Рост рынка и привычка к удобству
Сегмент доставки еды и продуктов начал активно развиваться еще в 2019 году. Вскоре мир захватила пандемия коронавируса, и введенные на этом фоне ограничения стали мощным драйвером для рынка. Кафе и рестораны были закрыты, а походов по магазинам многие потребители старались избегать.
Именно во время и сразу после пандемии у россиян стала формироваться привычка к покупке продуктов и готовой еды онлайн, говорит директор операционной платформы «Купера» Айдар Исхаков.
Как вспоминает управляющий доставкой «Вкусвилла» Максим Сухиненко, в марте 2020 года компания тестировала отдельное приложение с возможностью оформления заказа. «В неспешном темпе мы доставляли 800–1000 онлайн-заказов в день. За несколько месяцев пандемии количество заказов выросло в 30 раз. Продукты нужны были людям быстрее, чем обычно, начала формироваться потребность в скорости», — рассказывает он.
Оценив удобство сервисов, россияне уже не захотели от них отказываться. «Рост рынка e-grocery в России показывает, что для многих доставка стала неотъемлемой частью быта», — говорит директор по бренду и коммуникациям сервиса «Самокат» Лиза Эмерт.
Опрос Data Insight это подтверждает. В 2023 году регулярно заказывали продукты онлайн 35% российских потребителей. В 70% случаев покупатели делали заказы с помощью смартфона.
Для предприятий общественного питания и продуктового ретейла доставка превратилась в важную часть бизнеса. К 2022 году 76% таких организаций в городах-миллионниках доставляли еду и продукты на дом, следует из совместного исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и НИУ ВШЭ. У компаний, активно развивающих доставку, на нее приходилось более половины заказов, у крупных ресторанных сетей — до 80%.
Первыми эту модель освоили столицы, но по мере роста рынка география сервисов быстро расширялась. К 2023-му распространенность ресторанной доставки в регионах приблизилась к московским показателям. Более того, как отмечают в пресс-службе фудтех-сервисов «Яндекса», сейчас регионы развиваются быстрее и активнее, чем более зрелые рынки двух столиц. «С 2019 года в «Яндекс Еде» количество заказов из ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга выросло в 2,5 и в 5,5 раза соответственно, а в регионах — в 16 раз», — говорят представители пресс-службы.
Новые представления о скорости и подход к покупкам
Представления о быстрой доставке кардинально трансформировались за несколько лет. Коммерческий директор Ozon fresh Арина Князева вспоминает, что в 2020-м быстрой считалась доставка в день заказа.
Но ситуация менялась на глазах. Айдар Исхаков из «Купера» отмечает, что в 2021 году, когда сервис начал фокусироваться на развитии экспресс-доставки, порядка 70% потребителей считали быстрой доставку в пределах 40 минут. «При этом 40% называли наиболее приемлемым интервалом 20–30 минут», — говорит он.
По данным Ozon fresh, к началу 2022-го потребители ожидали доставки в течение часа или даже быстрее. «Сейчас клиенты рассчитывают на доставку за 15–30 минутные интервалы, доставку ко времени, доставку через точку выдачи, например ПВЗ», — комментирует Арина Князева.
Сервисы подстраиваются под эти ожидания. В 2023–2024 годах почти все крупные игроки резко увеличили скорость доставки готовой еды и продуктов.
Сколько нужно ждать заказа в разных сервисах
- «Купер»: от 20 минут.
- «Самокат»: с момента запуска предлагает бесплатную доставку от 15 минут.
- «Яндекс Еда»: за последний год скорость выросла на 10%, среднее время составляет 30 минут.
- «Яндекс Лавка»: сервис работает в сегменте экспресс-доставки и придерживается среднего времени 15–20 минут.
- Ozon fresh: среднее время — 45–60 минут. Недавно сервис анонсировал запуск в Москве дарксторов с доставкой до 30 минут. «Там собраны самые популярные товары, которые клиентам хочется получить быстро», — объясняет Арина Князева.
- «Вкусвилл»: за последние несколько лет среднее время доставки снизилось на 3–5 минут. «Данная метрика не всегда отражает реальную картину, поскольку внутри нее есть заказы, которые доставили намного быстрее обещанного срока, а есть те, которые опоздали», — отмечает Максим Сухиненко. Из ближайшего к покупателю магазина сервис обещает экспресс-доставку за полчаса.
По оценке опрошенных «РБК Трендами» сервисов, скорость доставки — один из ключевых факторов для клиентов при выборе ресторана или магазина для заказа. Запрос на скорость можно связать с двумя основными причинами.
Во-первых, онлайн-заказы превратились в повседневную рутину. Исследования показывают, что в целом по рынку средний чек в доставке продуктов в 2020–2023 годах снизился на 45%, до 1088 руб. До пандемии клиенты заказывали продукты редко — впрок и на крупные суммы, теперь объем корзины уменьшился в пользу регулярности, говорит Лиза Эмерт из «Самоката». Доставка стала более востребованной и доступной, ей стали пользоваться чаще и заказывать товары и продукты, опираясь в том числе и на желания и потребности «здесь и сейчас».
«Сокращение времени ожидания стимулирует заказы продуктов с коротким сроком хранения, таких как фрукты, овощи, рыбные и мясные деликатесы, заморозка, предметы гигиены», — добавляет Арина Князева из Ozon fresh.
При этом клиенты все охотнее пользуются опцией экспресс-доставки с минимальными интервалами. Раньше многие прибегали к ней как к «экстренной мере» (например, когда вспомнили про забытый продукт и только ради него сделали заказ). Теперь это привычная модель потребления, что сказывается на объеме корзины. По данным «Купера», в быстрой доставке чек вырос в 1,5 раза с момента ее запуска.
Во-вторых, один из драйверов тренда на скорость — демографический сдвиг: молодые покупатели привыкли к заказам со смартфона и быстрым сервисам, они не готовы ждать доставки часами. Покупки с помощью сервисов быстрой доставки продуктов чаще делают покупатели до 35 лет (47% онлайн-заказов продуктов).
Быстрая доставка наращивает доли и расширяет географию
- На быструю доставку в «Купере» по итогам первого квартала 2024-го приходится более 50% заказов. Их число выросло в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сервис представлен в 360 населенных пунктах, в каждом из них можно получить заказ в минимальный интервал (от 20 минут). Это самый быстрорастущий вид доставки, подчеркивает Айдар Исхаков.
- Во «Вкусвилле» часовая доставка покрывает 97% районов внутри МКАД (показатель по всей сети — 67%), около 11% заказов доставляются за минимальное время. В 2023 году быстрая доставка стала доступна в 150 городах присутствия компании.
- Примерно 20–30% клиентов Ozon fresh в Москве и области доступна доставка в пределах 15–30 минут. Компания планирует расширить эту опцию на другие регионы с высокой плотностью населения и развитой логистической инфраструктурой.
Технологии ускорения: сборка, платформы и маршруты
Чтобы формировать и привозить заказы быстрее, крупные сервисы используют несколько основных решений и подходов.
Развитие дарксторов
Развивать быструю доставку помогают дарксторы — центры, предназначенные для формирования онлайн-заказов. В таком формате работают многие игроки, включая «Вкусвилл», «Яндекс Лавку» и «Самокат».
Каждый даркстор устроен так, чтобы сборка заказа началась в момент, когда клиент нажимает кнопку «заказать», рассказывают в «Самокате». В приложении сборщика-партнера каждый товар сопровождается фотографией. А сами товары в списке расположены так, чтобы сборщик-партнер не тратил много времени на поиски нужной позиции и передвижение по даркстору. Товары, которые пользуются наибольшим спросом, стоят в начале линии сборки с учетом товарного соседства. Всего на сборку уходит 2–3 минуты.
Ozon fresh активно использует дарксторы с 2021 года, а в 2024-м дополнительно стал запускать мини-дарксторы для быстрой доставки. Внутри складов сервис внедряет протоколы, ускоряющие обработку заказов и минимизирующие ошибки.
В «Самокате» оперативность доставки также обеспечивают благодаря технологической платформе, с помощью которой автоматизировали многие процессы в дарксторах. Система в режиме реального времени проверяет наличие товаров, отслеживает сроки годности и самостоятельно формирует заказ на поставку продукции на основе прогнозов по спросу и запасам.
Распределение заказов и маршрутизация
В «Купере» курьер может доставлять два и более заказов на одном маршруте. Это на 40% сокращает среднее время доставки заказа и расстояние, пройденное курьерами, причем без потери качества для клиента.
Система мотивации, которую используют в сервисе, помогает перемещать курьеров в зоны повышенного спроса. При обычной нагрузке стоимость доставки — от 0 руб., но если нагрузка растет, доставка дорожает и курьер получает больше денег.
Кроме того, сервис развивает модель взаимодействия с партнерами delivery by seller (DBS). В рамках DBS сборка и доставка заказов полностью происходит на стороне партнера. Это позволяет расширить выбор товарных категорий и зоны доставки. По состоянию на июнь 2024 года в таком формате с «Купером» сотрудничают более 3 тыс. партнеров.
В «Яндекс Еде» при помощи алгоритмов подбирают оптимальные пары курьер-ресторан, чтобы заказ попал именно тому курьеру, которому удобнее и быстрее его доставить. В «Яндекс Лавке» одному курьеру назначаются два заказа из соседних домов. Алгоритмы работают так, чтобы расстояние между адресами покупателей было минимальным и их можно было быстро объехать на велосипеде.
В Ozon fresh используют оптимизацию маршрутизации, то есть построение оптимальных маршрутов доставки, которые позволяют снижать время в пути.
Искусственный интеллект
На ИИ-технологии и, в частности, машинное обучение, делают большой акцент в «Купере». Например, с помощью машинного обучения (Machine learning, ML) сервис прогнозирует число заказов, активность курьеров и сборщиков. Затем, анализируя спрос и предложение, ИИ помогает определить, сколько людей нужно вывести в один город и в одну торговую точку в разрезе каждого часа.
После поступления заказа в сервисе запускается алгоритм, который объединяет сразу несколько процессов. Сначала система принимает и описывает заказ. Затем алгоритм помогает выбрать сборщика и курьера: учитывается местоположение, загрузка исполнителей, вес товаров, наличие заморозки или горячих блюд (для них нужна термосумка) и тип транспорта.
«А главное, ML-алгоритмы помогают лучше понимать, с какой эффективностью оказывают услуги курьеры, какие у них модели поведения, какие слоты удобнее по длительности», — объясняет Айдар Исхаков. По его словам, общая эффективность курьеров с осени 2023 года выросла в 1,5 раза.
Будущее рынка: еще быстрее и локальнее
Рынок быстрой доставки продолжит расти, особенно в крупных городах, уверена Арина Князева из Ozon fresh. По ее оценке, есть несколько ключевых драйверов: развитие инфраструктуры доставки, рост спроса на удобство, скорость и вариативность доставки. Кроме того, свою роль сыграет поддержание качества и свежести продуктов. Все это простимулирует покупателей повышать частоту онлайн-заказов.
В пресс-службе фудтех-сервисов «Яндекса» также дают оптимистичный прогноз. Здесь выделяют несколько трендов, влияющих на ближайшее будущее рынка. На первый план выйдут ассортимент и его уникальность, вариативность оплаты покупок и глубина программ лояльности для клиентов.
В «Купере» уверены, что быстрая доставка будет набирать обороты, а ее доля в общем объеме доставки продолжит увеличиваться. При этом станет меньше пеших курьеров и больше — на велосипедах и самокатах, вырастет роль гиперлокальной доставки. Кроме того, будут развиваться технологические решения и модели DaaS (Delivery as a Service) — когда службы доставки предоставляют своих курьеров сторонним компаниям, прогнозирует Айдар Искахов.
Во «Вкусвилле» видят огромный потенциал для развития доставки прежде всего за счет ее ускорения. «Рост рынка в целом безусловно замедлился относительно прошлых лет, но у каждого игрока есть еще над чем работать в сторону улучшения качества, удобства, сервиса», — резюмирует Максим Сухиненко.