Об эксперте: Алексей Подрябинников, кандидат технических наук, вице-президент и директор по работе с корпоративными заказчиками компании «Ростелеком». Ранее работал в компаниях «Русские башни», Nokia, Siemens. Специалист в области прикладной математики и сетевых технологий.
Отношения как ключевой капитал
В 2022 году все, что связано с IT в России, претерпело большие изменения. Крупнейшим российским корпорациям, с которыми я работаю, надо было перестроить важнейшие компоненты IT-инфраструктуры, не нарушая процесс предоставления сервисов для бизнеса. Это крайне сложные задачи, но мы видим, что коллеги уверенно их решили.
IT не просто справляется с задачей импортозамещения. Наиболее предприимчивые компании извлекли значительные выгоды из вызовов 2022 года.
Многим нашим заказчикам удалось сделать то, что они не могли сделать раньше. Кто-то в рекордные сроки реализовал проект, который не удавалось реализовать в течение последних 10 лет. Потому что раньше было сложно согласовать интересы всех участников, а потребность в нем была не такой острой. Другие кратно увеличили объем выручки. Третьи, благодаря уходу конкурентов, на порядок увеличили портфель заказов.
На фоне беспрецедентного давления извне компании стали больше помогать и доверять друг другу, объединяться для решения проблем. Мы много лет строим свой бизнес на принципах доверительного партнерства со своими клиентами. И сейчас такие партнерства стали по-настоящему общей, повсеместной практикой. Индустриальные и межотраслевые объединения помогли компаниям найти новые подходы к решению бизнес-задач.
Сейчас наступает время экономики доверия, которая приходит на смену постиндустриальной экономике. Концепция не новая, она возникла еще в середине 2000-х. Но она очень ярко отражает происходящее сейчас, когда компании объединяют ресурсы для решения общих задач.
В привычной нам цифровой экономике цифровой актив становится капиталом. В экономике доверия главный капитал — отношения. Компании растут быстрее и зарабатывают больше, снижают свои издержки там, где есть высокий уровень доверия между партнерами и рыночными игроками.
То есть экономический рост происходит не только за счет IT-инструментов, но и благодаря развитию отношений между людьми и компаниями. И если нам удастся развить доверие между основными участниками корпоративного рынка, то общими усилиями мы сможем ускорить рост производства и таким образом поможем экономическому развитию страны.
Главные технологические тренды
Помимо перехода к экономике доверия, ближайшее будущее IT-индустрии и многих других отраслей определят несколько технологических трендов.
1. Глобальный рынок искусственного интеллекта продолжит расти. По прогнозам IDC, в 2023 году он преодолеет отметку в $500 млрд. В России значимость этого тренда уже закреплена на уровне национального проекта.
В 2023 году кратно вырастут проекты, связанные с внедрением решений на основе ИИ в таких областях как розничная и интернет торговля, тяжелая промышленность и сельское хозяйство. Это, безусловно, одно из последствий цифровизации. Мы выходим на тот уровень, который позволяет управлять реальным миром на основе данных, получаемых из реального мира.
2. С быстрым развитием ИИ тесно связан следующий тренд — усиление информационной безопасности. Сейчас очень много внимания привлекают два направления — квантовое шифрование и постквантовая криптография.
Мы только научились понимать и работать с квантовым шифрованием, а уже приходит постквантовая криптография, которая в перспективе принесет не только новые вызовы, но приведет к созданию нового класса решений. Суть сегодняшнего шифрования в том, что для раскодирования информации требуется десятки и сотни лет даже для самых мощных суперкомпьютеров. Опасность квантового компьютера в том, что он может взломать сегодняшние коды за секунды, противостоять этому может только квантовая передача ключей шифрования или постквантовая криптография.
3. Вывести развитие суперкомпьютеров на новый виток поможет технология нейроморфных вычислений, которая позволяет преодолеть порог гигантской энергоемкости суперкомпьютеров. Нейроморфные вычисления построены по принципу работы головного мозга человека. Мы знаем, что человеческий мозг тратит на свою работу только 10 ватт электрической мощности, а производит вычисления мощнее, чем суперкомпьютер, потребляющий 10 МВт энергии.
По всем этим направлениям в России есть интересные решения и наработки, которые уже сейчас или в перспективе можно использовать для решения бизнес-задач.
Трансформация в партнерстве
Несмотря на все сложности и резкие изменения, продолжится цифровая трансформация российских компаний. Важно отметить, что речь идет не просто об оцифровке аналоговых процессов или автоматизации, а именно о трансформации бизнеса. Мы видим, что у компаний из самых разных отраслей есть запрос на максимально оперативное внедрение изменений, и для этого требуются ресурсы и внутренняя готовность. У значительной части крупного бизнеса все это есть, поэтому процесс цифровой трансформации в России не останавливается.
При этом в нынешних условиях важно грамотно тратить внутренние ресурсы компаний, сосредоточив их на прорывных цифровых инновациях.
Инструментом для ускорения этих изменений служит широкая кооперация с партнерами, в том числе с «Ростелекомом». У нас есть успешные примеры сотрудничества с крупнейшими корпорациями, когда мы предоставляем ИТ как сервис, замыкая на себе все сложности, связанные с закупками ПО и «железа», расширением мощностей для хранения данных, поддержкой и обслуживанием всей этой инфраструктуры. То есть берем на себя все базовые, непрофильные для бизнеса задачи.
Мы на практике видим, что передача таких функций партнеру позволяет компаниям развиваться намного быстрее, а менеджменту — фокусироваться на решении бизнес-задач. Для нас это наглядный пример того, что экономика доверия работает и дает хорошие результаты тем, кто готов в нее включаться.
Реклама, ПАО «Ростелеком», www.rt.ru