Об экспертах:
- Роман Почиталкин, бизнес-партнер компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм»
- Константин Герман, директор по продуктовому развитию LANIT Document Management (LDM)
- Вадим Сорокин, директор по развитию бизнеса компании «ЛАНИТ Омни» (разработчик собственной low-code-платформы BPMSoft для автоматизации и управления бизнес-процессами в единой цифровой среде)
Роман Почиталкин
Для чего банки используют low-code-платформы
Банки часто выступают своего рода локомотивом внедрения новых технологий и первыми пробуют самые современные решения. Следом за банковской индустрией их начинают внедрять остальные отрасли. Так произошло и с low-code-платформами.
Сейчас их используют практически все российские банки. Можно найти самые разные примеры применения. Как правило, это относительно несложные задачи: разработка внутренних порталов, автоматизация типовых процессов (например, кадровых, сервисных, закупочных), системы отчетности и анализа данных, роботизация, управление call-центрами и маркетингом, лидогенерация.
Но опыт банков интереснее рассматривать на примере сложных и масштабных задач. Чаще всего для этих целей выбирают open-source-технологии из-за сложной логики процессов и большого количества специфических требований. Однако примеры с использованием low-code-платформ тоже встречаются.
Как это работает на практике
«ЛАНИТ — Би Пи Эм» создает системы корпоративного класса с широким функционалом и серьезными требованиями к производительности. Для высоконагруженных систем обычно рассматривают только классическую разработку и открытые технологии. Но в некоторых случаях, когда важно получить бизнес-результат в сжатые сроки, а стратегия развития системы укладывается в возможности платформы, используется low-code-подход.
Например, за четыре месяца с нуля создан и выведен в промышленную эксплуатацию процесс ипотечного кредитования для банка из топ-5. Обычная разработка заняла бы больше полугода.
Также с помощью low-code-платформ были разработаны и запущены кредитные конвейеры для корпоративного бизнеса и CRM-системы, автоматизирован процесс для юридического департамента.
Какие ограничения нужно учитывать
Прежде чем выбрать low-code для сложных решений, нужно тщательно проанализировать возможности платформы и понять, что дальше вы планируете делать с этим решением. Результат вряд ли будет положительным, если инструмент начнут использовать не так, как задумывалось изначально.
Иногда бывает, что на первом этапе создается какое-то простое решение. Оно отлично работает и всем нравится. Но потом обрастает дополнительным функционалом, в том числе непрофильным. Решение усложняется, это влияет на его стабильность, сроки и стоимость развития. Как итог, оно перестает устраивать клиента.
У нас был пример, когда система разрабатывалась как портал юридических услуг для внутренних пользователей. Для этого была выбрана процессная low-code-платформа, которая позволяла их быстро автоматизировать, настраивать, распределять обращения по категориям, подбирать специалистов для ответа, прогнозировать и контролировать нормативные сроки, следить за качеством услуг. На этом этапе она показала отличные результаты. Но затем процессную систему попытались нагрузить учетными функциями и сделать из нее картотеку судебных дел, и она уже не смогла показать прежнюю эффективность.
Также важно понимать, что low-code-платформы сами по себе более тяжеловесны. Там, где для решения задачи хватит пяти строчек кода, в low-code может быть использован готовый компонент, который реализован 50 строчками. Потому что ему нужно уметь обрабатывать ситуации, которые не нужны вам, но могут понадобиться другим клиентам. Из-за этого крайне важно внимательно следовать рекомендациям вендора и проверять платформы на соответствие нефункциональным требованиям к продукту.
Как low-code упрощает ситуацию с кадрами
Когда low-code-платформы только появились на рынке, многие думали, что сейчас купят такую платформу — и разработчики больше не понадобятся. Эти иллюзии быстро развеялись. Какой бы инструмент вы ни использовали, все равно важно понимание принципов построения архитектуры IT-систем, умение подбирать и встраивать решения в IT-ландшафт, знание лучших практик по разработке. Тем не менее с помощью low-code-платформ можно сильно упростить ситуацию с нехваткой квалифицированных кадров.
Для использования open-source-технологий компании необходимы специалисты разного профиля: frontend — для создания пользовательских инструментов, backend — для выстраивания бизнес-логики, а также разработчики систем управления базами данных (СУБД), отчетности, DevOps и т.д. В случае с low-code достаточно одного центра компетенций, который сможет быстро готовить специалистов для большинства задач.
Из-за более низкого порога входа в low-code не будет большого дефицита соискателей. Чтобы освоить, допустим, Java-разработку на уровне, достаточном для выполнения простых задач, необходимо не меньше пяти-шести месяцев. А специалиста по low-code можно подготовить за два-три месяца, взяв вчерашнего студента.
У таких сотрудников еще нет опыта смены работодателя и поэтому выше лояльность. Например, у нашего клиента — банка из топ-5 — такие специалисты в среднем работают в два раза дольше, чем другие сотрудники.
Константин Герман
Как распределяются задачи между банком и подрядчиками
Любой банковский продукт — это большой массив клиентских документов, в которые нужно постоянно вносить изменения. Поэтому low-code-инструменты очень востребованы в задачах по вводу и структурированному хранению таких документов.
Допустим, банк выдавал кредитные карты с 90-дневным беспроцентным периодом, а потом его увеличили до 120 дней. Изменилась процентная ставка по вкладу или условия предоставления какой-то услуги. Low-code-инструменты позволяют прикладным разработчикам вносить все эти изменения максимально быстро.
На нашей платформе LDM специалисты складывают новые решения для пользователей, как из кубиков. Причем делать это могут не только специалисты вендора, но и сотрудники заказчика. Им необязательно быть программистами — для создания решений хватает базового знакомства с программированием, структурой данных и порядком ее визуализации.
Основной технологический слой — развертывание платформы, внедрение и первичную настройку сложных инструментов — берет на себя подрядчик. А команда банка, которая намного ближе к бизнесу, реализует конкретные решения. Например, мы можем внедрить типовое клиентское досье. И потом сотрудники банка будут дорабатывать его каждый раз, когда обновляется продуктовая линейка или условия по продуктам.
Как ИБ и ИИ влияют на low-code-платформы
У банковской индустрии крайне высокие требования к информационной безопасности (ИБ) и надежности. Любое обновление в IT-системах должно проходить проверку ИБ, а также несколько стадий приемки и тестирования. Все это замедляет внесение изменений в системы и вывод продуктов на рынок.
Low-code-подход изначально предполагал возможность обойтись без всех этих сложных процедур. То есть из процесса выпадали стадии, на которых проверяется безопасность и надежность обновлений. Но раньше low-code использовали в основном для прототипирования, чтобы создать макет и быстро его протестировать. Теперь инструменты применяют для конечных бизнес-задач. Поэтому логика развития low-code-платформ меняется: они учатся отвечать на новые запросы рынка.
Это значит, что платформы должны быть совместимы со всеми требованиями по ИБ и надежности и давать возможность сохранять и проверять все изменения до того, как они пойдут в эксплуатацию. По сути, специалист не работает с программным кодом напрямую — в low-code-решениях его заменяет некоторый набор настроек. Но код все равно проходит все стадии проверки.
Еще один трек развития low-code-платформ — упрощение использования за счет внедрения искусственного интеллекта. Ему пока не под силу писать крупные корпоративные приложения. Но он вполне способен помочь непрограммисту в конфигурировании платформ.
Вместо того чтобы самому два дня кликать мышкой и копаться в настройках, специалист сможет просто надиктовать ИИ свои пожелания. Такие решения уже появляются на рынке.
При этом сам рынок становится более зрелым. А low-code-инструменты превращаются из экзотики в стандартный и даже обязательный элемент большинства IT-решений. Думаю, в ближайшие два-три года, особенно в России, на технологиях low-code будут построены 80% продуктов, которые вводятся в банковской сфере.
Low-code-технологии в цифрах
- Рынок low-code-разработки в 2024 году, по прогнозам Gartner, достигнет почти $32 млрд. Он растет в среднем на 20% в год.
- От 36% банков уже используют low-code для создания потребительских платежных сервисов, еще 33% тестируют или изучают такие решения.
- Более 60% топ-менеджеров, принимающих финансовые решения, видят в low-code потенциал для того, чтобы переосмыслить внедрение многоуровневых финансовых систем.
Вадим Сорокин
Почему low-code будет все более востребован
Для роста спроса на платформенные low-code-решения в банковской индустрии есть целый ряд предпосылок. Прежде всего это колоссальный разрыв между ожиданиями клиентов и реальностью. Причем ожидания от услуг и уровня персонализации все время растут, создавая постоянную потребность в инновациях и улучшении банковских продуктов.
Наш опыт показывает, что эти вопросы кредитные организации вполне успешно закрывают с помощью инструментов low-code. В качестве примера приведу один из топ-5 российских банков, который недавно внедрил систему для автоматизации кредитного процесса на базе нашего собственного решения BPMSoft.
С ее помощью банку удалось:
- обеспечить онлайн-взаимодействие с клиентами при максимальном уровне комфорта и скорости — заявки обрабатываются автоматически, а их статус можно отслеживать онлайн;
- повысить уровень удовлетворенности клиентов и мониторить изменение этой метрики;
- сократить операционные расходы банка и время на внедрение (time-to-market) новых кредитных продуктов;
- увеличить рентабельность кредитных процессов;
- настроить сбор оперативной отчетности по кредитным заявкам (количество, сумма, место оформления и т.д.) для принятия бизнес-решений;
- заместить зарубежное решение после ухода поставщика с российского рынка.
Low-code-платформа помогла сделать все это быстрее и проще, потратить меньше ресурсов, чем при классической разработке. Но помимо выгод и преимуществ есть и еще один фактор, который делает переход на low-code-технологии практически неизбежным.
Из-за дефицита собственных разработчиков кредитные организации уже сейчас теряют деньги. За последние два года более половины крупнейших банков в Европе и Северной Америке отказались от внедрения или улучшения как минимум четырех потенциально прибыльных продуктов именно из-за нехватки программистов. Это приводит к потере в среднем около 5% их годовой выручки.
Сейчас практически все крупные российские банки активно ищут разработчиков в штат, чтобы создавать собственные решения под конкретные нужды, «самописные системы», а не внедрять готовые продукты. Но квалифицированных специалистов на рынке минимум в пять раз меньше, чем запросов со стороны компаний. Причем эта проблема не только российская — даже в Индии и Китае, где огромное количество программистов, корпоративный сектор сталкивается с теми же ограничениями.
Тем временем задач для автоматизации становится все больше, что вынуждает производителей банковского ПО все чаще обращаться к low-code ради экономии дорогого и дефицитного ресурса разработчиков. Этот тренд будет только расти. И в ближайшее время настройка и управление прикладными бизнес-процессами отойдут именно к low-code-инструментам и специалистам без навыков программирования — к аналитикам, которых гораздо проще найти на рынке труда и обучить.