Не помощник, а коллега: как ИИ-агенты изменят работу

Фото: Midjourney
Фото: Midjourney
Первые системы с агентными возможностями уже выходят на рынок. «РБК Тренды» разбирались, как развитие ИИ-агентов изменит рынок занятости в ближайшем будущем и стоит ли ждать появления гибридных команд

Аналитики предсказывают появление гибридных команд

По мере выпуска первых ИИ-агентов руководители компаний начинают присматриваться к ним как к полноценным «работникам». Некоторые IT-компании уже внедряют таких агентов, что влияет на человеческие трудовые роли.

ИИ-агент — это автономная интеллектуальная система, которая способна взаимодействовать с внешней средой, принимать решения и предпринимать действия без вмешательства человека.

Эксперты делят агентов ИИ на пять уровней по уровню автономности — от простых агентов уровня L1 до полностью автономных уровня L5. Текущие приложения, по их словам, работают в основном на уровне L2 или L3, однако потенциал агентов принятия стратегических решений L4 и адаптивных агентов L5 может произвести революцию во всех секторах — от робототехники до здравоохранения. Ожидается, что агенты уровня L4 будут широко внедряться уже к 2035 году.

Аналитики Goldman Sachs считают, что потенциал генеративного искусственного интеллекта выходит на первый план, а разработка все более мощных больших языковых моделей и достижения в области робототехники могут радикально повлиять на занятость уже в 2025 году.

В частности, аналитики прогнозируют появление гибридной рабочей силы, когда ИИ-агенты будут выполнять задачи наравне с сотрудниками-людьми. Компании в конечном итоге будут «нанимать» и обучать работников ИИ, а также вести переподготовку менеджеров-людей для управления гибридными командами. В результате ИИ смогут и «увольнять», чтобы заменять модели более эффективными.

Так, генеральный директор Salesforce Марк Бениофф на форуме в Давосе заявил: «Генеральные директора, которые присутствуют здесь сегодня, — это последние управленцы рабочей силой, состоящей только из людей. Мы переходим в мир, где люди и агенты будут работать вместе».

Аналогичный прогноз ранее представил генеральный директор OpenAI Сэм Альтман, который написал в эссе «Эпоха интеллекта»: «В конце концов, у каждого из нас может быть личная команда ИИ, состоящая из виртуальных экспертов в разных областях, которые будут работать вместе, чтобы создать практически все, что мы можем себе представить». Позднее Альтман предсказал, что уже в 2025 году появятся первые агенты ИИ, которые «присоединятся к рабочей силе и существенно изменят результаты работы компаний». Сама OpenAI представила первого ИИ-агента Operator в январе 2025 года, но пока его работу нельзя назвать идеальной.

Фото:Dall-e
Экономика инноваций Сэм Альтман рассказал, когда появится сверхразумный ИИ

Между тем тренд с ИИ-агентами подхватили на рынке рекрутинга. Например, американский стартап веб-разработки Firecrawl начал размещать вакансии для ИИ-агентов с зарплатой от $10 до $15 тыс. в год. Фаундеры впоследствии объяснили, что они скорее заинтересованы в разработчиках таких решений, но не исключают и полноценного внедрения «умных» агентов в свою работу в будущем. А польские разработчики уже представили первую платформу для найма ИИ-агентов под названием Job For Agent. Пока она предлагает всего около десятка ботов, например «редактора подкастов», SEO и «юриста». Тем не менее нескольких агентов уже «наняли» через платформу.

Платформа Job For Agent
Платформа Job For Agent (Фото: jobforagent.com)

Руководитель направления продуктов для оптимизации бизнес-процессов на базе YandexGPT в «Яндексе» Эльвира Морозова отмечает, что ИИ-агенты уже начали влиять на рынок труда. По словам эксперта, сейчас этот тренд заметнее всего в США, но можно ожидать, что в ближайшие полгода-год он затронет и другие страны.

«Мы наблюдаем устойчивый тренд роста эффективности сотрудников благодаря агентам. Например, на одном из нефтехимических заводов протестирован агент, связанный с системой управления оборудованием. Инженеры описывали ему проблему, и агент сам собирал данные с датчиков, открывал журналы последних операций, идентифицировал вероятные причины и предлагал действия. Хотя финальное решение оставалось за человеком, время диагностики аварий сократилось примерно на 50%», — говорит Морозова. При этом, добавляет эксперт, человека никто в этой цепочке заменить не может, потому что ИИ-агент лишь помогает ему и освобождает от рутины, но не несет ответственности за результат.

Директор по искусственному интеллекту в Т-банке Виктор Тарнавский добавляет, что ИИ-агенты повлияют на рынок труда в интервале трех—пяти лет, а в ближайшие один—два года окажут значимое влияние только на некоторые профессии и направления — например, на разработку софта. «Пока что ИИ-агенты могут выполнять небольшие и хорошо описанные задачи, но сложность задач, которые они могут выполнять, будет постепенно расти. Со временем они смогут стать полноценной рабочей силой», — прогнозирует эксперт.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 ИИ-агенты: что это такое и как они работают

Бизнес уже реагирует на появление ИИ-агентов

Между тем аналитики предсказывают, что уровень внедрения агентов ИИ в организациях возрастет уже в 2025 году. По данным Deloitte, их начнут применять в работе 25% предприятий, которые ранее начали использовать генеративный искусственный интеллект. Ожидается, что к 2027 году этот показатель вырастет до 50%.

Прогноз Deloitte относительно развития агентного ИИ в сфере разработки
Прогноз Deloitte относительно развития агентного ИИ в сфере разработки (Фото: deloitte.com)

Отчет PwC предполагает, что около 75% руководителей будут интегрировать решения агентного ИИ в свой бизнес в 2025 году. Такие отрасли, как финансы, производство и розничная торговля, станут первыми, кто примет технологию на вооружение.

Многие крупные компании уже готовятся к реструктуризации с учетом возможностей ИИ-агентов. Так, Марк Бениофф из Salesforce заявил, что компания может отказаться от найма инженеров-программистов в 2025 году из-за роста производительности искусственного интеллекта. Он уверен, что это важный момент для других компаний, чтобы реструктурировать штат и ускорить внедрение ИИ-агентов. «Мы переживаем глобальный дефицит рабочей силы, учитывая снижающиеся показатели рождаемости. Мы понимаем, что нанимать — особенно людей здесь, прямо в Соединенных Штатах — в сфере продаж и обслуживания, становится сложнее», — пояснил он. Сама Salesforce уже анонсировала сервис Agent Force для своих клиентов. Он позволяет создавать автономных агентов ИИ для автоматизации разных задач.

По словам Бениоффа, ИИ-агенты расширят возможности компаний: «Мы все можем согласиться, что разработка программного обеспечения стала намного более продуктивной за последние два года с внедрением новых моделей».

Аналогичной точки зрения придерживается и генеральный директор Meta (признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России) Марк Цукерберг. Он уверен, что ИИ сможет выполнять работу инженеров среднего звена в 2025 году. Цукерберг считает, что дорогостоящее внедрение ИИ принесет дивиденды в долгосрочной перспективе за счет повышения эффективности моделей.

Отдельные компании уже пошли на реструктуризацию из-за внедрения ИИ-агентов. Гендиректор стартапа интегрированной онлайн-среды разработки Replit Амджад Масад заявил, почему он сократил численность персонала сразу вдвое в 2024 году. Топ-менеджер объяснил, что Replit за полгода увеличила свой доход в пять раз, создав новый продукт под названием Agent. Это ИИ-инструмент, который может создать работающее программное приложение, используя только текстовые подсказки.

Масад отметил, что теперь клиентская база Replit — это новое поколение программистов, которые не знают основ кода. «Нам больше не нужны профессиональные кодеры», — уверен он. Масад порекомендовал заинтересованным в профессии изучать, как использовать инструменты ИИ для самостоятельной разработки программного обеспечения.

Пример работы Replit Agent
Пример работы Replit Agent (Фото: replit.com)

Виктор Тарнавский отмечает, что в России ИИ-агентов тоже начинают адаптировать для работы, прежде всего, в сфере разработки софта. «В Т-банке мы строим их на базе собственных больших языковых моделей. Одна из интересных и важных вещей, которую мы создаем, — это формирование библиотеки инструментов для агентских систем. Это библиотека всех возможных внутренних сервисов, которые используются в обычной разработке сервиса, но именно в таком формате, в котором с ней может работать ИИ-агент. Сейчас разработка агентских систем находится на раннем этапе. Самый большой прогресс в Т-банке наблюдается именно в сфере агентов для разработки ПО», — рассказал эксперт.

Эльвира Морозова соглашается, что рынок ИИ-агентов в России еще формируется: «Не до конца понятно, какие именно задачи они смогут решать наиболее эффективно, как интегрировать их в бизнес-процессы и как измерять результат внедрений. Первые эксперименты с ИИ-агентами уже запускают техноэнтузиасты и крупные компании. В основном такие ИИ-системы пробуют тестировать на небольших задачах — например, используют их для создания чат-бота, который может найти свободный слот в календаре и назначить встречу».

По словам эксперта, среди компаний наблюдается высокий спрос на безопасные профессиональные решения с применением нейросетей, а также на разработки на базе опенсорс-моделей. «На сотрудниках «Яндекса» мы протестировали LLM-агентов, которые помогают разным профессионалам (от рекрутеров до разработчиков) автоматизировать часть рутинных задач. Например, они помогают операторам поддержки анализировать данные, автоматически обрабатывать запросы клиентов и формулировать ответы под контролем человека, позволяя сотрудникам сосредоточиться на более сложных задачах. Уже сейчас благодаря подсказкам на основе YandexGPT операторы «Яндекс Маркета» отвечают клиентам более чем на 15% быстрее без потери качества», — поделилась Морозова.

Фото: Midjourney
Индустрия 4.0 LLM: как работают языковые модели для чат-ботов и умных поисковиков

Оценки влияния ИИ-агентов на занятость

Международная группа исследователей уже проанализировала, как развитие генеративного ИИ повлияло на рынок фриланса. Они выяснили, что после презентации ChatGPT число вакансий, которые наиболее подвержены автоматизации, снижалось на 21% неделя к неделе. Больше всего тренд затронул копирайтеров и другие пишущие профессии (-30,37%), разработчиков программного обеспечения, приложений и веб-сайтов (-20,62%), а также инженеров (-10,42%). В течение года после внедрения инструментов ИИ для генерации изображений спрос на фрилансеров из сфер графического дизайна и 3D-моделирования также снизился на 17,01%. При этом спустя время авторы исследования не заметили, чтобы спрос по этим направлениям начал восстанавливаться.

Снижение спроса на рабочие места, подверженные автоматизации, после презентации ChatGPT в 2022 году
Снижение спроса на рабочие места, подверженные автоматизации, после презентации ChatGPT в 2022 году (Фото: hbr.org)

Этот тренд привел к усилению конкуренции в некоторых отраслях. Среднее количество заявок на одну вакансию выросло на 8,57%.

Одновременно со снижением спроса на вакансии росла осведомленность об инструментах ИИ-поколения и интерес к их использованию. Больше всего его демонстрировали копирайтеры и другие представители пишущих профессий — именно те, кого внедрение ИИ затронуло первыми.

Согласно другим исследованиям, 14% сотрудников уже столкнулись с увольнениями из-за ИИ.

Из тех, кто столкнулся с потерей рабочего места, почти половина опрошенных (47%) уверены, что этот тренд будет нарастать. Среди тех, кто не лишился работы из-за автоматизации, этот показатель ниже (29%)
Из тех, кто столкнулся с потерей рабочего места, почти половина опрошенных (47%) уверены, что этот тренд будет нарастать. Среди тех, кто не лишился работы из-за автоматизации, этот показатель ниже (29%) (Фото: journals.sagepub.com)

Однако опросы показывают, что распространение ИИ, хотя и окажет преобразующее влияние на разные профессии, не обязательно приведет к потере рабочих мест. В Gartner выяснили, что около 80% разработчиков придется повышать квалификацию к 2027 году, чтобы соответствовать требованиям работы с инструментами и агентами ИИ. В исследовании отмечается, что в краткосрочной перспективе инструменты ИИ обеспечили скромное повышение производительности и поддержку ежедневных рабочих процессов, но в будущем интеграция агентов в команды обеспечит полную автоматизацию задач. Это приведет к появлению «разработки программного обеспечения на основе ИИ», где большая часть кода будет генерироваться агентами, а разработчики будут улучшать этот код.

Другое исследование Amazon Web Services показало, что некоторые работодатели уже готовы платить на 31% больше тем техническим специалистам, которые владеют навыками работы с ИИ. Наконец, исследование компании Indeed продемонстрировало, что навыки ИИ могут обеспечить работников одними из самых финансово выгодных рабочих мест, а средняя зарплата в этой нише составляет $174 тыс. в год.

Не все аналитики соглашаются, что ИИ-агенты окажут преобразующее влияние на рынок труда. Некоторые считают, что они будут играть роль, схожую с другими технологиями. По мнению таких экспертов, «умные» агенты лишь позволят автоматизировать некоторые задачи сотрудников-людей подобно компьютерам. Сторонники такой точки зрения считают, что позиционирование ИИ-агентов как полноценной рабочей силы может быть частью стратегии компаний, которые продвигают искусственный интеллект, чтобы привлечь инвесторов. Кроме того, эта стратегия позволяет таким IT-гигантам, как Microsoft, Google и Salesforce, продавать ИИ-софт как «работников», взимая за него более высокую цену.

Эльвира Морозова полагает, что в ближайшие один—два года агенты на основе больших языковых моделей станут более доступными, привычными и превратятся из экспериментальных новинок в утилиты «за кадром» многих сервисов. «Например, отчеты будут формироваться по большей части нейросетью-агентом, которая будет собирать и систематизировать информацию, верстать макет, а человек будет выступать «главным редактором», который согласовывает финальный вариант», — поясняет эксперт.

Морозова считает, что эффективное внедрение ИИ-агентов в бизнес-процессы и их принятие профессионалами будут иметь большое значение. Согласно возможному сценарию, сначала ИИ-агенты будут помогать сотрудникам в незначительных задачах (написать черновик ответа или суммаризировать длинный текст), но с ростом качества их работы профессионалы будут доверять ИИ все больше рутинной работы. «Со временем у компаний и профессионалов происходит принятие, что рутинные задачи выгодно отдать агентам, чтобы сфокусироваться на более ответственных, творческих и неструктурированных. Таким образом, полноценной рабочей силой ИИ в ближайшие годы не станет, но уже в ближайшее время нам станет проще жить благодаря «ИИ-экзоскелету», который мы будем применять в работе», — подытожила эксперт.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 20.03.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть