Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Таймлайн беседы:
2:09 — Чем дата-капитализм отличается от капитализма наблюдения
8:35 — Как меняется экономика при дата-капитализме?
12:25 — Могут ли компании собирать наши данные, не нарушая личных границ?
16:42 — Как наши эмоции могут продать
20:42 — Можно ли монополизировать информацию
23:11 — Возможна ли конфиденциальность сегодня?
25:05 — Защита персональных данных в будущем
Участники обсуждения:
- Иван Бегтин — директор АНО «Информационная культура».
- Александр Волчек — предприниматель, СЕО GeekBrains.
- Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.
Главное из выпуска
О капитализме наблюдения и утечке данных
В чем различия между капитализмом наблюдения и дата-капитализмом? Иван Бегтин, директор АНО «Информационная культура», рассказал, что капитализм наблюдения — это система массовой слежки, которая основана на данных. Такой капитализм непрерывно наблюдает за экономически активными контрагентами — людьми. Дата-капитализм же — это система, в которой компании собирают разного рода информацию, после чего представляют конечные структурированные продукты на основе этих данных.
Гости эпизода подчеркнули, что утечки данных происходят постоянно и застраховаться от них на 100% невозможно. Особо опасными бывают утечки, которые появляются в Сети в понятном для пользователей виде: именно удобство в чтении информации делает компании уязвимыми и создает негативное впечатление у общественности. Чтобы предотвратить слив данных, корпорациям необходимо выделять больше денег на безопасность. Такая безопасность включает в себя комплексные меры: технический аудит, страхование, а также создание специальных фондов для компенсации пострадавшим от утечек.
Если человек хочет обезопасить себя от слежки, то здесь существует несколько вариантов. Первый — саморегулирование. Сегодня, когда кто-то не хочет раскрывать свои данные, он может отказаться от интернета, телефона и других девайсов, которые считывают информацию. Второй вариант — говорить об информационной безопасности и продвигать тех политиков, которые готовы бороться за более жесткие законы о персональных данных. Иван Бегтин отметил, что в странах Европы с жестким регулированием данных намного реже появляются стартапы-единороги, чем в США, где законы об информации не такие строгие.
Об онлайн-обучении и личных границах
По мнению Александра Волчека, СЕО GeekBrains, через десять лет в мире будет сформированный рынок, где онлайн- и офлайн-обучение будут сосуществовать вместе. Такой формат даст возможность людям из маленьких городов получить доступ к знаниям, которые раньше для них были недоступны. Но для равного распределения знаний у населения должно пройти несколько лет. Сейчас люди на практике должны убедиться, что онлайн-образование делает жизнь лучше. Здесь важны такие факторы как востребованность таких профессионалов на рынке и позитивный опыт людей из их окружения.
При обсуждении таргетированной рекламы и сборе информации мнения экспертов разделились. Волчек рассказал, что искусственный интеллект сегодня не способен на то, чтобы предложить нам максимально релевантные товары и услуги.
Александр Волчек: «Сегодня нормальные системы, которые могут правильно предложить персонализированную рекламу миллионам пользователей попросту не существуют. Персонализированная реклама, если на нее внимательно посмотреть с точки зрения технологий, — это очень простые инструменты. И мы видим, как они перестают работать. Только потому что ваш телефон собирает информацию, не значит, что у телефона есть возможность нормально разобрать всю вашу информацию и что-то порекомендовать. Настоящего искусственного интеллекта на сегодняшний день не существует».
Иван Бегтин рассказал, что данные перерабатывают люди, из-за чего рекомендательные системы крупных IT-компаний все еще работают: «Данные собирают и обрабатывают, но занимаются этим исследователи. Развитие искусственного интеллекта сегодня происходит из-за интереса корпораций, которые хотят на нем заработать. В корпорациях при обработке больших данных оперируют обезличенной информацией. Там есть различные параметры (склонен ли человек к незапланированным покупкам, сколько ему лет и так далее), но имен и фамилий там нет. Эти данные позволяют создавать таргетированные предложения и рекламу для очень узкого круга людей».
В подкасте участники обсуждения также отметили, что доступ к данным — сильное конкурентное преимущество. Правда, заполучить информацию недостаточно. Нужно уметь правильно ее обрабатывать и анализировать. Не опираясь на внешние факторы, информация может оказаться бесполезной.