Как искусственный интеллект меняет модную индустрию

Фото: Freepik
Фото: Freepik
ИИ кардинально трансформирует различные отрасли, и мода — не исключение. Рассказываем, как искусственный интеллект уже используется в мире fashion

Консалтинговая компания McKinsey спрогнозировала, что использование искусственного интеллекта может добавить от $150 млрд до $275 млрд к операционной прибыли сектора моды в течение следующих 3–5 лет.

Уже сейчас крупные модные бренды по всему миру активно используют ИИ, а технологичная мода обретает свои подиумы — такие как AI Fashion Week.

Победители AI fashion week 2023: модели (слева направо) Paatiff, Matilde Mariano и OPE
Победители AI fashion week 2023: модели (слева направо) Paatiff, Matilde Mariano и OPE (Фото: AIFW)

Как будет развиваться «модный» искусственный интеллект — станет понятно в будущем, но даже сегодня ИИ ускоряет процесс разработки новых коллекций, помогает придумывать новые дизайны, материалы и даже становится персональным стилистом.

Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных гибридных автомобилей класса премиум.

Читать все материалы проекта

Реклама, ООО «Моторинвест»

Создание дизайнов и принтов

Одна из самых популярных ИИ-технологий — это генеративные модели, такие как GANs (Generative Adversarial Networks). Эти нейросети могут обучаться на огромных наборах данных изображений, а затем создавать новые, уникальные принты. Например, GANs могут комбинировать элементы разных стилей, цветов и форм, создавая совершенно оригинальные рисунки, которые сложно придумать вручную. Бренды могут использовать такие принты для создания уникальных коллекций, которые выделяются на фоне традиционных решений.

Компания H&M экспериментировала с ИИ для создания принтов. Сгенерированные ИИ графические материалы печатались на специальной линейке одежды True Blanks от Creator Studio.

Принт на худи сгенерировала нейросеть
Принт на худи сгенерировала нейросеть (Фото: FashionUnited)

Модный дом Balenciaga также использовал ИИ для создания принтов на своих вещах. Например, на сайте бренда можно купить толстовку с принтом, который был создан с помощью алгоритма искусственного интеллекта, обученного на культовых логотипах Balenciaga.

Принт на худи сгенерировала нейросеть — она была обучена на логотипах Balenciaga
Принт на худи сгенерировала нейросеть — она была обучена на логотипах Balenciaga (Фото: FashionUnited)

В этом контексте интересными представляются выводы исследования «Как сложные системы участвуют в создании дизайна одежды: использование искусственного интеллекта», опубликованного в журнале Thinking Skills and Creativity. Доцент и ведущий автор исследования Юн Кен Ли из Колледжа экологии человека Пусанского национального университета хотел выяснить, возможно ли эффективное сотрудничество между людьми и ИИ в целях творческого дизайна. Он пояснил: «В то время, когда ИИ так глубоко укоренился в нашей жизни, это исследование началось с рассмотрения того, что человек может делать лучше, чем ИИ».

Исследование началось с создания новых текстильных дизайнов с использованием двух типов нейросетей: глубоких сверточных генеративно-состязательных сетей (DC-GAN) и циклических GAN. DC-GAN — это модель, которая учится генерировать изображения, основываясь на большом количестве примеров, а циклические GAN позволяют преобразовывать изображения из одного стиля в другой, например, из рисунка в фото. Затем результаты работы этих нейросетей сравнивались с дизайнами, созданными студентами-дизайнерами. Оказалось, что оба типа дизайнов были схожи, однако человеческие работы отличались большей уникальностью и оригинальностью, так как они опирались на индивидуальный опыт.

Фото:Flair AI
Индустрия 4.0 Flair AI: что может нейросеть для маркетологов и дизайнеров

Однако использование ИИ в повторяющихся задачах может повысить эффективность работы дизайнеров и освободить их время для сосредоточения на более сложной творческой работе.

AI-модели

ИИ активно применяется для создания цифровых моделей — вместо привычных живых юношей и девушек. Виртуальные персонажи могут точно так же демонстрировать одежду, участвовать в рекламных кампаниях и представлять бренды в цифровой среде.

ИИ позволяет создавать реалистичные цифровые модели с уникальной внешностью и характеристиками. Алгоритмы машинного обучения анализируют изображения людей и на их основе создают аватары, которые можно полностью контролировать и настраивать. Такие модели могут иметь любой тип внешности, возраст, цвет кожи, рост и даже уникальные черты лица.

Виртуальная модель Shudu — одна из самых известных цифровых моделей, созданная с помощью ИИ. Shudu стала популярной в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и даже участвовала в кампаниях известных брендов, таких как Balmain. Хотя она полностью цифровая, благодаря высокому уровню детализации она выглядит максимально реалистично.

Модель Shudu в платье от бренда The Great Eros
Модель Shudu в платье от бренда The Great Eros (Фото: WWD)

После создания цифровых аватаров ИИ также используется для их анимации. С помощью технологий компьютерного зрения и глубокого обучения модели могут двигаться, менять позы и даже ходить по виртуальному подиуму. Это позволяет модным брендам проводить цифровые показы, где все участники — виртуальные модели, полностью контролируемые с помощью ИИ.

Фото:Shuttersock
Индустрия 4.0 Что такое дипфейки, для чего их используют и чем они опасны

В 2020 году бренд Hanifa организовал цифровой показ, где на виртуальном подиуме одежда демонстрировалась на цифровых моделях. Благодаря технологиям ИИ модели двигались и выглядели как живые, хотя сам показ был полностью виртуальным.

Видео: Rutube

ИИ также может создавать цифровых моделей, которые персонализированы под конкретные бренды или маркетинговые кампании. Эти аватары могут отражать уникальные стилистические особенности бренда и взаимодействовать с аудиторией в социальных сетях. Таким образом, бренды могут создать виртуального представителя, который будет участвовать в промоакциях и рекламных кампаниях.

Виртуальная модель Lil Miquela — еще один созданный с помощью ИИ цифровой персонаж, который стал влиятельным в Instagram. Она «живет» в социальных сетях, рекламирует модные бренды, участвует в фотосессиях и сотрудничает с известными компаниями, такими как Calvin Klein и Prada.

ИИ как персональный стилист

ИИ может помочь и с выбором одежды — проанализировать физические данные пользователя, такие как фигура, рост, цвет кожи и волос, и на основе этих данных рекомендовать одежду, которая лучше всего подходит для его внешности. Это позволяет не только предлагать вещи, которые понравятся пользователю, но и те, которые подчеркнут его природные особенности.

Например, приложение The Yes использовало ИИ для «умного» поиска одежды по всему интернету. Приложение подбирало одежду, которая лучше всего подойдет под запрос пользователя, и делало процесс выбора более удобным. По последним данным, приложение The Yes купила платформа Pinterest, поэтому обновить с его помощью гардероб, к сожалению, не получится.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Не только картинки: как нейросети помогают бизнесу в онлайн-маркетинге

В целом ИИ также может автоматически генерировать готовые образы, подбирая различные предметы гардероба для создания стильного комплекта. Пользователь может выбрать отдельные элементы, такие как платье или брюки, а ИИ предложит варианты верхней одежды, обуви и аксессуаров, чтобы завершить образ. Это упрощает выбор и экономит время.

Некоторые приложения — такие как Pureple — используют ИИ для создания нарядов на основе имеющегося у пользователя гардероба. Алгоритмы анализируют вещи, которые есть у клиента, и предлагают комбинации для различных ситуаций: от повседневных нарядов до официальных мероприятий.

Фото:PiBig
Индустрия 4.0 Как ИИ-приложения оценивают нашу внешность и вызывают комплексы

ИИ в российской модной индустрии: локальные тренды и перспективы

Андрей Якоби, CEO и продюсер креативного агентства Real Profit Group, эксперт «РБК Визионеров», рассказывает, что высокие технологии в российской модной индустрии применяются в двух направлениях. «Первое — это виртуальная мода, которая привлекает наибольшее внимание. Например, коллекции бренда Akhmadullina, — отмечает он. — Мало кто помнит, что один из первых виртуальных показов прошел еще в 2010 году в Москве благодаря творческому дуэту Андрея Мельникова и Ирины Крупской 2 Gun Towers».

Второе направление, по его словам, более прикладное — это использование ИИ в ретейле. Технологии помогают анализировать поведение покупателей, внедряются в чат-боты, виртуальные примерочные и «умные» зеркала, а также в программное обеспечение для управления бизнесом и производством. «Один из лидеров этого направления — Борис Агатов, сооснователь New-Retail.ru, — рассказывает Якоби. — Он уже несколько лет объясняет ретейлерам, как нейросети могут помочь в создании рекламных кампаний и улучшении клиентского сервиса».

Кроме того, Якоби делится опытом своей команды, которая использовала генеративные нейросети для создания кампейна на выставке Collection Première Moscow в 2024 году. В основу легли образы из лукбуков участников выставки, которые затем были преобразованы в уникальные аватары и сет-дизайн.

В лукбуке образ от бренда Eleganzza демонстрирует модель, созданная нейросетью
В лукбуке образ от бренда Eleganzza демонстрирует модель, созданная нейросетью (Фото: Пресс-материалы выставки CPM)

«Опыт показал, что ИИ способен создавать либо фантазийные визуалы, либо реалистичные, но требующие значительной ретуши», — добавляет эксперт.

ИИ активно используется и в других аспектах российской моды — от создания одежды до цифровых инфлюенсеров и персонализированных решений. Даже начинающие дизайнеры осваивают эти технологии. Например, в 2022 году студенты и сотрудники Школы дизайна НИУ ВШЭ представили виртуальный показ «Небесные тела» с цифровыми моделями.

Похожие тренды видит Ксения Герц, дизайнер, евангелист использования нейросетей в модной индустрии: «Многие бренды уже экспериментировали с внедрением AI в свою работу, и интерес к этой технологии набирает обороты. Навык владения ИИ стал чаще появляться даже в требованиях к соискателям на hh.ru».

Фото:Sai De Silva / Unsplash
Зеленая экономика Конец шопинга: что ждет индустрию моды в будущем

По словам Герц, одним из наиболее популярных применений ИИ в fashion является генерация дизайнов. Нейросети могут создавать эскизы одежды на основе текстовых описаний, вдохновляясь трендами, стилями или настроением. Это помогает дизайнерам генерировать базовые идеи и находить неожиданные креативные решения для коллекций.

ИИ также используется для создания узоров и принтов. Он способен автоматически генерировать уникальные рисунки для тканей и подбирать цветовые схемы. Как отмечает Герц, некоторые фриланс-дизайнеры уже применяют подобные технологии для разработки принтов для брендов.

Кроме того, ИИ помогает в создании мудбордов для коллекций. Герц подчеркивает, что это дает возможность получить уникальное изображение, составив четкий запрос по форме, цвету и настроению, вместо поиска картинок в огромных массивах контента.

Фото:Midjourney
Экономика образования Искусство общаться с нейросетями: профессия промпт-инженер

Несколько брендов уже пробовали генерировать целые коллекции с помощью ИИ, однако, как отмечает Герц, такие проекты больше служат для создания вау-эффекта и инфоповодов. Сгенерированные изображения пока не полностью соответствуют техническим требованиям одежды, и здесь на помощь приходит дизайнер, который интерпретирует изображения для их дальнейшего воплощения в жизнь.

ИИ активно применяется и в онлайн-торговле. Например, Ozon предложил продавцам функцию загрузки фотографий одежды на цифровые модели через AI-генератор, что помогает экономить ресурсы и снижает потребность в проведении отдельных фотосессий. Герц отмечает, что такие решения уже доступны не только крупным, но и небольшим брендам. Кроме этого, компании начинают создавать короткий видеоконтент с помощью нейросетей, примеры можно найти в аккаунтах Gerts, ZNY.

Кроме того, AI помогает брендам создавать цифровых моделей, которых можно использовать в лукбуках и рекламных кампаниях. «Качество генерации настолько высокое, что порой невозможно отличить живую модель от виртуальной», — добавляет Герц.

Наконец, ИИ используется для прогнозирования трендов и планирования ассортимента. Герц считает, что скоро этот процесс будет полностью автоматизирован, что значительно улучшит точность прогнозов для индустрии моды. «Алгоритмы работы в сфере fashion меняются, и AI становится полноценным помощником для индустрии», — заключает она.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 31.10.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть