Как облака вошли в жизнь бизнеса и какую роль в этом сыграло импортозамещение?
По оценке аналитиков iKS-Consulting, в 2022 году российский рынок облачных сервисов увеличился на 41,6%. Рост на нем наблюдается далеко не первый год. В прошлом году спрос на «облака» резко пошел вверх из-за ухода иностранных поставщиков программного обеспечения: Adobe, Cisco, IBM, Microsoft, Oracle, SAP, Ericsson, Nokia, Siemens и других. В итоге половина российских компаний осталась с ПО без технической поддержки, следует из исследования Naumen.
Одновременно усложнилась логистика поставок «железа» — выстраивать и поддерживать собственные серверные и центры обработки данных стало и сложнее, и дороже. В результате спрос на «облака» вырос минимум на 35%, а в пиковые моменты рост достигал нескольких сотен процентов.
Как отмечают в iKS-Consulting, активное развитие облачного рынка обеспечили и внутренние факторы:
- повышение доверия к «облакам» со стороны бизнеса и, как следствие, расширение проникновения облачных услуг,
- фокус крупных провайдеров на секторе облачных услуг,
- появление новых игроков на рынке.
Облачная модель не только сокращает расходы на организацию рабочего места, закупку и утилизацию оборудования, но и позволяет динамически управлять своими цифровыми сервисами, например, разворачивать дополнительные мощности и сворачивать их в зависимости от текущей потребности компании. Это делает облачную модель доступнее для среднего и малого бизнеса.
По мнению экспертов, в 2023 году рынок облачных услуг находится на этапе бурного роста. Однако пока не все потенциальные клиенты до конца преодолели «порог осторожности» по отношению к сервисам данного класса.
Что дает бизнесу переход на облако?
Внедрение облачной инфраструктуры дает бизнесу целый ряд преимуществ. Облака позволяют:
- Снизить расходы. С внедрением облака больше не нужно думать о закупках и обслуживании дорогостоящего оборудования, а также о программном обеспечении.
- Снизить риски. Бизнес, который ранее не использовал облачные технологии, начал переносить в облака свои сервисы, чтобы снизить риски и обеспечить непрерывность работы. Также в связи с продолжающимся трендом на импортозамещение российские облачные провайдеры первыми тестируют и внедряют новые российские разработки в области ПО, а затем предлагают их клиентам вместе с сопровождением. В результате облачные провайдеры стали своего рода центрами компетенций по импортозамещению: многие компании сейчас идут в облака именно для того, чтобы снять с себя проблему с апробацией и внедрением отечественных разработок — это уже сделали облачные провайдеры.
- Повысить гибкость. Сотрудники компании могут работать как в офисе, так и за его пределами, управляя облачными сервисами со смартфонов, планшетов, ноутбуков или ПК.
- Улучшить производительность. Поставщики облачных решений предлагают обширный набор инфраструктурных сервисов с различными характеристиками, так что потребитель может выбрать решение, наиболее подходящее под его потребности.
- Усилить безопасность. Большинство облачных провайдеров предоставляют свои услуги с необходимой обвязкой из средств информационной безопасности, а также предлагают дополнительные сервисы по резервированию данных и аварийному восстановлению.
- Масштабироваться. В облаке можно с минимальными затратами запускать новые сервисы и процессы, тестировать продукты и т.д. При этом компании не нужно строить и поддерживать свою серверную инфраструктуру и закупать дорогостоящее оборудование — поставщик услуги предлагает свои сервисы под запрос любого объема.
Насколько надежны и безопасны облачные решения?
Облачные решения предлагают высокий уровень защиты и избавляют организации от лишних затрат на нее. По оценке Gartner, им грозит на 60% меньше инцидентов, связанных с безопасностью. Поставщики облаков предлагают системы управления доступом, непрерывное отслеживание угроз, шифрование данных при передаче и хранении, физическую защиту центров обработки данных и сети. Но когда речь идет о госструктурах, госкомпаниях и объектах критической информационной инфраструктуры, облачные решения должны быть аттестованы в соответствии с рядом федеральных законов.
В «МегаФон Облаке» после ухода зарубежных поставщиков софта внедряют отечественные средства информационной безопасности, чтобы снизить риски и обеспечить непрерывность работы. Помимо этого, «Облако» аттестовано в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных» и ФЗ-187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», оно также соответствует национальным стандартам безопасности банковских и финансовых операций. Это позволяет размещать в нем государственные информационные системы, попадающие под категории критической информационной инфраструктуры, а также информационные системы финансового сектора.
Чем отличаются отечественные облачные ОС от зарубежных аналогов?
Российские разработчики уже предлагают более 60 операционных систем, которые входят в Единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных — публичную электронную систему учета рекомендованного к использованию в России ПО. Входящие в него программы сделаны в России, и их модернизация не зависит от иностранных компаний.
Практически все ОС из реестра работают на базе ядра Linux. Создавший его финский инженер Линус Торвальдс сделал код открытым, то есть свободным для распространения. Это позволило разработчикам по всему миру создавать свои ветки развития ядра.
По производительности отечественные Linux-системы не уступают зарубежным, также они имеют интуитивно понятный интерфейс и высокий уровень безопасности, их комплектация и функциональность позволяют быстро адаптироваться к ним после зарубежного аналога и оперативно наладить работу в привычной среде.
В марте 2023 года «МегаФон» предоставил корпоративным клиентам в «МегаФон Облаке» отечественные системы на базе ядра Linux — Astra Linux, «Альт» и «Ред ОС». Все они входят в Единый реестр российского ПО, а облачная модель дает компаниям возможность использовать экспертизу провайдера и сохранить эффективность бизнес-процессов при переходе на новое ПО. Программные решения доступны по подписочной модели.
По той же модели в конце 2022 года «МегаФон» первым предложил своим корпоративным клиентам альтернативу иностранному ПО на базе продуктов «МойОфис». В результате в «МегаФон Облаке» доступны решения для коммуникаций и работы с различными типами документов, в том числе текстами и таблицами, а также корпоративная почта.
Как переход на облачные решения отразится на пользователях?
При использовании сервисов «МегаФон Облака» клиенту доступен бесшовный переход как при миграции с физических серверов в облако, так и из одного облака в другое. Например, можно перейти с Amazon Web Services, Google Cloud Platform или Microsoft Azure на платформу «МегаФона». При этом бесшовность обеспечивается, если компания ранее использовала аналогичную разновидностью ОС Linux.
При переходе в облако качество поддержки операционной системы определяет, насколько эффективно произойдет миграция рабочих нагрузок в облако — от базовых настроек безопасности до управления процессами и их автоматизацией. «МегаФон» обеспечивает техподдержку ОС, а также предоставляет необходимую документацию, чтобы клиент мог в случае необходимости разобраться самостоятельно.