Консалтинговая компания McKinsey спрогнозировала, что использование искусственного интеллекта может добавить от $150 млрд до $275 млрд к операционной прибыли сектора моды в течение следующих 3–5 лет.
Уже сейчас крупные модные бренды по всему миру активно используют ИИ, а технологичная мода обретает свои подиумы — такие как AI Fashion Week.
Как будет развиваться «модный» искусственный интеллект — станет понятно в будущем, но даже сегодня ИИ ускоряет процесс разработки новых коллекций, помогает придумывать новые дизайны, материалы и даже становится персональным стилистом.
Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных гибридных автомобилей класса премиум.
Реклама, ООО «Моторинвест»
Создание дизайнов и принтов
Одна из самых популярных ИИ-технологий — это генеративные модели, такие как GANs (Generative Adversarial Networks). Эти нейросети могут обучаться на огромных наборах данных изображений, а затем создавать новые, уникальные принты. Например, GANs могут комбинировать элементы разных стилей, цветов и форм, создавая совершенно оригинальные рисунки, которые сложно придумать вручную. Бренды могут использовать такие принты для создания уникальных коллекций, которые выделяются на фоне традиционных решений.
Компания H&M экспериментировала с ИИ для создания принтов. Сгенерированные ИИ графические материалы печатались на специальной линейке одежды True Blanks от Creator Studio.
Модный дом Balenciaga также использовал ИИ для создания принтов на своих вещах. Например, на сайте бренда можно купить толстовку с принтом, который был создан с помощью алгоритма искусственного интеллекта, обученного на культовых логотипах Balenciaga.
В этом контексте интересными представляются выводы исследования «Как сложные системы участвуют в создании дизайна одежды: использование искусственного интеллекта», опубликованного в журнале Thinking Skills and Creativity. Доцент и ведущий автор исследования Юн Кен Ли из Колледжа экологии человека Пусанского национального университета хотел выяснить, возможно ли эффективное сотрудничество между людьми и ИИ в целях творческого дизайна. Он пояснил: «В то время, когда ИИ так глубоко укоренился в нашей жизни, это исследование началось с рассмотрения того, что человек может делать лучше, чем ИИ».
Исследование началось с создания новых текстильных дизайнов с использованием двух типов нейросетей: глубоких сверточных генеративно-состязательных сетей (DC-GAN) и циклических GAN. DC-GAN — это модель, которая учится генерировать изображения, основываясь на большом количестве примеров, а циклические GAN позволяют преобразовывать изображения из одного стиля в другой, например, из рисунка в фото. Затем результаты работы этих нейросетей сравнивались с дизайнами, созданными студентами-дизайнерами. Оказалось, что оба типа дизайнов были схожи, однако человеческие работы отличались большей уникальностью и оригинальностью, так как они опирались на индивидуальный опыт.
Однако использование ИИ в повторяющихся задачах может повысить эффективность работы дизайнеров и освободить их время для сосредоточения на более сложной творческой работе.
AI-модели
ИИ активно применяется для создания цифровых моделей — вместо привычных живых юношей и девушек. Виртуальные персонажи могут точно так же демонстрировать одежду, участвовать в рекламных кампаниях и представлять бренды в цифровой среде.
ИИ позволяет создавать реалистичные цифровые модели с уникальной внешностью и характеристиками. Алгоритмы машинного обучения анализируют изображения людей и на их основе создают аватары, которые можно полностью контролировать и настраивать. Такие модели могут иметь любой тип внешности, возраст, цвет кожи, рост и даже уникальные черты лица.
Виртуальная модель Shudu — одна из самых известных цифровых моделей, созданная с помощью ИИ. Shudu стала популярной в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и даже участвовала в кампаниях известных брендов, таких как Balmain. Хотя она полностью цифровая, благодаря высокому уровню детализации она выглядит максимально реалистично.
После создания цифровых аватаров ИИ также используется для их анимации. С помощью технологий компьютерного зрения и глубокого обучения модели могут двигаться, менять позы и даже ходить по виртуальному подиуму. Это позволяет модным брендам проводить цифровые показы, где все участники — виртуальные модели, полностью контролируемые с помощью ИИ.
В 2020 году бренд Hanifa организовал цифровой показ, где на виртуальном подиуме одежда демонстрировалась на цифровых моделях. Благодаря технологиям ИИ модели двигались и выглядели как живые, хотя сам показ был полностью виртуальным.
ИИ также может создавать цифровых моделей, которые персонализированы под конкретные бренды или маркетинговые кампании. Эти аватары могут отражать уникальные стилистические особенности бренда и взаимодействовать с аудиторией в социальных сетях. Таким образом, бренды могут создать виртуального представителя, который будет участвовать в промоакциях и рекламных кампаниях.
Виртуальная модель Lil Miquela — еще один созданный с помощью ИИ цифровой персонаж, который стал влиятельным в Instagram. Она «живет» в социальных сетях, рекламирует модные бренды, участвует в фотосессиях и сотрудничает с известными компаниями, такими как Calvin Klein и Prada.
ИИ как персональный стилист
ИИ может помочь и с выбором одежды — проанализировать физические данные пользователя, такие как фигура, рост, цвет кожи и волос, и на основе этих данных рекомендовать одежду, которая лучше всего подходит для его внешности. Это позволяет не только предлагать вещи, которые понравятся пользователю, но и те, которые подчеркнут его природные особенности.
Например, приложение The Yes использовало ИИ для «умного» поиска одежды по всему интернету. Приложение подбирало одежду, которая лучше всего подойдет под запрос пользователя, и делало процесс выбора более удобным. По последним данным, приложение The Yes купила платформа Pinterest, поэтому обновить с его помощью гардероб, к сожалению, не получится.
В целом ИИ также может автоматически генерировать готовые образы, подбирая различные предметы гардероба для создания стильного комплекта. Пользователь может выбрать отдельные элементы, такие как платье или брюки, а ИИ предложит варианты верхней одежды, обуви и аксессуаров, чтобы завершить образ. Это упрощает выбор и экономит время.
Некоторые приложения — такие как Pureple — используют ИИ для создания нарядов на основе имеющегося у пользователя гардероба. Алгоритмы анализируют вещи, которые есть у клиента, и предлагают комбинации для различных ситуаций: от повседневных нарядов до официальных мероприятий.
ИИ в российской модной индустрии: локальные тренды и перспективы
Андрей Якоби, CEO и продюсер креативного агентства Real Profit Group, эксперт «РБК Визионеров», рассказывает, что высокие технологии в российской модной индустрии применяются в двух направлениях. «Первое — это виртуальная мода, которая привлекает наибольшее внимание. Например, коллекции бренда Akhmadullina, — отмечает он. — Мало кто помнит, что один из первых виртуальных показов прошел еще в 2010 году в Москве благодаря творческому дуэту Андрея Мельникова и Ирины Крупской 2 Gun Towers».
Второе направление, по его словам, более прикладное — это использование ИИ в ретейле. Технологии помогают анализировать поведение покупателей, внедряются в чат-боты, виртуальные примерочные и «умные» зеркала, а также в программное обеспечение для управления бизнесом и производством. «Один из лидеров этого направления — Борис Агатов, сооснователь New-Retail.ru, — рассказывает Якоби. — Он уже несколько лет объясняет ретейлерам, как нейросети могут помочь в создании рекламных кампаний и улучшении клиентского сервиса».
Кроме того, Якоби делится опытом своей команды, которая использовала генеративные нейросети для создания кампейна на выставке Collection Première Moscow в 2024 году. В основу легли образы из лукбуков участников выставки, которые затем были преобразованы в уникальные аватары и сет-дизайн.
«Опыт показал, что ИИ способен создавать либо фантазийные визуалы, либо реалистичные, но требующие значительной ретуши», — добавляет эксперт.
ИИ активно используется и в других аспектах российской моды — от создания одежды до цифровых инфлюенсеров и персонализированных решений. Даже начинающие дизайнеры осваивают эти технологии. Например, в 2022 году студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ представили виртуальный показ «Небесные тела» с цифровыми моделями.
Похожие тренды видит Ксения Герц, дизайнер, евангелист использования нейросетей в модной индустрии: «Многие бренды уже экспериментировали с внедрением AI в свою работу, и интерес к этой технологии набирает обороты. Навык владения ИИ стал чаще появляться даже в требованиях к соискателям на hh.ru».
По словам Герц, одним из наиболее популярных применений ИИ в fashion является генерация дизайнов. Нейросети могут создавать эскизы одежды на основе текстовых описаний, вдохновляясь трендами, стилями или настроением. Это помогает дизайнерам генерировать базовые идеи и находить неожиданные креативные решения для коллекций.
ИИ также используется для создания узоров и принтов. Он способен автоматически генерировать уникальные рисунки для тканей и подбирать цветовые схемы. Как отмечает Герц, некоторые фриланс-дизайнеры уже применяют подобные технологии для разработки принтов для брендов.
Кроме того, ИИ помогает в создании мудбордов для коллекций. Герц подчеркивает, что это дает возможность получить уникальное изображение, составив четкий запрос по форме, цвету и настроению, вместо поиска картинок в огромных массивах контента.
Несколько брендов уже пробовали генерировать целые коллекции с помощью ИИ, однако, как отмечает Герц, такие проекты больше служат для создания вау-эффекта и инфоповодов. Сгенерированные изображения пока не полностью соответствуют техническим требованиям одежды, и здесь на помощь приходит дизайнер, который интерпретирует изображения для их дальнейшего воплощения в жизнь.
ИИ активно применяется и в онлайн-торговле. Например, Ozon предложил продавцам функцию загрузки фотографий одежды на цифровые модели через AI-генератор, что помогает экономить ресурсы и снижает потребность в проведении отдельных фотосессий. Герц отмечает, что такие решения уже доступны не только крупным, но и небольшим брендам. Кроме этого, компании начинают создавать короткий видеоконтент с помощью нейросетей, примеры можно найти в аккаунтах Gerts, ZNY.
Кроме того, AI помогает брендам создавать цифровых моделей, которых можно использовать в лукбуках и рекламных кампаниях. «Качество генерации настолько высокое, что порой невозможно отличить живую модель от виртуальной», — добавляет Герц.
Наконец, ИИ используется для прогнозирования трендов и планирования ассортимента. Герц считает, что скоро этот процесс будет полностью автоматизирован, что значительно улучшит точность прогнозов для индустрии моды. «Алгоритмы работы в сфере fashion меняются, и AI становится полноценным помощником для индустрии», — заключает она.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.