Господдержка и развитие инфраструктуры: будущее электрокаров в России

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Электромобили составляют всего 0,06% от автопарка России, но эта доля постепенно увеличивается. Разбираемся, какие перспективы у рынка и что будет с частным электротранспортом в ближайшие годы

Что заставляет россиян переходить на электрокары

Рынок электромобилей развивается — это общемировая тенденция, которая не обошла стороной и Россию. По данным ООО «Моторинвест», за первые шесть месяцев 2023 года в стране продали 4455 новых автомобилей на электротяге — это на 244% больше, чем годом ранее за аналогичный период.

Например, первый российский бренд электромобилей Evolute с начала 2023 года продал 1795 экземпляров и активно наращивает объемы производства на заводе «Моторинвест». А премиальный бренд Voyah с момента запуска на рынке в 2023 году за 11 месяцев реализовал 3410 единиц продукции.

Драйверами развития рынка электромобилей выступают три основных фактора: государственные меры поддержки, желание покупателей сэкономить на топливе и запчастях, а также развитие инфраструктуры. Разберем каждый драйвер подробнее.

Поддержка государства

В 2022 году из-за санкций из России ушли многие крупные производители, выросли цены на автомобили и комплектующие. По сравнению с 2021 годом продажи машин упали на 59%. В такой ситуации выпуск электромобилей — один из шагов, чтобы поддержать автопром.

Например, чтобы стимулировать спрос на российские электрокары, Минпромторг представил государственную субсидию покупателям автомобиля — она составляет ₽925 тыс., или 35% от стоимости машины.

«В марте 2022 года «Моторинвест», Минпромторг России и Липецкая область подписали первый в России специальный инвестиционный контракт, в рамках которого до 2032 года будет проходить поэтапный процесс размещения производства электрокаров Evolute в России, а инвестиции производителя превысят ₽13 млрд. «Моторинвест» планирует выпустить за этот период 242 тыс. электромобилей и достичь уровня локализации в 5000 баллов: российскими будут основная часть деталей, в том числе электромоторы и тяговые батареи», — рассказал Алексей Ледков, директор департамента дистрибуции и развития дилерской сети ООО «Моторинвест».

Еще одна мера поддержки — бесплатный проезд электромобилей по платным трассам до конца 2023 года. По словам начальника отдела развития машиностроения, легкой и химической промышленностей Минэкономразвития России Рустама Абульмамбетова, этой возможностью пользуются почти все владельцы электрокаров в Москве и области. Есть вероятность, что эксперимент продлят и на 2024 год.

<p>Аккумулятор Shenxing</p>
Индустрия 4.0 Как аккумулятор Shenxing заряжает электрокары быстрее других батарей

Изменение отношения к электрокарам

Теперь потребители рассматривают их не как модный тренд, а как разумное вложение.

По словам эксперта ИЦ НТИ «Автонет» Московского политеха Юрия Урюкова, драйвером развития электрокаров в первую очередь выступает актуальность экологической политики. Это уже не просто модное увлечение, а выстроенная государственная стратегия — особенно в крупных городах, прежде всего в Москве.

«Электромобиль ассоциируется не только с экзотикой, а с определенной выгодой. С одной стороны, это связано с ростом стоимости горючего и низкой ценой электроэнергии. С другой — владельцы машин на электротяге могут экономить на обслуживании: в таких машинах меньше механических узлов, которые изнашиваются.

Электрокар требует минимального вмешательства в процессе эксплуатации, а в некоторых регионах есть льготы для такого типа транспорта — сниженные налоги, бесплатные парковки и проезд по платным трассам. Из-за этого электромобиль приобретает выгоду в глазах людей», — объяснил Юрий Урюков.

Развитие инфраструктуры

За последнее время количество зарядных станций значительно увеличилось. По данным сервиса 2Chargers, в 2023 году на всей территории России действуют 4,5 тыс. коммерческих электрозаправок, 779 из которых — быстрые, то есть позволяют зарядить машину до 80% за полчаса.

Скоро появится необходимость еще в одной составляющей инфраструктуры для электрокаров — переработке аккумуляторов. Батарею нельзя просто выкинуть, к тому же в ней содержатся ценные металлы, которые можно использовать повторно.

«В Европе уже появились заводы, где 98% батарей электромобилей после успешной переработки уходит в повторное использование. Подобные решения уже существуют в России, где растущая популярность в сегменте EV довольно быстро отразится на росте перерабатывающей инфраструктуры», — подчеркнул Алексей Ледков.

Что мешает развиваться рынку электрокаров

Основные проблемы, которые стопорят развитие рынка, — это относительно высокая стоимость электромобилей и трудности с инфраструктурой вне крупных городов.

