Что такое VоIP?
VoIP — это разновидность IP-телефонии, то есть передача голоса через интернет-протокол. Технология позволяет совершать звонки в обход аналоговых телефонных линий или мобильной сети — данные передаются по интернету. В некоторых случаях VoIP работает даже офлайн. Пользователям обычно хватает софтфона — приложения, которое выполняет функции телефона. Для его установки подойдет любое устройство на базе Windows, MacOS, Android или iOS. Можно пользоваться своим номером или выбрать новый. Например, стать виртуальным абонентом гонконгской или британский Сети и звонить на местные номера — как городские, так и мобильные — по сниженному тарифу. Фактически, пользователь получает доступ к нескольким стационарным телефонам одновременно, рассредоточенным в разных уголках мира, только все они виртуальны — никаких проводов и аппаратов обычно не требуется.
Чем она отличается от мобильной связи?
Современные VoIP-системы полагаются на те же стандарты сотовой связи, что и мобильные телефоны, а именно EDGE, 3G, LTE (4G), а в перспективе и 5G. Но быстрее и надежнее использовать широкополосный доступ.
Главное преимущество технологии — возможность совершать звонки в любую точку мира без интернета и роуминга.
Для этого нужно создать линк между двумя пользователями и совершить звонок с мобильного или стационарного телефона. Система создаст два виртуальных городских номера в одном регионе, так что можно будет общаться без ограничений.
VoIP-протокол используют многие популярные приложения, например, Viber и WhatsApp. Но совершать звонки можно, только если оба собеседника установили приложение и подключены к Сети. Поменять или выбрать номер вы также не можете. Позвонить на городской номер, используя бесплатный тариф мессенджера, тоже не получится. Если потребуется связаться с банком или отелем в другой стране, придется потратиться на роуминг. Во время закрытия границ из-за коронавируса с этим столкнулись многие — решать вопросы об отмене билетов, туров и броней в гостиницах нужно было по телефону. Некоторые телеком-компании тогда снизили тарифы на роуминг, но часть клиентов все равно потеряла деньги на дорогих звонках.
В чем польза VоIP?
Если вы хотите связаться с друзьями из другого региона, то вполне можно обойтись Telegram, Viber, Skype или Zoom. В этом случае вы можете выбрать инструменты, которые подходят всем собеседникам. Но для удаленной работы, связи с иностранными учреждениями или новыми контактами лучше использовать VoIP-телефонию. Почему?
- Это удобно. Например, вы звоните новому знакомому и не знаете, пользуется ли он популярным мессенджером. Система сперва направляет звонок на условный WhatsApp. Если абонент недоступен, то сервис автоматически переведет звонок на мобильный или стационарный телефон.
- Пакет дополнительных услуг. Например, переадресация звонков, запись разговора или интеграция с различными CRM-приложениями и другими программами. Это удобно, если вы работаете из дома и часто общаетесь с клиентами и заказчиками. Можно настроить умную переадресацию — если вы не успеете ответить на звонок клиента, поступивший на корпоративный номер, его направят на ваш мобильный. Или, наоборот, переведут клиента на голосовую почту в нерабочие часы.
- Приложения для облачной телефонии позволяют делиться файлами, рассылать текстовые оповещения клиентам и настраивать обратные звонки.
- Функционал пригодится и в обычной жизни. Например, вы ждете звонка от авиакомпании о состоянии рейса или ожидаете подтверждения о зачислении от зарубежного вуза. Пропускать звонок нельзя, но постоянно быть на связи вы не можете. VoIP-система направит звонящего на голосовую почту — и вы не пропустите сообщение.
- Если вам нужно часто совершать исходящие звонки, облачная телефония поможет сэкономить. Для многих регионов провайдеры устанавливают сниженные тарифы, так что вполне реально потратить на короткий звонок в США всего 50 копеек, а за месяц уложиться в 100 руб.
VoIP-операторы постоянно тестируют новые бизнес-модели, чтобы снизить стоимость. Например, предлагают смотреть рекламные ролики в обмен на бесплатные минуты. В этом случае затраты на звонки можно свести к нулю. Такие приемы помогают операторам экономить. Но их затраты и так ниже, чем у обычных провайдеров, потому что они оптимизируют данные в процессе передачи и используют прямые каналы связи без посредников. В роуминге, наоборот, несколько уровней посредников, каждый из которых берет свою комиссию.
Какие есть минусы?
- Чтобы VoIP-система работала надежно, нужен быстрый интернет. В России во многих регионах с этим по-прежнему возникают проблемы. Конечно, можно настроить сервис без доступа к Сети, но тогда функционал будет сильно ограничен.
- Многие страны блокируют популярные сервисы с целью цензуры, поэтому в России лучше устанавливать программы локальных провайдеров — так надежнее.
- Еще одна проблема — кибербезопасность. Поскольку облачная телефония использует для передачи данных интернет, вероятность утечки выше, чем при звонках со стационарного телефона. Чтобы обезопасить себя, лучше использовать приложения с надежным шифрованием, а также регулярно обновлять прошивку модема.
- Кроме того, популярные сервисы часто подвергаются атакам киберпреступников. Например, Skype регулярно атакуют спамеры, а Zoom взламывают мошенники.
Как меняется телефония в условиях пандемии?
Из-за пандемии спрос на VoIP-системы возрос. Облачная телефония нужна, в первую очередь, компаниям и предпринимателям, которые работают удаленно. К 2020 году большинство уже отказалось от стационарных телефонов, а решать рабочие вопросы по мобильному телефону оказалось не всегда удобно и сподручно.
К тому же дома мобильная сеть часто работает со сбоями — связь пропадает, а переговоры срываются. К аналоговой телефонии никто возвращаться уже не планирует, вместо этого многие переходят на VoIP. Сейчас это такой же необходимый атрибут домашнего офиса, как CRM-система, сервис для видеоконференций и надежный VPN.
Пока неясно, сколько продлится пандемия, но уже очевидно, что она еще долго будет влиять на сферу коммуникаций. Люди будут реже совершать международные поездки, а значит, вопросы чаще придется решать по телефону. Многие и раньше регулярно использовали мессенджеры и приложения для видеоконференций, но сейчас без них уже в принципе не обойтись. Более того, из-за глубокого кризиса, который охватил все офлайн-отрасли, цифровые услуги связи становятся новой нормой. К ним обращаются даже самые консервативные группы пользователей. Это относится и к IP-телефонии, которая раньше считалась услугой исключительно для корпоративных клиентов или крупных бизнесменов, а теперь становится массовым продуктом.
Какие есть прогнозы по развитию VoIP?
Большинство сервисов, которыми мы пользуемся сегодня, виртуальные: в облаках мы храним документы и фотографии, сообщения отправляем в мессенджерах и соцсетях. К облачным системам обращаются все устройства, подключенные к сети, — от смартфона и ноутбука до умного холодильника и колонки с голосовым помощником. Так что VoIP — это технология настоящего, которая скорее всего перекочует и в будущее. Ожидается, что глобальный рынок VoIP-решений к 2021 году вырастет до $140 млрд.
Самая быстрорастущая отрасль — это мобильные VoIP-системы, в том числе сервисы для международных звонков. Скорее всего, аналитики скорректируют свои прогнозы — из-за пандемии облачная телефония пользуется все большим спросом, к тому же в будущем компании все чаще будут переходить на удаленку. По прогнозам DISCOVERY Research Group, в России рынок виртуальных АТС достигнет 9,7 млрд рублей к 2021 году. А рынок IP-телефонии в целом вырастет до 14,2 млрд рублей. В стране уже работают сотни операторов, которые предлагают услуги облачной телефонии, а число пользователей доходит до десятков миллионов. Сервисы предоставляют как крупные провайдеры вроде МТС, так и небольшие компании с экспериментальными бизнес-моделями.