Об эксперте: Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работа» и «Авито Услуги». Ранее занимал должность CEO TalentTech (подразделение «Севергрупп»), работал в Dell Corporation и ABBYY. Создал стартап ITMozg, который занимается подбором ИТ-специалистов.
Ковид и дефицит расширяют географию
— Как в последнее время изменилось поведение соискателей и нанимателей на рынке труда? Есть ли тут какие-то существенные сдвиги?
— Ситуация на рынке труда всегда тесно связана с тем, что происходит в обществе и экономике. Ежемесячно на «Авито» ищут работу около 17 млн человек: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и менеджеров. Мы строим экосистему вокруг разнообразных форматов занятости, найма и услуг. Поэтому видим ситуацию с абсолютно разных углов так, как не видят ее стандартные job-ресурсы.
Говоря о поведении участников рынка труда, нельзя уйти от темы ковида. Пандемия поменяла и структуру занятости в целом, и то, как люди воспринимают дистанционную работу.
Многие из тех, кто раньше нанимал персонал в своем регионе, теперь ищут сотрудников по всей России. Речь не только о call-центрах, но и о производственных компаниях, где в удаленном режиме могут работать, например, архитекторы или технологи. Еще пять лет назад это было невозможно.
Свежий пример: в октябре онлайн-уроки по теории вождения стали лидирующей по росту спроса услугой в категории обучения по сравнению с сентябрем (+124%). Россияне привыкли искать на онлайн-платформах специалистов в любых сферах — от преподавателей по вокалу и экспертов по чайным церемониям до фитнес-тренеров или видеопродюсеров.
То, к чему рынок труда мог идти 5–10 лет, произошло за несколько месяцев и стало уже привычным через год. И надо сказать, что мы все довольно быстро адаптировались.
Поколению, которое пережило не один период перемен, к такому не привыкать. Поэтому достаточно быстро трудоспособное население России не только научилось новым форматам, но и получило карьерную и материальную выгоду от открывшегося разнообразия вакансий и простоты их поиска. И здесь мы как платформа сыграли, пожалуй, определяющую и социальную роль.
Второй важный момент — вырос спрос на кандидатов массовых профессий. На этом рынке сейчас ажиотаж. Развивается сфера строительства, e-commerce, и это формирует спрос на людей ручного труда. Наверно, самый яркий пример — это невероятный спрос на курьеров, хотя не хватает также упаковщиков, грузчиков, фасовщиков.
Раньше считалось, что в массовых профессиях кандидаты бесконечны, они есть всегда. Но теперь работодатели видят, что это не так. Население в стране не увеличивается. В прошлом году естественная убыль выросла в 2,2 раза. Правительство ожидает, что количество трудоспособных россиян в ближайшие десять лет сократится на 1 млн человек. Вдобавок трудовые мигранты из стран СНГ уехали из России и не смогли вернуться. К маю нынешнего года их число сократилось на треть по сравнению с 2020-м.
Соответственно, конкуренция за персонал сильно выросла. Людей критически не хватает, поэтому компании готовы нанимать кандидатов из других регионов или смежных отраслей.
Работодатели повышают зарплаты, пытаясь привлечь работников, что является не последним фактором в росте цен на продукты и услуги. К примеру, если сравнить март 2020 и сентябрь 2021, в среднем по всем профессиям на «Авито» мы видим рост зарплат в 17%. Где-то сильно больше — в том же производстве динамика составляет плюс 35%.
— Это как-то влияет на стратегии соискателей при поиске и выборе работы?
— Да, конечно. Возьмем рынок кассиров. Сейчас кассир может заработать на кассе ₽40–50 тыс. за полный день со всеми премиями. Или может стать курьером со сменным графиком и получить больше свободы и больше денег.
Люди сейчас достаточно серьезно смотрят на разницу в потенциальном заработке и зачастую меняют свои подходы к профессии. Парадигма «одна профессия на всю жизнь» все менее актуальна, соискатели стали избирательнее и диверсифицируют свои навыки. Конечно, для молодого поколения это проще. Но мы видим, что взрослые люди, категория 40+, тоже адаптируются к изменениям и новому рынку труда.
Как и компании, соискатели обратили внимание на региональную составляющую. Они понимают, что можно найти работу не только у себя в регионе, но и подумать про удаленную занятость или переехать поближе к спросу.
В конце весны — начале лета мы отмечали всплеск интереса к вахтовым позициям в южных регионах. Например, на должности официантов в Сочи. Но речь не только об общепите и гостиничном секторе. В бьюти-индустрии активность кандидатов в Томске в апреле-мае сократилась на 33%, в Кирове — на 27%. А в Сочи, напротив, она выросла на 42%. То же самое касается северных вахт, да и в целом вахтового метода работы.
Требуются сменные работники
— Много ли компаний сейчас готовы использовать внештатные модели сотрудничества? Помогает ли это закрывать дефицит специалистов?
— Мы видим достаточно большой рост спроса на подработку. Не так давно «Авито» инвестировал в компанию GigAnt, которая помогает бизнесу найти временных исполнителей. Среди клиентов компании есть много крупных ретейлеров, таких как «ВкусВилл», «Азбука Вкуса» и «Пятерочка».
Как это выглядит на практике? В пиковые часы и сезоны компаниям нужны дополнительные люди. Скажем, в магазине это утро и вечер, когда покупатели идут на работу и возвращаются домой. Днем хватает двух касс, а в пиковые часы нужно шесть. Держать столько людей на 12-часовой смене нерентабельно — удобнее привлечь несколько человек дополнительно на утреннее и вечернее время. То же самое — на складах. В пиковые часы здесь идет активная комплектовка, а в остальное время — развоз.
Если ты, к примеру, пекарь или повар, и у тебя график два через два, то остается достаточное время вне основной работы. В этот день ты можешь дополнительно заработать — например, тем же кассиром, если у тебя есть соответствующие навыки. Через приложение можно выбрать ближайшее подходящее место, пройти там быстрое обучение и приступить к заказу.
Этот тренд проявился относительно недавно, пандемия и здесь стала толчком. Работодатели действительно стали задумываться о затратах, пытаться оптимизировать бизнес-процессы. Это связано в основном с развитием решений WFM (Workforce Management), которые помогают оптимально распределить людей с учетом потока посетителей.
В итоге компании понимают, что нет смысла держать по шесть кассиров днем — хватит и двоих. А вот вечером нужны дополнительные люди, чтобы покупатели не ждали в очереди и вернулись в следующий раз.
— Есть ли разница в почасовой оплате того же кассира при штатной занятости и подработке?
— Думаю, при частичной занятости он будет получать чуть больше в расчете на час. Но разница в любом случае некритическая. Клиенты «Авито» нанимают сотни тысяч кассиров в год, для них работает эффект масштаба, особенно когда речь идет о массовом персонале. В конечном счете они не переплачивают. Более того, при огромных масштабах найма оптимизация загрузки может заметно скорректировать бюджет в лучшую сторону.
Временные форматы используют постоянно
— Какие внештатные форматы сейчас популярнее всего? Например, разовое или постоянное сотрудничество?
— Учитывая реалии российского документооборота, компании редко приходят к фрилансу как к разовому явлению. Другое дело, что люди и задачи могут меняться.
По данным FL, четверть всех заказчиков привлекают фрилансеров на регулярной основе, остальные делают это эпизодически. А исследования KWORK показывают, что больше трети заказчиков обращаются к фрилансерам ежемесячно, 10% — почти каждый день. Важно, что этот показатель вырос на 4% по сравнению с 2019 годом. Значит, у компаний стало больше регулярной работы, которую они переложили со штатных сотрудников на фрилансеров.
Многое зависит от того, какие конкретно задачи решаются. Фрилансерами могут быть и таксист, и репетитор иностранных языков, и графический дизайнер, который сидит на Бали. Часто внештатников нанимают несколько раз для точечных задач. Потом понимают, что это удобно, и сотрудничество становится постоянным.
Чтобы использовать такой формат более или менее регулярно, компаниям нужно выстраивать кучу процессов вокруг. Например, в ретейле надо наладить работу со сменами, понимать загрузку, знать, где и когда заменить человека. Но по мере развития процессов и технологий частичная занятость еще сильнее будет смешиваться с постоянной. Мы видим в этом огромный потенциал. Фактически «Авито» был первым, кто в таком масштабе развернул бизнес в сторону подработки.
— Не смущает ли работников отсутствие трудового договора и социальных гарантий? Насколько они вообще довольны таким сотрудничеством?
— Если бы они не были довольны, то не работали в таком формате, и мы не увидели бы здесь роста. Сегодня для многих трудовой договор уже не является единственно верным способом оформления взаимоотношений, потому что меняется и менталитет, и экономика в целом.
Фрилансеры уже не воспринимаются как бездельники: общество привыкает к тому, что это нормальный формат занятости. Площадки тоже оберегают пользователей. Например, в «Авито Услугах» мы проводим верификацию заказчиков по паспорту, в «Работе» — проверяем добропорядочность работодателя. В «Подработке» — страхуем риски клиентов и гарантируем выплату исполнителям.
Ранее государство запустило режим самозанятости, чтобы вывести людей из тени и помочь им выйти на постоянный заработок. Сейчас государство задумалось над тем, что самозанятым нужны социальные гарантии, оплата больничных и так далее. Пока далеко не везде есть полноценное страхование и больничные для внештатных работников, но постепенно мы к этому придем.
Компании показывают, что спрос на массовый персонал достаточно большой. Хотя из-за пандемии многие бизнесы закрывались, люди все равно достаточно быстро находили работу. Все это дает уверенность в том, что в случае чего человек не останется без денег, найдет новое место и обеспечит себе заработок.
Фриланс остается, штатная работа тоже
— Интерес к внештатным форматам — это временное явление на период пандемии или долгоиграющий тренд?
— Все новое зарождается через то, что придумывалось как временное решение каких-то проблем.
Мое мнение — формат пришел надолго и будет развиваться. Потому что люди поняли, что могут зарабатывать на 20–30% больше, и вряд ли от этого откажутся. А компании нашли возможность закрывать свои пиковые потребности в людях, страховаться на время отпусков и больничных штатных сотрудников, оптимизировать загрузку. Они тоже не будут отказываться от такого удобного формата.
Недавно мы проводили исследование и общались с людьми по поводу подработки. Один из респондентов рассказал, что работал в компании фуллтайм, но потом понял, что сменный график для него удобнее. Он пришел к руководству и сообщил, что хочет сменить формат и работать через приложение. То есть сотрудник сам предложил компании начать сотрудничать с сервисом подработки.
— Могут ли такие форматы в какой-то значительной мере вытеснить постоянный найм? Например, если самозанятым предоставят социальные гарантии.
— Я не думаю, что фриланс когда-то станет доминирующим форматом. Быть самозанятым комфортно все-таки не для всех. Какая-то часть людей хотела бы постоянно работать на одном месте, даже внутри поколения Z.
Лет пять назад про фриланс в сфере ИТ говорили, что теперь все айтишники будут работать удаленно и жить на островах. Но этого не произошло. Здесь — то же самое.
Безусловно, объемы фриланса будут увеличиваться. Рынок услуг за последние три года прибавил 12% и достиг 6% ВВП. Опросы PwC показывают, что четверть компаний в России планируют заместить фрилансерами до 30% работников. Госкомпании тоже становятся фриланс-френдли. К примеру, «Газпром нефть» запустила платформу «Профессионалы 4.0» — здесь госкорпорации привлекают внештатных специалистов.
Границы между форматами и ролями занятости размываются. Один человек может выступать в разных ролях на рынке труда. Как офисный работник пять дней в неделю, как самозанятой репетитор по выходным. И при этом — быть заказчиком услуг. И мы видим это четкое пересечение пользователей внутри сервиса.
Будет больше комфорта с обеих сторон, больше легальных форматов с гарантиями и нормальными выплатами, социальным пакетом. Подработка и самозанятость точно будут развиваться. Но вряд ли они вытеснят постоянную занятость: рынок сбалансируется в какой-то точке