Крупнейший атомный ледокол впервые совершил переход на Чукотку

Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Фото: Лев Федосеев / ТАСС
Самый мощный в мире атомный ледокол завершил проводку каравана судов в самый северный порт России Певек с грузом для Баимского медного проекта — это был самый дальний переход на восточном направлении

Что происходит

  • Как рассказали РБК Трендам в компании KAZ Minerals, которая зафрахтовала атомный ледокол «Арктика», обеспечив возможность проводки всего каравана судов, в Певек были доставлены грузы для дальнейшей реализации масштабного инвестиционного проекта по освоению Баимской рудной зоны на территории опережающего развития «Чукотка».
  • Одно из крупнейших перспективных месторождений цветных металлов в мире было открыто еще полвека назад, но освоение его так и не было начато — вплоть до появления стратегического инвестора в лице KAZ Minerals, которая уже вложила более ₽50 млрд в строительство ГОКа. Всего в проект будет направлено ₽620 млрд частных инвестиций.
  • «Символично, что самый большой и мощный в мире атомный ледокол «Арктика» отправился в первый рабочий рейс именно на Чукотку, в Певек. На борту теплоходов был генеральный груз, строительные материалы, блочно-модульные конструкции, техника для реализации проекта по освоению Баимского месторождения, а также грузы для строительства ВЛ Певек — Билибино, аэропорта в Певеке, дороги Певек — Апапельгино», — отметил губернатор Чукотки Роман Копин.
  • В рамках проекта на Чукотке будут построены круглогодичный порт, автодорога, новые электролинии, а также появится скоростной интернет. С 2027 года будет запущен горно-обогатительный комбинат общей мощностью 70 млн т руды в год. Строительство «Баимского ГОКа» включено в стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока. Старт проекту дал Президент России в 2018 году.
  • «Налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят более ₽1 трлн — это вдвое увеличивает бюджет Чукотки и впервые сделает этот регион бездотационным. Во время строительства мы планируем создание новых рабочих мест — около 11 тыс. человек, а во время эксплуатации проекта планируется, что будут работать более 5 тыс. человек», — отметил председатель совета директоров KAZ Minerals Олег Новачук на встрече с главой государства.
  • Реализация проекта будет способствовать дальнейшему развитию Северного морского пути. Ожидается, что освоение месторождения увеличит грузопоток на 2 млн т.

  • Ледокол «Арктика» возглавил караван, состоящий из трех судов, — «Юрий Аршеневский», «Полар Кинг» и «Инженер Трубин». В проводке судов также принял участие дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын», который также был зафрахтован KAZ Minerals.
  • «Арктика» является самым молодым в России и крупнейшим по водоизмещению атомным ледоколом с установленной мощностью 60 МВт. Судно стало первым из трех «сестер» инновационного проекта ЛК-60Я, которые призваны заменить устаревшие советские ледоколы в течение 2020-х годов. Атомоход «Арктика» был введен в эксплуатацию осенью 2020 года и вышел на Севморпуть в декабре 2021 года — переход до Певека стал его первым дальним переходом.
  • Помощь ледокола в этом сезоне понадобилась в связи с ранним процессом ледообразования в некоторый районах Северного морского пути, который начался на две недели раньше. С начала ноября из-за неблагоприятных ледовых условий более 20 судов не смогли самостоятельно двигаться в акватории Севморпути.
  • В районе острова Новая Сибирь в Восточно-Сибирском море теплоход «Полар Кинг» вышел из состава каравана и лег в безопасный дрейф. Такое решение было принято, чтобы ускорить приход судов в порт Певек для оперативного начала выгрузки.
  • Атомный ледокол «Арктика» взял на буксир судно «Юрий Аршеневский», а ледокол «Капитан Драницын» — теплоход «Инженер «Трубин». После постановки двух судов под выгрузку «Арктика» вернулась к острову Новая Сибирь в Восточно-Сибирском море, где дрейфовал теплоход «Полар Кинг», и привела его в Певек.

Что это значит

Северный морской путь — единственная транспортная система, которая связывает субарктические и арктические регионы. Он оказывает колоссальное влияние на развитие российского Севера и имеет большой потенциал как одна из будущих ключевых магистралей международных перевозок. В связи с блокировкой в марте 2021 года Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом Ever Given, а также замедлению темпов обработки грузов в Китае из-за пандемии коронавируса, мировая логистика как никогда ранее нуждается в новых транспортных артериях.

«Особенное значение приобретает развитие инфраструктуры и устойчивого судоходства в Арктике, в том числе использование Севморпути в качестве транспортного коридора и обеспечение безопасной круглогодичной навигации», — заявил советник президента России, ответственный секретарь Оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете Антон Кобяков.

Стоит отметить, что данный транспортный коридор развивается беспрецедентными темпами, — за последние шесть лет грузопоток на Севморпути вырос в 8 раз и достиг более 33,5 млн т.

В чем сложности

Находящиеся в строю атомные ледоколы задействованы и работают, как правило, по долговременным контрактным обязательствам. И снять ледокол в одном месте, чтобы экстренно направить его в другое, весьма непросто, а иногда и невозможно. Ухудшение ледовой обстановки в Арктике привело к тому, что суда не могли сами пройти по Севморпути, спрос на ледоколы резко и очень рано вырос, их стало не хватать: и атомных (владелец — «Атомфлот»), и дизельных («Росморпорт»).

Для выработки мер коллективного реагирования на меняющуюся ситуацию был создан оперативный штаб, куда вошли представители Минтранса России, правительства Чукотского автономного округа, ФГУП «Атомфлот», госкорпорации «Росатом» и крупнейших коммерческих компаний, работающих в Арктике и Заполярье. Достичь нужных договоренностей и выделить в срочном порядке ледокол, чтобы завершить доставку важных грузов в Певек, помогло деловое взаимодействие между всеми участниками процесса.

Суровые погодные условия в регионе диктуют необходимость увеличение ледокольного флота, — это позволит обеспечить бесперебойные поставки грузов.

Обновлено 17.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть