Цифровой взлет: какие IT-технологии применяют в российских авиакомпаниях

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Каждый шаг пассажира — от бронирования билета до выхода из аэропорта по прилете — сопровождается работой множества цифровых систем. «Цифра» в авиаиндустрии во многом отвечает за то, что происходит и в небе, и на земле

В рамках проекта «Цифровое слово» РБК совместно с компанией Positive Technologies рассказывает о цифровизации промышленности в России. Первый выпуск был посвящен цифровизации нефтехимической компании «Сибур», второй — IT-решениям ретейлера X5 Group. Герой третьего выпуска — авиакомпания «Аэрофлот». На ее примере рассказываем, как в гражданской авиации применяются цифровые технологии.

Видео: РБК

Авиационная сервисная платформа

Аналитическая компания Fortune Business Insights прогнозирует, что глобальный рынок цифровых решений в области гражданской авиации вырастет с $37,92 млрд в 2022 году до $65,11 млрд к 2029 году при среднегодовом темпе роста 8,03%. «Сердце» любой авиакомпании — это Центр управления полетами. Здесь в первую очередь необходимы передовые разработки для бесперебойного осуществления перелетов. «Аэрофлот» располагает крупнейшим в Восточной Европе ЦУП. В центре отслеживается информация, которая поступает со всех бортов компании: где находится воздушное судно, когда оно приземлилось и взлетело, сколько топлива в нем есть и так далее. В центре координируются данные о переносах и задержках рейсов.

Обмениваться данными сотрудникам российских авиакомпаний помогает «Авиационная сервисная платформа», созданная «Аэрофлотом» совместно с Министерством транспорта России как альтернатива сервисам международного швейцарского провайдера услуг для гражданской авиации SITA. Для работы системы была развернута высокопроизводительная защищенная телекоммуникационная сеть, созданная с использованием отечественных технологий криптозащиты.

Антон Мацкевич, заместитель генерального директора авиакомпании «Аэрофлот» по IT

«Платформа предназначена для передачи сообщений между всеми предприятиями российской авиаотрасли. На текущий момент это 56 аэропортов страны, авиакомпании, которые осуществляют перевозку пассажиров, и компании, обслуживающие пассажиров в аэропорту. В системе они обмениваются формализованными сообщениями. Это как сообщения по электронной почте, только передаются они по защищенным каналам связи, которые хранят разную информацию: списки пассажиров, время, когда был отогнан трап, в какой момент воздушное судно завершило движение и т.д. Все эти сообщения требуют передачи в четко заданное время. Две секунды — время прохождения сообщения из точки в точку».

Без «Авиационной сервисной платформы» сотрудникам пришлось бы отправлять сообщения по открытым каналам связи. В них нет возможности регулировать скорость отправки сообщения, они не позволяют отправлять сообщения за заданную единицу времени, а именно эта функция напрямую влияет на оперативность и качество обслуживания, технические и производственные процессы. К концу 2023 года планируется вывести «Авиационную сервисную платформу» на зарубежные рынки.

Система бронирования

В конце 2022 года «Аэрофлот» перешел на отечественную программу бронирования «Леонардо». Сервис, созданный компанией «Сирена-Трэвел» в партнерстве с госкорпорацией «Ростех», заменил американское программное обеспечение Sabre. Эта мера позволяет избежать возможных инцидентов и сбоев, связанных с санкционными ограничениями. В «Леонардо» сотрудники оформляют билеты пассажиров, осуществляют возвраты, продают дополнительные услуги.

«Как всякая серьезная компания, мы заранее разработали план действий на случай, если нас вдруг отключат, — рассказал Антон Мацкевич. — Мы были полностью готовы — запустили процессы, которые были заранее разработаны, и получили тот результат, при котором не допустили остановки обслуживания. Изначально сервис «Леонардо» в полном объеме не подходил требованиям «Аэрофлота». Технические специалисты приложили титанические усилия и за семь месяцев написали весь дополнительный функционал, необходимый компании. После прекращения сотрудничества с системой Sabre, на которой работало порядка 100 процессов обслуживания пассажиров, мы на 70% восстановили нужные нам функции».

В 2022 году, после введения санкций против авиаотрасли, российские компании смогли заместить ряд зарубежных систем на отечественные. По словам представителя «Ростеха», «Леонардо» используют более 60 российских авиакомпаний, которые перевезли с ее помощью уже более 44 млн пассажиров.

«Аэрофлот» перешел с высоконагруженной платформы от Sabre на цифровую платформу от «Сбера». С ее помощью к концу 2023 года количество процессов по обслуживанию пассажиров будет восстановлено. «Например, СМС-сообщение о том, что гейт открыт и вы можете проходить на посадку, вы получаете именно благодаря этой платформе, — отметил Антон Мацкевич. — Она сводит все данные со всех систем в тугой пучок и выстраивает коммуникации с нашими пассажирами».

Обслуживание воздушного судна

В 2022 году «Аэрофлот» вместе с Минтрансом РФ поставил перед собой цель — разработать собственную систему техобслуживания, ремонтов и поддержания летной годности. Эта платформа используется компаниями, которые следят за исправностью воздушных судов, в том числе «Аэрофлот Техникс».

Александр Киселев, ведущий инженер компании «Аэрофлот Техникс»

«Программа позволяет отследить плановое техническое обслуживание самолета, которое уже было выполнено, осуществляется в данный момент или будет выполняться. Благодаря системе можно заранее увидеть, что потребуется технику еще до того, как он отправился на воздушное судно. В систему вносится все, что происходит с самолетом. Можно настроить фильтрацию информации и посмотреть историю по конкретному компоненту. Например, можно проверить, сколько раз за последние три года менялся генератор. Без этой системы пришлось бы пользоваться бортовым журналом, но это потребовало бы больше времени и трудоресурсов».

В «Аэрофлоте» работают больше 130 цифровых систем, свыше 40 из них отвечают за производственный цикл. Остановка любой из них даже на мгновение — большой риск для обслуживания пассажиров и работы компании. Например, в системе бронирования недопустимы никакие простои, как и, например, в системе центровки воздушных судов. Последняя позволяет рассадить пассажиров и рассредоточить положение груза в багажном отделении так, чтобы судно летело ровно, без кренов. Если этого не сделать, самолету будет тяжело взлететь и сесть из-за смещения центра тяжести.

В компании работает несколько центров по обработке данных. Все они построены по принципам отказо- и катастрофоустойчивости. Если одна из систем выходит из строя, все ее данные перенаправляются в другой центр.

Планшеты для бортпроводников

Всем бортпроводникам авиакомпании выдают специальные планшеты. В них собрана и структурирована вся информация, которая может понадобиться членам кабинного экипажа в полете.

Наталья Тиводар, бортпроводник-инструктор авиакомпании «Аэрофлот»

«Готовясь к полету, я могу увидеть на экране планшета свой рейс, количество пассажиров в бизнес-классе и экономклассе. Здесь же отражено, будут ли лететь пассажиры из особых категорий: например, люди на инвалидных колясках, дети, младенцы. Раньше это всегда был сюрприз. Мне прямо перед вылетом приносили большую стопку документов, и, только руководствуясь ими, я могла узнать данные о своих пассажирах».

В планшетах есть и вся информация об актуальном меню на борту: фотография, состав, БЖУ блюда, наличие в нем аллергенов и даже рекомендации сомелье о том, какое вино к нему подойдет.

С помощью планшета старшие бортпроводники могут отправлять отчеты по рейсу. Если до внедрения этой технологии документы приходилось заполнять от руки по окончании рейса, то сейчас уже в процессе полета можно вносить информацию на устройство и отправлять в систему.

До введения санкций бортпроводники использовали ПО SITA CrewTablet на базе планшетов iPad Mini. В связи с уходом европейского разработчика из России «Аэрофлот» восстановил технологию и перешел на отечественное ПО и мобильную ОС «Аврора». К концу первого квартала 2024 года компания также полностью перейдет на планшеты отечественного производства.

Согласно Стратегии цифровой трансформации авиакомпании до 2024 года, более 80% программного обеспечения в компании будет замещено российскими аналогами. «Для нас важно, чтобы целевое решение, которое может быть тиражировано в другие авиакомпании, входило в единый реестр прикладного программного обеспечения Минцифры и было полностью российским», — отметил Антон Мацкевич.

Обновлено 11.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть