Поиск, видео, чаты: 6 популярных китайских сервисов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Собрали шесть интернет-ресурсов, которые популярны в Китае и при этом доступны в России: поисковик, стриминговый видеосервис, сервис для путешествий, мессенджер, маркетплейс и приложение для видеоконференций

Baidu

Baidu — китайская поисковая система, запущенная предпринимателями Робином Ли и Эриком Сюем в 2000 году. Это поисковик вроде «Яндекса» и Google.

В Китае власти ограничивают доступ к некоторым сайтам или их частям, блокируют результаты поиска по определенному запросу. Кроме того, по закону сайты обязаны самостоятельно цензурировать контент. До 2010 года Google так и делал. Например, в международной выдаче по запросу «площадь Тяньаньмэнь», где в июне 1989 года прошли мирные акции протеста, которые были жестко подавлены, предлагались фотографии танков. Китайский же сайт google.cn никакой информации о событии не выдавал. В 2010 году Google перестал цензурировать поисковые запросы и ушел из страны.

Отчасти благодаря отсутствию популярного во всем мире конкурента, а также соответствию китайским законам и фильтрации информации, особенно политической, которую власти считают «вредной» и «незаконной», Baidu смог стать беспрецедентным лидером среди поисковиков в Китае. Сейчас он занимает 81% рынка поисковых систем в стране.

Кроме того, Baidu учитывает языковые и культурные особенности китайских пользователей, а с 2010 года еще использует технологии искусственного интеллекта. Вместе это позволяет выдавать более точные результаты.

Основной язык поисковика — китайский. Запросы на других языках, в том числе русском, можно делать в иностранной версии браузера, в которую встроена функция автоматического перевода от Google Translate. Выдача там будет точно такой же, как в китайской версии, но просто на другом языке.

Основная часть пользователей Baidu, по данным исследовательской компании Statista, — из материкового Китая (93,93%). Есть небольшая доля из Гонконга (1,51%), Тайваня (1,27%), США (1,11%) и Японии (0,56%). В других странах поисковик практически не используется.

У Baidu есть также сервисы «вокруг» поисковика. Среди них — видеоплатформа вроде YouTube Haokan, онлайн-форум для обсуждения различных тем Baidu Tieba, платформа Baidu Knows, где одни пользователи задают вопросы на интересующие темы, а другие пользователи на них отвечают, онлайн-карты Baidu Maps, интернет-энциклопедия Baidu Baike и другие. Все это мотивирует пользователей проводить больше времени в поисковой системе, через которую можно найти все эти сервисы.

Интересный факт: в интернет-энциклопедии Baidu Baike содержится более 28 млн статей — это больше, чем статей в «Википедии», написанных на восьми самых популярных в интернет-энциклопедии языках — английском, немецком, французском, шведском, нидерландском, русском, испанском и себуанском вместе взятых. Их для сравнения с числом статей на одном только Baidu 27 млн.

iQIYI

iQIYI — это онлайн-платформа для просмотра фильмов, сериалов, реалити-шоу, спортивных трансляций. Ее запустила в 2010 году компания Baidu. Это китайский аналог стриминговых сервисов вроде Netflix и «Кинопоиска». iQIYI — пятый по популярности стриминговый видеосервис в мире. На него подписан 101 млн пользователей.

На платформе контент доступен на 11 языках: упрощенном китайском, мандаринском, английском, малайском, тайском, вьетнамском, корейском, испанском, индонезийском, португальском и японском. iQIYI преимущественно предлагает азиатские фильмы, сериалы и шоу. Компания закупает контент у киностудий из Китая и Тайваня, Южной Кореи, Японии, Филиппин, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Индонезии, а также единственной неазиатской страны в этом списке — США. Например, на iQIYI можно посмотреть южнокорейские сериалы «Мой сосед по комнате — Кумихо», «Партнер по ужину», «Королевский секретный агент».

На iQIYI есть также оригинальные фильмы, сериалы и шоу от студии iQIYI Pictures. Среди известных фильмов собственного производства — «Рыцарь теней», «Лига богов», «Царь обезьян: Слезы без сожалений», «Похищение», «Мой Хатико».

