Чем космическое страхование отличается от всех остальных?
Основное отличие этого бизнеса — высокая стоимость объектов страхования и размер потенциального ущерба. И, конечно, эмоциональность, зрелищность для страховщика в момент нахождения при запуске.
«Сегодня в мировой практике космические аппараты могут стоить €250 млн и выше, а это больше ₽20 млрд», — говорит заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха» Алексей Галахов.
Чтобы обеспечить покрытие на такие крупные суммы, страховые компании используют собственные финансовые возможности, а также ресурсы зарубежных рынков, привлекают партнеров-перестраховщиков по всему миру. Емкости российского рынка для этого не всегда достаточно.
Когда начали страховать космическую деятельность?
За рубежом эта практика стала развиваться с 1960-х годов, буквально на заре космической эры. В СССР с его плановой экономикой не сразу пришли к необходимости страховать космическое имущество.
Попытки запустить космическое страхование у нас предпринимались с 1970-х. Первый в России полис по страхованию космических рисков был выписан «Ингосстрахом» в 1990 году. Он покрывал риски полной гибели геостационарного спутника «Горизонт-33» во время подготовки к запуску, старта, вывода на орбиту и ввода в эксплуатацию. Кстати, этот полис сейчас хранится в музее компании.
Специалисты «Ингосстраха» разработали собственные правила страхования. В дальнейшем они легли в основу договоров, покрывающих космические риски в России.
Что именно страхуют в космических проектах?
По мере развития рынка, страхование становилось все более комплексным. Первые полисы, выданные в России, покрывали в основном риски при запуске и выходе на орбиту. Сейчас космические миссии страхуются на протяжении всего жизненного цикла. То есть, начиная с момента изготовления аппарата, и вплоть до окончания летных испытаний/эксплуатации на орбите.
Однако набор рисков может меняться в зависимости от потребностей конкретной миссии. К примеру, в октябре 2021 года «Ингосстрах» выступал одним из страховщиков запуска на МКС корабля «Союз МС-19» с киноэкипажем на борту. Страховая защита покрывала риски утраты имущества от запуска ракеты и до открытия переходного люка после стыковки корабля с МКС. Такая практика является обычной при страховании пилотируемых запусков к МКС на протяжении многих лет.
Как правило, страхование космических рисков охватывает следующие основные аспекты:
- Космические аппараты и оборудование.
- Наземную инфраструктуру, включая стартовый комплекс, с которого производится запуск.
- Гражданскую ответственность — на случай, если во время миссии или затопления аппарата будет нанесен ущерб третьим лицам или окружающей среде.
- Жизнь и здоровье участников экипажа.
Каков объем рынка сегодня?
Он зависит от количества запусков, поэтому цифра меняется от года к году. Так, в 2020-м страховщики во всем мире получили в общей сложности $475 млн премий и выплатили $425 млн компенсаций.
По оценке Алексея Галахова, в среднем годовой объем российского рынка составляет около ₽7–9 млрд. По итогам 2020 года на нем лидирует «Ингосстрах»: суммарные сборы компании превысили ₽5,8 млрд.
Сколько стоит застраховать космический аппарат?
Смотря какой. Здесь играет роль не только стоимость самого аппарата, но и уровень риска.
Самыми надежными считаются пилотируемые запуски, для них размер платежа составляет около 5% от стоимости миссии. Например, перед запуском ракеты-носителя «Союз ФГ» с кораблем «Союз МС-15» «Роскосмос» предложил ₽266,9 млн в качестве страхового взноса при сумме покрытия ₽4,236 млрд.
Страховка научных миссий — например, зондирующих Землю спутников — обходится примерно в 8% от цены аппарата.
Но самый дорогой для страхователей сегмент — телекоммуникации и связь. Риски по таким аппаратам выше. Поэтому ставки доходят до 18–20%.
Кроме того, на стоимость страховки влияет общая ситуация на рынке.
Алексей Галахов, замгендиректора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха»:
«На глобальном рынке космического страхования всего несколько десятков крупных игроков. Стоит им получить убытки — а это происходит постоянно, — и ставки начинают расти. Причем рост касается всех сегментов. Например, в этом году в Европе были наводнения. И получив убытки от наводнений, крупные игроки поднимают премии по всем видам страхования. В том числе и в космическом страховании и перестраховании, хотя у нас не возникало никаких дополнительных рисков».
Были ли случаи крупных выплат?
Да, и немало. Суммы выплат исчисляются миллиардами рублей, даже когда речь не идет о масштабных миссиях, широко освещаемых в СМИ.
Вот лишь несколько примеров.
- ₽7,8 млрд компенсировал «Ингосстрах» в связи с гибелью космического аппарата «Экспресс АМ4R» в 2014 году. Это крупнейшая выплата за всю историю российского страхования.
- ₽7,5 млрд рублей выплатил «Ингосстрах» в 2012 году после крушения космического аппарата «Экспресс-АМ4».
- ₽2,2 млрд рублей достигла выплата в связи с частичной гибелью аппарата «Экспресс АМ6». В 2021 году «Ингосстрах» компенсировал убытки совместно с другими страховщиками. Риски, связанные с работой аппарата на орбите, были застрахованы на общую сумму свыше ₽4,6 млрд рублей.
- $85 млн компания «Ингосстрах» заплатила в качестве компенсации после крушения спутника «Купон», принадлежащего Банку России, в 1998 году.
Это не убыточно для участников рынка?
В 2020 году общемировые сборы страховщиков были сопоставимы с размером выплаченных компенсаций. Но бывает и так, что потери в связи с нештатными ситуациями в космосе превышают полученные страховые премии. Например, в 2019-м общемировые убытки почти достигли $1 млрд при сборах примерно в $500 млн.
Сохранять устойчивость участникам рынка помогает распределение рисков среди многих участников, передавая риски в перестрахование. Так, после аварии «Экспресс АМ4R» на плечи перестраховщиков «Ингосстраха» легла значительная часть выплаченного страхового возмещения.
Необходимо отметить, что обязательства перед клиентом в полном объеме обязан выполнить страховщик, выдавший полис. И только после полной выплаты клиенту происходит сбор убытка с партнеров-перестраховщиков. Компания должна иметь достаточно собственных ресурсов, чтобы сразу покрыть убытки клиента.
И сегодня высокие ставки космического страхования привлекают игроков, в том числе новичков, у которых нет ни опыта, ни ресурсов для полноценной работы на рынке. «В середине 1990-х было много желающих застраховать космос. Романтика, всё впервые, никто ничего не боялся. Но убытки не заставили себя ждать, а платить огромные суммы возмещения страховым пиратам очень не хотелось. В итоге клиенты взыскивали деньги с горе-страховщиков через суды, после многолетних тяжб и разбирательств», — вспоминает Галахов.
Кто покупает космические страховки?
Прежде всего, государственные организации, которые занимаются запусками. В России это «Роскосмос».
Страховки покупают и телекоммуникационные компании — как коммерческие, так и принадлежащие государству. Одним из крупнейших клиентов «Ингосстраха» сегодня является ФГУП «Космическая связь», которая предоставляет услуги связи и вещания с глобальным покрытием. А недавно страховщик заключил договор со спутниковым оператором OneWeb на серию из десяти запусков ракет-носителей «Союз».
Космическая страховка обязательна для полетов в космос?
По закону организация, запускающая космический аппарат, обязана застраховать жизнь и здоровье космонавтов, работников инфраструктуры, а также ответственность за вред третьим лицам.
Кроме того, иностранные компании и граждане, которые действуют под юрисдикцией РФ, должны страховать космическую технику. Но поскольку потенциальные убытки очень велики, российские юрлица тоже предпочитают страховать имущественные риски, хотя это и не предписано законом напрямую.
Как будет развиваться рынок космического страхования?
Можно выделить как минимум два тренда на среднесрочную перспективу.
Увеличение объемов рынка. Поскольку космических аппаратов все больше, будет расти число заключенных договоров и общая сумма страховых сборов.
В «Ингосстрахе» предполагают, что будет расширяться и покрытие по договорам. «Чем больше планета зависит от «цифры» и телекоммуникаций, тем важнее сохранность объектов, находящихся в космосе. В результате стоимость страхования и объем покрытия могут скорректироваться», — считает Галахов.
Снижение зависимости от западных игроков. Поскольку емкости российского рынка не всегда хватает, чтобы обеспечить страховку на миллиарды рублей, компании задействуют зарубежное перестрахование. В первую очередь, американское и европейское. Но ставки здесь растут, и это касается всех клиентов. В том числе и российских, хотя уровень аварийности у них достаточно низкий на общемировом фоне.
Чтобы исключить неоправданное повышение, отечественные компании могут увеличить объемы перестрахования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Когда Европа и Лондон поймут, что у них есть конкуренты, которые оценивают риски, исходя из реальной статистики, то будут вынуждены снижать ставки», — ожидает замгендиректора «Ингосстраха». Он надеется, что через пару лет это потенциально может привести к снижению тарифов на 20–30%.