Текст был предоставлен РБК Трендам порталом ISSEK.HSE.RU.
Базой для анализа послужили результаты опроса 529 предприятий высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей высокого уровня обрабатывающей промышленности (согласно классификации Евростата / ОЭСР) в рамках регулярного Мониторинга инновационного поведения предприятий НИУ ВШЭ по итогам 2020 года. Выборка репрезентативна по видам экономической деятельности. Результаты взвешены для отражения реальной структуры российской экономики.
Исследования и разработки являются важной частью бизнеса компаний в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях высокого уровня обрабатывающей промышленности. В 2018–2020 годах их выполняли 92,3% инновационно активных предприятий. Для таких компаний развитие корпоративной науки напрямую связано с успехом реализации инновационного потенциала: способность производить новую для рынка продукцию и встраиваться в глобальные цепочки создания стоимости коррелирует с наличием затрат на исследования и разработки.
Высокотехнологичные промышленные предприятия преимущественно делают ставку на собственные компетенции в исследованиях и разработках, реже привлекают сторонние организации. Полный аутсорсинг исследований и разработок не распространен: в 2018–2020 годах им воспользовались менее 6% инновационно активных предприятий, оперирующих только на российском рынке, и менее 1,5% предприятий-экспортеров. С ростом уровня интеграции с глобальным рынком компании комбинируют собственные исследования и разработки с привлечением сторонних организаций.
Исследовательские подразделения компаний, в зависимости от амбициозности их целей, решают широкий круг задач — от помощи в модернизации продукции и производственных процессов до поисковых исследований. Для предприятий, нацеленных на накопление конкурентоспособности (создание инноваций новых для предприятия, но не для рынка), главная цель исследований и разработок — модернизация существующих производственных процессов и технологий. Для компаний — производителей новой для рынка продукции более характерны задачи разработки принципиально новых технологий производства. Одновременно почти треть из них осуществляют прорывные и поисковые исследования и разработки.
Примечательно, что российская корпоративная наука опирается на организационные практики неформальных сетевых взаимодействий, характерных для культуры открытых инноваций. Одними из основных каналов получения информации при разработке инноваций на российских промышленных предприятиях высокотехнологичных отраслей являются профессиональные мероприятия и научно-техническая литература (используют около 60% компаний). Почти половина используют информацию профессиональных и отраслевых организаций (49,9%) и осуществляют мониторинг интернет-платформ и социальных сетей (42,6%).
На фоне достаточно активного использования различных внешних источников информации для инновационной деятельности масштаб формальной (документально закрепленной) научно-производственной кооперации ограничен. В 2018–2020 годах менее половины (41,7%) инновационно активных предприятий высокотехнологичных отраслей российской промышленности участвовали в совместных проектах по выполнению исследований и разработок с привлечением вузов или научных организаций.
Важным условием для успешной научно-производственной кооперации оказывается наличие у компаний собственных компетенций в исследованиях и разработках. Так, у предприятий, реализующих исследования и разработки собственными силами, интенсивность взаимодействия с российскими научными организациями и вузами в среднем выше на 10 п. п. (30,7% и 26,9% соответственно).
Данные мониторинга свидетельствуют, что для продвижения на конкурентных рынках российские предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности опираются на исследования и разработки, развивают собственный научный потенциал и стремятся взаимодействовать с научными организациями и вузами страны. Развитие корпоративной науки в России напрямую связано со стратегическими приоритетами бизнес-моделей компаний. Так, важнейшими драйверами развития отечественных прикладных исследований и разработок являются задачи выхода на рынки зарубежных стран и продвижения в глобальных цепочках создания стоимости.