Стоимость

По данным «Авто.ру», средняя цена нового электрокара в 2022 году составила ₽5 млн, а подержанного — ₽2,6 млн. Это дороже аналогичных по классу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

«Допустим, человек готов потратить на автомобиль ₽2 млн. За эту сумму можно купить хорошо оснащенный китайский кроссовер или же самый простой электрокар. Поэтому интерес к электромобилям ниже, чем к машинам с ДВС», — поделился мнением Юрий Урюков.

Сдерживать цены на электрокары затруднительно. На это влияет и нестабильный курс валют, и повышение утилизационных сборов, которое произошло 1 августа 2023.

Однако эксперты считают, что госсубсидии и скидки могут поменять ситуацию на рынке. «Мы предприняли меры, чтобы сохранить цены на импортируемые в Россию автомобили: заранее заполонили складские площадки и создали специальные стимулирующие финансовые программы. «Моторинвест» не поддерживает искусственное удорожание, а делает все возможное, чтобы нивелировать повышение цен и падение покупательной способности», — отметил Алексей Ледков.

Количество ЭЗС

Зарядные станции для электромобилей сосредоточены в основном в двух столицах, а также в Подмосковье. При этом две трети всех ЭЗС России — медленные, и для полной зарядки электрокара потребуется до 10–12 часов.

«Этот фактор в последнее время уходит на второй план, потому что в России приняли программу развития ЭЗС. Сейчас закладывают не только строительство публичных зарядных станций, но и в том числе адаптируют строительные нормы. Например, очень сложно разместить ЭЗС на подземных паркингах, потому что там есть ряд существенных ограничений. Планируется доработать нормы так, чтобы привести их в соответствие с актуальными технологиями и потребностями», — говорит Юрий Урюков.

В некоторых регионах есть существенные подвижки в развитии инфраструктуры для электрокаров. Например, до конца 2023 года компания Hyper планирует построить в Нижнем Новгороде 58 ЭЗС — это увеличит нынешнюю сеть в регионе в 2,3 раза.

Фото:Daymak
Индустрия 4.0 Как работает трехколесный электрокар, способный майнить криптовалюту

Перспективы электрокаров в каршеринге

Каршеринговая аудитория привыкла к простым и удобным решениям — и электрокар укладывается в эту схему. Он не требует от пользователя особых знаний, таким автомобилем просто управлять, и он достаточно динамичен. Для самих сервисов аренды они тоже представляют интерес, учитывая уже упомянутую выгоду с точки зрения расходов на содержание относительно машин с ДВС.

Однако электрокары, которые попадают в каршеринг, чаще всего не новые и обладают ограниченным запасом хода. Аккумулятор такой машины менее емкий — поэтому компании вынуждены думать не просто о содержании автомобилей, но и о том, как и когда их правильно заряжать. Нужно либо стимулировать пользователей подключать машины к зарядным станциям, либо оснащать электрокары передвижными генераторами — они позволяют быстро заряжать автомобиль.

«Электромобиль в каршеринге — это удобство для пользователя и некоторые хлопоты для владельца автопарка. Но все эти проблемы решаемы господдержкой, поэтому, возможно, каршеринг станет той ступенькой, которая сделает электромобили ближе к простым потребителям», — резюмировал автомобильный журналист Юрий Урюков.

Прогнозы на будущее

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2023 году на электрокары приходится только 0,06% всего автопарка. Но такие автомобили покупают все активнее: в 2023 году доля продаж электрокаров от общего количества новых легковых машин составила 1,2% — это втрое больше, чем годом ранее.

«В 2023 году взрывной интерес к электромобилям объясняется тем, что на рынок вышло много интересных новинок. Но в принципе рынок электромобилей назвать в перспективе очень большим пока не могу. Пока в стране не появится доступный электромобиль по средней цене, говорить об этом сложно. Ну и, конечно, развитие сети электрозаправок должно быть более серьезным, чем есть сейчас», — подчеркивает автоэксперт, радиоведущий Игорь Моржаретто.

По прогнозам компании «Моторинвест», в ближайшие три—пять лет в России будет продано больше 30 тыс. электрокаров. Это количество будет лишь увеличиваться из года в год.

«Это связано и с господдержкой направления, и с тем, что ассортимент электрокаров в России увеличится. Почти все официально работающее китайские автопроизводители заявили, что в течение двух лет в их линейке появятся электрокары. Но в ближайшие годы существенного прорыва ожидать не следует, так как продажи новых автомобилей в три раза ниже, чем автомобилей с пробегом. А рост доли электрокаров идет в основном за счет продаж новых автомобилей», — спрогнозировал Илья Горн, руководитель направления арендного бизнеса ГК «Нижегородец».

Дальнейшее развитие российского рынка электромобилей во многом будет зависеть от государственных мер поддержки. Субсидии, расширение сети ЭЗС и льготы — важные факторы, которые способствуют повышению популярности электрокаров.

Обновлено 28.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть