Об эксперте: Никита Шпилевой, DS-консультант международного стартапа в области HR Tech Empath.
Существует мнение, что решения, основанные на работе с большими данными — поле, на котором играют только крупные игроки: лидеры в своем сегменте с качественно оцифрованными процессами, широкой клиентской базой и возможностью активно инвестировать в «цифру».
Но тренды глобального рынка говорят об обратном: IT-решения становятся более доступными и выступают как важное конкурентное преимущество независимо от масштабов бизнеса. По мнению экспертов Gartner, демократизация генеративного ИИ входит в 10 главных IT-трендов 2024 года. Аналитики прогнозируют, что к 2026 году более 80% компаний будут использовать эту технологию — против 5% в начале 2023 года.
Решения на базе ИИ широко распространены и на российском рынке: в 2023 году, например, 45% представителей малого и микробизнеса в России использовали в работе искусственный интеллект. В отдельных сегментах показатель еще выше: среди диджитал-агентств, которые занимаются созданием сайтов, SEO, интернет-рекламой, пиаром и маркетингом, технологию применяют 86%.
Почему IT-решения становятся дешевле
Демократизация «цифры» складывается из нескольких факторов: рынок интеллектуальных решений растет, игроки стремятся предложить потребителям лучшие условия, например, легкую интеграцию по лучшей в сегменте цене.
За кризисный 2020 год стоимость автоматизации бизнеса в России снизилась на 10–15%. Пандемия стала триггером для развития технологий: решений для распределенных команд, онлайн-продаж, доставок. В облаках, где «живет» большинство подобных решений и которыми ранее пользовался преимущественно крупный бизнес, кратно выросла доля малых и средних компаний. Так же, как и крупные игроки, бизнес из МСБ нуждался в виртуальных офисах, приложениях, которые компенсировали спад продаж в офлайне.
В дальнейшем небольшие компании сохранили и нарастили интерес к облачным технологиям: к концу 2020 года доля крупных клиентов «Яндекс Облака» в выручке сервиса составляла 48% — остальные ресурсы компании приносил малый и средний бизнес. В 2022 году баланс сместился: вклад в выручку крупных, средних и малых компаний стал распределяться равномерно, то есть примерно треть выручки на каждый сегмент.
Какие решения подходят малому бизнесу
Чтобы структурировать многообразие IT-решений, можно условно разделить их на три уровня:
- Разработка собственных алгоритмов для работы с большими данными. Эта возможность есть у крупных компаний: здесь нужна сильная команда IT-специалистов, мощная техника или возможность ее аренды, крупный бюджет. X5 Group, например, использует машинное обучение, чтобы анализировать ассортимент, управлять логистикой и предсказывать спрос. А «Авито» обучает нейросети для модерации объявлений.
- Выбор готовых решений, которые остается только интегрировать. Базовые компетенции в разработке все-таки потребуются, но специальные профильные знания нет. На этом уровне малый и средний бизнес уже может чувствовать себя комфортно и выгодно инвестировать. Например, автоматизировать колл-центр в «Яндекс Облаке»: с помощью готовых голосовых роботов и технологий распознавания и синтеза речи, которые остается только подключить к собственной инфраструктуре и настроить с учетом специфики бизнеса.
- Покупка инструментов, которые полностью готовы к работе и не требуют компетенций в IT. Например, сразу после создания аккаунта предприниматель может использовать ChatGPT для маркетинговых задач и генерации контента, подготовки к переговорам, анализа данных.
Современный рынок предлагает малому и среднему бизнесу все больше решений, которые можно отнести ко второму и третьему уровням.
Вот несколько технологий, на которые сегодня стоит обратить внимание.
Решения для хранения и обработки больших данных
Аналитика данных помогает оценить эффективность ключевых процессов, найти сильные места и ошибки стратегии, оптимизировать маркетинг. Крупные компании могут позволить себе оценить десятки критериев. Но небольшому бизнесу необязательно покупать дорогостоящие решения: простые аналитические системы можно использовать для оценки эффективности рекламы и планирования маркетингового бюджета, учета остатков, анализа спроса.
Сегодня к интересам малого и среднего бизнеса адаптированы аналитические решения крупных вендоров: в бесплатной Yandex DataLens, например, можно адаптировать стандартный отчет под единственный магазин или кафе. А для удобного хранения данных разработаны специальные «микроверсии» масштабных систем, вроде сервиса Filin, специальной мобильной CRM для бизнеса с несколькими сотрудниками.
Filin подойдет салонам красоты, небольшим магазинам и кофейням: как и в стандартной CRM, здесь можно собирать карточки клиентов и сохранять историю взаимодействий, вести контроль финансов и контролировать остатки, а также настраивать рекламные рассылки в разных каналах — push, SMS и email.
Научится управлять данными и извлекать из них ценную информацию могут помочь готовые решения. SalesControl, например, предлагает аналитические отчеты для улучшения клиентского сервиса. Компания собирает записи с камер, установленных в прикассовой зоне, и оценивает работу сотрудников по ряду параметров: это могут быть соблюдение требований к форменной одежде, вежливость, навыки допродаж. Отчет помогает найти слабые места и улучшить сервис, развивать систему мотивации и обучать новых сотрудников.
Решения на базе ML и ИИ
Нейросети называют главным трендом 2023 года. Интерес мирового сообщества, от пользователей до крупных корпораций и исследователей, сосредоточен на генеративных моделях. По данным McKinsey, изучению генеративных моделей посвящены 80% современных исследований в области ИИ. А венчурные инвестиции в такие решения с 2018 по 2023 год выросли на 425%.
ChatGPT помогает предпринимателям создавать контент, анализировать содержание таблиц и графиков, готовиться к переговорам и улучшать скрипты продаж. Но популярный в России бот не единственное полезное бизнесу любого масштаба решение компании Open AI. В США, например, работает Copilot — сервис на базе ИИ, который умеет создавать приложения по текстовому описанию.
Область применения ИИ огромна — по мере развития технологий доступ к ним через простые бюджетные сервисы получают все больше компаний.
Технологии ИИ помогают в глобальных вопросах, например, защищают бизнес от мошенников: на базе ИИ работают популярные антифрод-решения Kount и Sift. По сути, это скоринговые модели, которые собирают информацию о транзакциях. Их используют при обмене криптовалюты, чтобы проверить благонадежность клиента и убедиться, что криптокошелек не связан с подозрительными или незаконными операциями.
С другой стороны, нейросети становятся частью небольших процессов, хорошо помогают в планировании и систематизации информации. Сервис Whimsical, например, с помощью ИИ может дополнить или создать с нуля майнд-карту (метод упорядочивания данных в виде схем). Юнислайд сгенерирует опрос или викторину на заданную тему — поможет вовлечь аудиторию через геймификацию. А Crystal поддержит эйчара и упростит найм: ИИ «под капотом» сервиса собирает информацию о человеке со страниц социальных сетей, анализирует его характер и дает рекомендации по общению.
По мере роста бизнеса количество функций, в которых технологии ИИ выступают в роли помощника, расширяется. Vertex AI от Google, например, упрощает подготовку данных и обучение ML-моделей — экономит время дата-сайентистов, аннотаторов и аналитиков. А перейти на использование ML и ИИ помогает AWS от Amazon. В рамках AWS предприниматели могут подключить сотни решений: от оптимизации поиска, которая позволяет сотрудникам и клиентам быстро получать нужные данные, до «умного» прогнозирования бизнес-результатов и улучшения аналитических систем.
Open source
Open source — это программное обеспечение с открытым кодом, которое можно доработать с учетом уникальных потребностей бизнеса, не нарушая авторские права разработчиков.
По прогнозу исследовательской компании MarketsandMarkets, объем глобального рынка open source к 2027 году вырастет в два раза и составит $54,1 млрд. В России решения на базе открытого кода также пользуются популярностью и активно развиваются: в конце 2023 года, например, для разработчиков open source появился специальный грант.
Особую роль в open source играют открытые библиотеки, например, Keras, OpenNLP или OpenCV. Сегодня они доступны не только малому бизнесу, но даже фрилансерам-одиночкам.
OpenCV может помочь реализовать программу компьютерного зрения: создать любое ПО на базе технологии — от подсчета посетителей магазина, распознавания поз или считывания радостных и негативных эмоций на лице человека до поиска в организме злокачественных новообразований.
А OpenNLP может пригодится для анализа текстов. Например, для запуска автоматической проверки на токсичность или сексизм и любой другой необходимой модерации контента.
Пример более универсальных библиотек — Keras, Tensorflow, Pytorch. Даже начинающий аналитик может с их помощью «собрать» решение для точного и полезного бизнесу анализа данных.
Тренды и малый бизнес: как использовать технологии эффективно
- Интеграцию IT-решений важно планировать. Окупить инвестиции помогают точно сформулированные цели и критерии успеха. Покупая аналитический отчет, например, важно продумать, как вы будете использовать его результаты: помогут ли они изменить процессы, подскажут ли конкретные действия.
- Эффективно использовать IT-решения поможет небольшое обучение. Используете ChatGPT? Изучите практику других компаний и сохраните несколько промптов (сценариев диалога), уже опробованных другими пользователями. Внедряете облачное решение? Узнайте у провайдера, предлагает ли он обучающие курсы. Лидеры IT-индустрии во всем мире уверены, что роль технологий в бизнесе будет только расти, и заинтересованы в том, чтобы донести ценность интеллектуальных решений для потенциальных клиентов. Amazon, например, в 2023 году запустила бесплатные бизнес-курсы по генеративному ИИ. На российском рынке в обучение клиентов активно инвестирует «Яндекс».
- Интегрировать интеллектуальные технологии лучше постепенно. Проанализируйте, какие процессы можно автоматизировать — если необходимо, просите поделиться опытом коллег по индустрии или обратитесь к профессиональному консультанту.