Логистика — одна из самых динамичных отраслей в России. Так, в третьем квартале 2023 года транспортная отрасль наряду с рекламой и машиностроением вошла в топ самых быстрорастущих отраслей малого и среднего бизнеса. Обороты компаний выросли на 13%, число новых зарегистрированных фирм-грузоперевозчиков превысило количество ликвидированных компаний в 1,9 раза по сравнению с третьим кварталом прошлого года.
Повышенный интерес к отрасли проявляют и инвесторы на бирже. Показательным стал пример компании Globaltruck, акции которой за год продемонстрировали наибольший рост в ренкинге «РБК 100». С октября 2022 года по сентябрь 2023 года включительно бумаги перевозчика выросли в цене на 2605%.
Резкий подъем в логистике и рост числа перевозчиков аналитики связывают с переориентацией дальних грузоперевозок на Восток и увеличением товарооборота со странами восточного региона. Однако есть и еще одна важная причина развития логистики — цифровая трансформация, которая идет в отрасли последние несколько лет.
По мнению Ильи Дмитриева, управляющего директора группы компаний «Монополия», логистическая сфера в России привлекает многих игроков не только своими текущими объемами, но и перспективами дальнейшего развития. «Индустрия отчасти повторяет путь онлайн-торговли и рынка такси, которые стали неотъемлемой составляющей новой экономики. Драйверами цифровой трансформации рынка логистики выступают платформы, которые включают в себя различные бизнес-модели взаимодействия участников. Кроме того, они покрывают своими продуктами смежные рынки — топливный, финансовый, страховой и другие», — уточнил Илья Дмитриев в беседе с «РБК Трендами».
С такой позицией согласился аналитик «Финама» Леонид Делицын. По его оценке, инвесторы наверняка проявят интерес к акциям компаний, специализирующихся на цифровой логистике. «Интерес к возможным IPO подобных компаний будет высоким, поскольку цифровая логистика объективно сокращает издержки транспортных и торговых фирм. На глобальном уровне насчитывают около 50 «единорогов» цифровой логистики, наиболее старый и известный из которых — американский Flexport с капитализацией более $8 млрд. Особенно важно, что в миллиарды оцениваются логистические стартапы из Германии, Франции, Бразилии, Турции, Швеции и Испании, не говоря уже о Китае и США. Следовательно, во многих странах у местных игроков есть хорошие шансы», — рассказал Делицын.
Вместе с экспертами и ведущими игроками разбираемся, чем так интересна цифровая логистика, какие решения доступны перевозчикам в настоящий момент и какое будущее ждет отрасль в России.
Проникновение «цифры» в перевозки: пример FTL
Цифровая логистика — это IT-надстройка над привычными грузоперевозками. К этому явлению относят платформы, помогающие управлять бизнес-процессами компаний-перевозчиков: транспортным потоком, загрузкой фур в онлайн-режиме, документооборотом.
Одним из основных сегментов рынка грузоперевозок для внедрения цифровых решений стал FTL (Full Truck Load), то есть перевозка груза выделенным автотранспортом, когда грузовик загружается товаром одного клиента. По данным Strategy Partners, FTL занимает 88% от всей индустрии автомобильных грузоперевозок. В исследовании компании Kept емкость российского рынка FTL к концу 2022 года оценивалась в 3,5 трлн руб.
«В среднесрочной перспективе дальнейший рост рынка будут определять цифровизация процессов грузоперевозок и последующее развитие цифровых платформ, развитие игроками рынка комплементарных услуг и прирост количества тягачей, преимущественно связанный с необходимостью обновления существующего парка», — спрогнозировал руководитель практики по работе с транспортными предприятиями Kept Сергей Казачков.
Притом что сегмент FTL в разы превышает размерами другие секторы автомобильных перевозок, уровень проникновения цифровых решений даже на нем пока относительно невысок, уверены в группе компаний «Монополия». Например, в США проникновение онлайн-платформ составляет 2–5%, в Китае — 11%. «Такая разница обуславливается различной степенью концентрации рынка. В Америке среди перевозчиков доминируют крупные компании, в среднем на одного перевозчика приходится 26 грузовиков. В Китае среднее количество грузовиков на перевозчика — четыре. В России это значение точно определить сложнее, но, по нашим данным, мы значительно ближе к значениям китайского рынка. Низкая концентрация рынка ведет к его большей неэффективности. Это позволяет цифровым платформам быстрее захватывать индустрию», — объяснил Дмитриев.
В России на рынке FTL пока критически мало цифровых решений. По словам Сергея Казачкова, степень их проникновения находится на уровне 0,5% в денежном выражении. В перспективе пяти лет этот показатель может вырасти до 5–10%, то есть в 10–20 раз, прогнозируют в Kept.
Виды цифровых сервисов в грузоперевозках
Существующие на российском рынке FTL цифровые компании можно разделить на три категории.
- Доски объявлений с подписной моделью работы. Они работают так: грузовладельцы и экспедиторы размещают заказ на перевозку, перевозчики видят контакты и звонят грузовладельцу, чтобы договориться о перевозке конкретного груза. Это аналоги сервисов объявлений, которые только предоставляют пространство для поиска контрагентов.
- Системы управления перевозками. Это сервисы с набором инструментов для оптимизации процесса перевозки. Они помогают отслеживать грузы, управлять загрузкой парка, контролировать бюджет, анализировать данные, вести документооборот и отслеживать груз. Такие сервисы способны замкнуть в себе широкий спектр услуг грузоотправителей и транспортных компаний.
- Логистические платформы-маркетплейсы с транзакционной моделью работы. Такие платформы становятся связующим звеном между грузовладельцами и грузоперевозчиками, обеспечивая совершение транзакции. За это они получают комиссию с каждой сделки. Часто платформы предоставляют широкий набор дополнительных услуг и сервисов — от топливных до финансовых.
Грузоотправителям и грузоперевозчикам зачастую удобнее работать с универсальными игроками второго и третьего типа, так как они закрывают сразу большой спектр задач. «Платформа позволяет грузоперевозчикам любого размера брать заказы на онлайн-витрине, через которую проходят все грузы. С помощью алгоритмов сопоставления и динамического ценообразования заявки распределяются между наиболее подходящими исполнителями. Кроме того, грузоперевозчик на всем пути взаимодействия с платформой получает технические сервисы, необходимые для транспортировки груза из пункта А в пункт В: топливо, сервисные центры, стоянки, гостиницы для водителей. В дополнение к этому грузоперевозчик получает специализированные банковские и страховые продукты, мобильные приложения, программы лояльности с бонусами и кешбэком», — разъяснил механику работы таких площадок Илья Дмитриев.
Как платформы решают проблемы отрасли
Проникновение цифровых платформ способно решить несколько застарелых проблем рынка автомобильных грузоперевозок, уверены эксперты, с которыми пообщались «РБК Тренды». Яркий пример — «обеление рынка», которое происходит за счет IT-продуктов. Представители онлайн-платформ отметили, что тщательно проверяют каждого перевозчика и грузоотправителя и не допускают к работе компании, которые не готовы отказаться от серых схем.
Еще одна проблема, которую помогает решить переход в «цифру», — дисбаланс между крупными и мелкими игроками. В реалиях рынка небольшие перевозчики просто не могут получить доступ к заказам крупных грузовладельцев — часто последние не допускают их до тендеров. Механика цифровых платформ позволяет даже перевозчику, у которого всего одна фура, получить такой же заказ, как и крупнейшим транспортным компаниям.
По оценке Ильи Дмитриева, платформы способны решать и более глобальные проблемы отрасли — например, сократить дефицит перевозчиков с помощью программ поддержки начинающих предпринимателей: «С этой целью мы с 2020 года развиваем направление «Монополия.Бизнес», которое меняет сам формат участия водителей. Проект работает по принципу бизнес-инкубатора и помогает водителю без первоначального капитала стать предпринимателем и владельцем собственного грузовика через три-шесть лет под обязательство работать на платформе. Это одновременно решает проблему и с недостатком перевозчиков, и с нехваткой водителей, так как дает перспективы и возможности масштабирования бизнеса. В проекте уже 700 водителей, 15% из них взяли вторые и третьи грузовики».
Также среди проблем, с которыми сталкиваются перевозчики, Дмитриев отметил низкую рентабельность бизнеса и растущие цены на топливо, запчасти, новые транспортные средства, из-за чего небольшие компании оказываются сильно ограниченными в развитии. Влияют и большие сроки постоплаты — перевозчики получают деньги за свои услуги через один-два месяца после завершения рейса. Решением становятся финансовые сервисы.
«Мы интегрируем в свою цифровую платформу ряд специализированных финтех-продуктов и сервисов. Например, обеспечиваем мгновенную оплату за перевозку после погрузки — по сути еще до того как перевозка начата, или перечисляем средства на заправку топливом также после погрузки», — сообщил «РБК Трендам» управляющий директор группы компаний «Монополия».
Ускорение оплаты в этом случае происходит благодаря тому, что платформа авансирует перевозчиков за счет собственных средств. В результате оплата перевозчику приходит в течение одного рабочего дня вместо стандартного срока перечисления — от одного месяца.
Результаты и тренды цифровизации FTL
Востребованность цифровых решений на российском рынке FTL растет. Весной 2023 года количество размещенных на платформе «Монополия.Онлайн» заявок выросло на 137%, выполненных заявок на вывоз грузов — на 41% по сравнению с весной прошлого года.
Стремительно растут и сами компании, предоставляющие бизнесу IT-решения. Например, оборот «Биржи грузоперевозок ATI.SU» по итогам 2023 года превысит 3 млрд руб., а прибыль по сравнению с прошлым годом вырастет в 1,5 раза. «В этом декабре мы превысили планку в 100 тыс. платных участников системы. Всего в системе работают почти 400 тыс. участников — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, самозанятых. Если включить в подсчеты физических лиц, то цифра будет в три раза больше», — рассказал «РБК Трендам» основатель и управляющий ATI.SU Святослав Вильде.
Значительно увеличились и активы группы компаний «Монополия», в том числе за счет приобретения Globaltruck. «В 2023 году компании «Монополия» и Globaltruck ожидают получить выручку от грузоперевозок в размере более 38 млрд руб. и еще 20 млрд руб. — от топливного процессинга», — заявил Илья Дмитриев.
Основными трендами 2024 года представители отрасли назвали цифровизацию всех процессов, внедрение в работу платформ дата-аналитики, а также разрастание платформ до полноценных экосистем, объединяющих множество решений сразу.
Еще один тренд — постоянное улучшение клиентского опыта. «Крупнейшие компании отрасли выходят на тот уровень развития, когда конкурируют не столько ценой, сколько качеством сервиса, количеством и разнообразием услуг для пользователей. Например, на платформе «Монополия.Онлайн» появляется все больше опций для того, чтобы сделать рутинные рабочие процессы более комфортными. Это автоматизация отчетности, оптимизация документооборота, умные карты, онлайн-мониторинг цен на АЗС. Эти сервисы помогают клиентам сокращать затраты и время на логистику. Мы в свою очередь рассчитываем увеличить долю на рынке за счет предоставления привлекательных условий и повышения лояльности», — сообщил Илья Дмитриев.
Большое будущее цифровым продуктам в сфере грузоперевозок прогнозирует и Святослав Вильде. «Проникновение онлайн-решений, безусловно, будет увеличиваться: они повышают эффективность работы логистов и увеличивают прозрачность процессов. Это востребовано, хотя с этим на сегодняшний день у многих компаний есть проблемы. Бизнес хочет экономить на логистике без снижения качества решения логистических задач. Это может сделать только автоматизация процессов, во многом с помощью онлайн-сервисов», — объяснил глава ATI.SU.
Цифровая логистика: эффекты и потенциал
Экономические эффекты цифровой трансформации сферы грузоперевозок можно разделить на несколько классов. Проникновение технологий в привычные бизнес-процессы делает работу операторов грузоперевозок более эффективной: ускоряется доставка товаров, развивается клиентский сервис, индустрия становится прозрачной и легко контролируемой за счет отслеживания всех транзакций. Выгодоприобретателями оказываются и транспортные компании, и грузоотправители, и даже конечные потребители благодаря снижению доли транспортных расходов в ценниках на товары.
Благодаря цифровой трансформации индустрия профессиональных операторов грузоперевозок становится более интересной для производственных компаний. Цифровизация делает сотрудничество прозрачнее, упрощает документооборот, повышает качество доставки грузов. В результате производители и ретейл все чаще оказываются более заинтересованными в том, чтобы обратиться к профессиональным операторам грузоперевозок, вместо того чтобы содержать собственные логистические службы внутри компаний.
«Если говорить о плюсах и минусах цифровизации на транспортно-логистических рынках, ответ однозначен. Для компаний, которые претендуют на место в группе лидеров на рынках перевозок грузов, минусов от процесса интеграции цифровых продуктов не существует, — рассказал «РБК Трендам» доцент кафедры логистики и управления транспортными системами Российского университета транспорта (МИИТ) Дмитрий Ушаков. — В настоящее время уровень цифровизации в транспортно-логистических компаниях стал одним из определяющих параметров конкурентоспособности. Сегодня клиент логистического транспортного сервиса должен быть уверен, что транспорт максимально адаптивен к грузу и маршруту, информацию о перемещении груза можно получить в любое время суток, а документы, связанные с перевозкой, в том числе финансовые, оформлены правильно и оперативно. Выполнение на должном уровне всех этих составляющих возможно лишь при использовании соответствующих цифровых продуктов».
Огромный потенциал цифровизации для компаний в сфере перевозок видит и Юлия Титюхина, руководитель некоммерческой организации дополнительного профобразования «Международная академия логистики и управления цепями поставок»: «Цифровые решения показывают отличный результат по соотношению объема вложений и получаемого эффекта».
Сфера цифровых грузоперевозок в России стремительно развивается, чему способствует проникновение в отрасль цифровых форм взаимодействия. Платформы охватывают все больше новых сервисов: для управления транспортным потоком, документооборотом, а также необходимыми для перевозчиков топливными и финтех-продуктами. Благодаря этому они становятся более удобными для пользователей и, как следствие, привлекают не только новых игроков, но и инвесторов. Эксперты убеждены, что дальнейший переход в «цифру» позволит этому сегменту рынка развиваться еще динамичнее.