить и отремонтировать.
  • По словам директора проекта Бретта Фанефа, это «всего лишь небольшая механическая проблема, которую можно найти на любой лодке». «Но это ограничило нашу скорость так, что возвращение было разумным действием», — добавил он. ИИ-системы при всем этом оказались исправны.

Что это значит?

Для исследователей

  • Эксперимент. Путешествие связано с проведением экспериментов со сбором данных о морской жизни и отбором проб пластиковых отходов.

По словам руководителей проекта, судно было создано, чтобы продемонстрировать развитие технологий за века, прошедшие с тех пор, как отцы-пилигримы отправились в Новый Свет.

  • Проблема отсутствия людей. Поскольку на борту корабля нет людей, некому ремонтировать его в море.
  • Проект направлен на помощь в разработке автономных систем и приложений искусственного интеллекта — для использования в различных отраслях: судоходство, нефть и газ, телекоммуникации, безопасность и оборона, рыболовство и аквакультура.

Для людей

  • Занятость. Станет ли в будущем профессия капитана неактуальной? Осенью 2020 года начались разработки российских беспилотных судов. В Калининграде к 2023 году планируют запустить первое в мире беспилотное судоходство.
  • Уязвимость в каналах управления. Еще в 2018 году беспилотный автомобиль Uber сбил насмерть пешехода, и это не последний подобный эпизод. Ранее мы уже писали о безопасности беспилотников и о том, почему мы до сих пор массово на них не пересели.
  • Будущее без пробок и рутины‎. Прогнозы сотрудников Google X.
  • Сельскохозяйственные дроны.
  • Беспилотный транспорт.
  • Беспилотные грузовики. В 2020 году российская компания «Эвокарго» выпустила несколько беспилотных тягачей. Также к 2024 году транспортный коридор между Москвой и Санкт-Петербургом будет подготовлен к движению беспилотных грузовиков — об этом в июне 2021 года объявил замминистра транспорта России Кирилл Богданов.
  • Беспилотный поезд. В день, когда MAS400 вернулся в Плимут, в Москве начали тестировать беспилотный поезд «Ласточка». Автономные электропоезда начнут курсировать по Московскому центральному кольцу (МЦК) в 2024 году, заявил глава РЖД Олег Белозеров.
  • Беспилотная доставка. Осенью 2020 года автономные автомобили начали развозить заказы из продуктового магазина в московском Бутове.
  • Такси. В начале 2021 года в России прошел тест-драйв беспилотного летающего такси.
  • Также беспилотники используются в медицине.

Для государства

  • Сейчас мир вступает в эру беспилотных аппаратов, которые все чаще будут заменять на поле боя людей.
  • Беспилотники могут не только разведывать местность, наносить ракетные и бомбовые удары по позициям противника, но и выполнять задачи по радиоэлектронной борьбе. Сейчас беспилотные летательные аппараты (БПЛА) используются в рутинных задачах, требующих большого времени нахождения в воздухе. Соответственно, во время полета имеется возможность неоднократно, посменно менять операторов, управляющих беспилотным аппаратом и его разведывательной аппаратурой — тем самым повышая эффективность наблюдения.
  • Небольшие дроны обнаружить тяжело, но при этом легко сбить. Поскольку они не могут маневрировать. Покупать квадрокоптеры физическим лицам в России разрешено, но это связано с длительной процедурой регистрации и согласований. Весь этот процесс мы детально расписали здесь.
  • Наконец, возлагать на беспилотную авиацию стратегические цели и делать ее ключевым компонентом своей военной мощи ни одна армия мира не станет.

Удар с небес: как выглядят самые мощные беспилотники в мире
Индустрия 4.0 

Остается открытым вопрос, насколько полезными для оборонных (или наступательных) нужд окажутся беспилотные корабли.

Беспилотный транспорт Экологичный транспорт «Зеленая» энергетика Внедрение инноваций Искусственный интеллект Четвертая промышленная революция Новости Короче
Главное