Эксперты ВШБ представили результаты исследовательского проекта Института менеджмента инноваций ВШБ по российским быстрорастущим компаниям (БРК).
Председателем круглого стола стал Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ; в качестве приглашенных экспертов со стороны бизнеса выступили Дмитрий Титов, первый вице-президент ГК «Аквариус», и Алексей Охрименко, руководитель Дирекции мониторинга реализации приоритетных проектов и программ поддержки субъектов МСП АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Быстроразвивающиеся компании вносят ощутимый вклад в ВВП страны. По их развитию можно судить о динамике бизнеса в настоящем и будущем. Как показали данные исследователей ВШБ, российские БРК развиваются в достаточно позитивном темпе: совокупный объем выручки БРК вырос с 7,7 трлн.руб. до 22,8 трлн.руб. в период с 2019 по 2022 год. Ежегодный прирост выручки составил порядка 43,4%, а прирост числа занятых держался на уровне 12% в течение всего этого периода. На основе индекса БРК можно составить оперативный прогноз деловой активности, а также выявить возможные проблемы, установить их причины и выработать соответствующие меры по поддержке и ускорению экономического роста.
«Отечественные быстроразвивающиеся компании сегодня вносят основной вклад в экономический рост: около 70% прироста выручки всего российского бизнеса обеспечено ими. Несмотря на непрерывную череду кризисов с 2020 года, в России существует постоянно меняющийся по своему составу, но относительно стабильный по числу участников и основным характеристикам слой БРК — это примерно 30 тыс. компаний», — рассказал Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Эксперты отметили, что в российских БРК доминирует малый и микробизнес (83% всех компаний), при этом крайне невелика доля средних компаний (10%) и крупного бизнеса (7%). Компании, добившиеся быстрого роста в прошедшие пару лет, уже, как правило имели предыдущий опыт быстрого роста за последние восемь лет. При этом для большинства из них такой опыт был не однократным, а повторялся в среднем дважды.
При этом всего 20% компаний-респондентов являются экспортерами. Основными барьерами для выхода на внешние рынки предприниматели называют как внутренние причины (69,2%) — недостаток опыта, несовершенство системы продаж или маркетинга, отсутствие производства за рубежом, так и внешние (46,2%) — санкции, ненадежность зарубежных контрагентов. 23,1% опрошенных сталкиваются с проблемами в регулировании российским государством экспортных операций, сложностью таможенных процедур и финансовых расчетов. «Санкции ударили по ряду быстроразвивающихся компаний, особенно это касается тех, кто готовился к выходу на рынки ЕС. Однако потенциал для развития у них по-прежнему есть, и предприниматели настроены оптимистично. Как раз здесь есть пространство для государственного участия — оказать поддержку и расширить экспортные возможности БРК», — обратил внимание Александр Степанов, директор Центра исследований сферы инноваций ИМИ ВШБ НИУ ВШЭ.
В этом цикле исследования эксперты также обратили особое внимание на опыт проведения образовательно-консультационных программ (скейлараторов) для масштабирования БРК, изучив как российские, так и зарубежные компании. Об этой части исследования в ходе мероприятия рассказала профессор Светлана Ляпина, главный аналитик ИМИ ВШБ НИУ ВШЭ.
Андрей Юданов, ординарный профессор Финансового университета, отметил, что около 70% БРК можно назвать компаниями-скейлапами, которые показывают воспроизведение своего успешного опыта развития, таким образом наращивая свои мощности и обороты в ускоренном темпе. «В успешном развитии БРК важную роль играет знание. И знание здесь — не то же самое, что информация: знание — это понятая, переработанная и пригодная к употреблению информация, которая влияет на эффективность. На получение и потребление знаний нужны ресурсы. И если одна компания передает узко специализированные знания, добытые опытным путем в течение нескольких лет, другая компания экономит на издержках, связанных с его получением. Компании зачастую сильны тем, что они умеют интегрировать знания. Но есть и второй путь — инкапсуляция знаний, когда компания не тратит ресурс на интегрирование знаний, а начинает применять успешные алгоритмы, получая большие дивиденды», — подчеркнул Андрей Юданов.
Представители реального бизнеса отметили важность регулярного проведения исследований динамики БРК: оно позволяет увидеть картину в целом и определить направления для дальнейшего роста. Дмитрий Титов, первый вице-президент крупной компании-«газели» ГК «Аквариус» и рецензент аналитического доклада ВШБ и «Особенно важным мне кажется поиск методов и практик, которые позволяют ускорять развитие бизнеса. Практическое руководство о том, как добиться регулярного роста в 30-40% на определенных этапах развития компании, представляет большой интерес для бизнес-сообщества. Крайне важно проводить исследование именно сейчас: изучать, почему компании растут, несмотря на кризисный и стрессовый период в экономике и высокую степень неопределенности».