Кроме традиционных для европейского зрителя жанров вроде драмы, комедии или семейного кино сервис предлагает такие категории, как Urban, действие которых происходит в городе, Marriage — в сюжете присутствует свадьба, Friendship — есть сюжетная линия, посвященная дружбе.

Пользователям из России можно зарегистрироваться через электронную почту, российский номер телефона, аккаунт Google или Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России). Часть контента доступна бесплатно, но для просмотра фильмов и сериалов в хорошем качестве и доступа к большему количеству контента нужно оформить подписку. Она стоит $6,99–9,9 в месяц или $69,99–99,9 в год зависимости от тарифа.

Страница сайта iQIYI. Дорама на главной странице называется «Влюбленные лжецы»
Страница сайта iQIYI. Дорама на главной странице называется «Влюбленные лжецы» (Фото: iQIYI)

Фото: Jonas Leupe / Unsplash
Индустрия 4.0 Кино по щелчку: как работают рекомендательные алгоритмы в стриминге

Ctrip

Ctrip — это крупнейший китайский сайт для бронирования авиабилетов, отелей, туров и других туристических услуг, на котором зарегистрировано более 250 млн пользователей. Входит в международную корпорацию Trip.com Group Limited, которую основали в 1999 году китайские предприниматели Джеймс Лян, Нэйл Шень, Минь Фань и Цзи Ци.

По данным Ctrip, на сайте размещено более 1,7 млн предложений жилья по всему миру, включая отели, мотели, курорты, дома, апартаменты, хостелы и другую недвижимость. На сайте можно купить билеты на самолет, железнодорожный транспорт, автобусы по всему миру. Кроме того, Ctrip предлагает более 1 тыс. пакетных туров как по направлениям внутри Китая, так и за рубежом.

Ctrip доступен только на китайском языке. Для пользователей из других стран есть аналоги — сайт для бронирования различных туристических услуг Trip.com (есть версия на русском языке), система для поиска авиабилетов Skyscanner, сервис для бронирования билетов и отелей MakeMyTrip, туристические онлайн-агентства Qunar и Travix.

Интересный факт: в 2017 году произошел скандал с участием компании: в интернете появились видео, где воспитатели детского сада, который находится в штаб-квартире Ctrip в Шанхае, жестоко обращались с малышами. В результате руководство компании уволило двух топ-менеджеров, а восемь воспитателей были приговорены к тюремному сроку за жестокое обращение с детьми.

WeChat

WeChat — это самый популярный мессенджер в Китае, в котором можно обмениваться сообщениями, фото, видео, документами, геопозицией. В мессенджере может зарегистрироваться любой желающий. Есть версия на русском. Ежемесячная аудитория, по данным за первый квартал 2024 года, составляет 1,36 млрд человек, 810 млн из них — пользователи из Китая, 12 млн — из Малайзии, 10 млн — из Индии, 9,5 млн — из России, 5 млн — из Южной Кореи, 4 млн — из США.

Мессенджер разработала китайская технологическая компания Tencent в 2011 году. В 2013 году в WeChat встроили сервис мобильных платежей WeChat Pay, который позволяет переводить деньги контактам и расплачиваться смартфоном (как Apple Pay).

В приложении мессенджера WeChat также можно:

  • отправлять «красные конверты» — денежные подарки одному человеку или группе людей;
  • публиковать короткие видео, как Stories в Telegram;
  • создавать официальные каналы вроде каналов в Telegram, только в WeChat каналы работают как лента в социальных сетях — сначала пользователи видят посты, которым поставили лайки и оставили комментарии их контакты;
  • загружать и пользоваться мини-программами, например, приложениями для заказа такси, отслеживания почтовой доставки, покупки билетов на самолет.

Контент в WeChat, так же как и на других медиаресурсах Китая, цензурируется. Если пост не соответствует правилам платформы или законодательству, то модераторы мессенджера его удаляют. Контент может удалить и сам автор. Среди причин, кроме собственного желания, может быть предупреждение от коллег или работодателя. Международное сообщество писателей, блогеров и активистов Global Voices рассказало, что в 2018 году наиболее цензурируемыми темами были торговая война Китая и США, санкции США против технологической компании ZTE, арест финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу в Канаде.

WeChat заблокирован в Индии (при этом многие жители страны продолжают им пользоваться через VPN), Канаде и некоторых штатах США. Причиной блокировки назвали незаконный сбор данных пользователей. В 2023 году власти Нидерландов рекомендовали государственным служащим не использовать приложения из стран, которые проводят агрессивные кибероперации против государства, в список приложений вошел и WeChat.

В России WeChat был заблокирован 5 мая 2017 года, потому что мессенджер не предоставил Роскомнадзору информацию о пользователях для учета в реестре организаторов распространения информации (ОРИ). Однако уже 11 мая того же года был разблокирован, так как компания согласилась делиться данными пользователей с российскими властями.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Что такое мессенджер, для чего он нужен и какой выбрать

Taobao

Taobao — это китайский c2c интернет-магазин, где сделки заключают между собой потребители, а Taobao служит для них посредником. Его можно считать аналогом российского «Авито». Сервис появился в 2003 году, а к 2010-му занял 80% рынка электронной коммерции в Китае.

Месячная аудитория сайта точно не известна, но аудитория мобильного приложения сервиса среди населения Китая, по данным за март 2024 года, составила 921 млн человек. Больше всего, по данным сервиса веб-аналитики SimilarWeb, Taobao пользуются мужчины, их — 70,02%, женщин — 29,98%. Наиболее многочисленная возрастная группа — 25–34 года.

Портрет аудитории интернет-магазина Taobao
Портрет аудитории интернет-магазина Taobao (Фото: SimilarWeb)

На Taobao продаются различные товары — от одежды до бытовой техники — как новые, так и бывшие в употреблении. Есть комиссия для продавцов — примерно 5% с каждой продажи. Наиболее популярные категории — одежда, продукты питания и напитки, бытовая электроника, товары для матери и ребенка, товары для здоровья и пищевые добавки, спортивный инвентарь.

Taobao входит в компанию Alibaba Group, частью которой является известная во всем мире торговая интернет-площадка AliExpress. Однако на территории Китая Taobao популярнее, чем AliExpress, из-за низких цен и более разнообразного выбора. Бывают и необычные товары и услуги. Например, «машина для мести шумным соседям» (электродвигатель мощностью 100 Вт), услуга по признанию в любви, живые светлячки.

У сервиса есть и недостатки. Во-первых, Taobao доступен только на китайском языке, и, чтобы им воспользоваться, например, россиянам, придется либо постоянно обращаться к переводчику, либо к функции автоматического перевода страницы в браузере. Во-вторых, некоторые товары могут не доставлять в другие страны. Возможность доставки необходимо уточнять у продавцов. В-третьих, можно столкнуться с мошенничеством, поэтому перед заключением сделки важно проверить надежность продавца, например прочитать отзывы о нем.

На платформе может зарегистрироваться пользователь из любой страны, однако нужен китайский номер телефона и счет в китайском банке.

Интерфейс сайта Taobao
Интерфейс сайта Taobao (Фото: Taobao)

VooV Meeting

VooV Meeting — это китайский сервис для проведения видеоконференций, разработанный компанией Tencent. Сервис стал популярным в 2020 году во время пандемии СOVID-19, когда многим пришлось перейти на удаленную работу. В тот год пользователи VooV Meeting организовали более 4 млрд видеоконференций. В 2021 году число пользователей достигло 200 млн.

VooV Meeting можно скачать как приложение для десктопа и для мобильных устройств на iOS и Android. Есть версия на английском языке. Сервис позволяет во время видеозвонков делиться экраном, использовать водяные знаки, фильтры, шумоподавление. Кроме того, искусственный интеллект делает речь участников видеоконференции более четкой и понятной.

В Китае у VooV Meeting нет популярного во многих странах конкурента — Zoom. Его китайские власти заблокировали осенью 2019 года из-за того, что платформа сделала недостаточно для подавления антиправительственных выступлений. В августе 2020 года компания прекратила прямые продажи своих продуктов в Китае.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Почему мы устаем от Zoom-конференций и что с этим делать

Обновлено 03.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть