А в чем тренд?
Иногда можно увидеть связь: вы говорите о каком-либо товаре, а затем видите рекламу этого продукта в собственном смартфоне. После этого можно решить, что телефон подслушивает наши разговоры. Идея о том, что микрофон на цифровых устройствах постоянно включен и аудио транслируется рекламодателям, — один из самых популярных мифов о технологиях.
Истоки мифа
В мае 2016 года американская журналистка Мелани Майкл в прямом эфире местного телеканала сообщила: «Многие люди напуганы функцией Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), которая дает им возможность подслушивать наши разговоры». Заявление было основано на ее же статье в издании WFLA News Channel 8. В материале о том, как защититься от рекламодателей, говорилось: «Будьте осторожны с тем, что вы говорите в присутствии своего телефона. Facebook не только отслеживает ваш смартфон, но и слушает».
Вскоре после этого текст удалили с сайта, однако он успел произвести впечатление на аудиторию. В нем также некорректно цитировалась исследовательница коммуникаций Университета Южной Флориды Келли Бернс. В материале она заявляла, что Facebook отслеживает каждый шаг человека в интернете, но микрофоны Бернс не упоминала. После того, как статья стала вирусной, исследовательница опубликовала в своем блоге опровержение: «Я никогда не говорила, что Facebook вас прослушивает. Следит, но не подслушивает».
Торговля данными
Миф возник в основном из-за недоразумения. Однако он неслучайно появился в 2016 году. Именно в это время Facebook начал наращивать объемы таргетированной рекламы. В августе того же года газета The Washington Post сообщила, что соцсеть предложила рекламодателям 98 новых типов персональных данных. Они включали в себя возраст, пол, этническую принадлежность, стоимость жилья и многое другое.
Торговля данными позволила Facebook стать компанией с триллионным оборотом. Маркетологи приобретали у корпорации информацию о пользователях из-за ее проработанности и детализации. Однако это привело к скандалу с британской аналитической компанией Cambridge Analytica. Весной 2018 года стало известно, что она собирала данные пользователей через свое приложение в Facebook и использовала для размещения политической рекламы, в частности, во время президентской кампании в США и референдума о выходе Великобритании из ЕС. В общей сложности вмешательство могло коснуться 87 млн пользователей соцсети.
Cambridge Analytica отрицала свою вину, заявляя, что это был обычный и законный сбор данных для онлайн-рекламы. Компания потеряла всех клиентов и объявила о банкротстве.
Рекламодатели и так все знают про клиентов
Издание Vice подлило масла в огонь в 2018 году, когда опубликовало статью «Телефон вас слушает, и это не паранойя». Громкий заголовок подкрепил миф. Но в материале рассказывалось, что смартфоны включают микрофон только по команде «Hey Siri» или «Okay Google».
Точность таргетированной рекламы — еще один аргумент в пользу мифа. Однако реальность намного проще: люди и так изливают все свои мысли в интернете. Например, человек рассказал другу о потенциальном отпуске в Турции, но до этого искал авиабилеты в Бодрум. Неудивительно, что ему стали попадаться объявления отелей в этом турецком городе.
Окончательное опровержение
Существует множество доказательств того, что рекламодатели могут использовать поисковые запросы людей, анализировать социальные сети и файлы cookie, чтобы составлять точный портрет пользователя. Прослушивание им просто не нужно.
В 2018 году исследователи из Северо-Восточного университета в Бостоне окончательно развенчали этот миф. Они протестировали Facebook, Instagram (также принадлежит Met Platforms, которая признана в России экстремистской и запрещена) и более 17 тыс. других приложений и не обнаружили ни одного случая, когда приложение неожиданно активировало бы микрофон и записало звук.