Об эксперте: Дмитрий Чирков, операционный директор Doma.ai, платформы по автоматизации процессов управления жилым фондом.
ЖКХ — консервативная индустрия, поэтому решения для автоматизации в ней приживаются не быстро. Тем не менее, уже 80% управляющих организаций используют по крайней мере один цифровой сервис, показывает недавнее исследование. Среди самых популярных инструментов — электронный документооборот, платформы для общения с жителями и платежные решения. В то же время населению нужны сервисы для онлайн-платежей за коммунальные услуги, связи с управляющей компанией (УК) и проведения собраний и онлайн-голосования.
На рынке цифровизации УК я вижу два главных направления:
- больший интерес к цифровым методам в маркетинге и средствам для связи с владельцами недвижимости, включая сбор денег и поддержку клиентов;
- усиление автоматизации внутренних процессов в компаниях.
Это помогает лучше анализировать результаты, контролировать отток ресурсов и точнее прогнозировать доходы и расходы.
Конкретными результатами цифровизации становится повышение скорости работы, экономическая эффективность УК, а также удобство и комфорт жителей. Это отражается не только на отдельных микроэкономических показателях, но и дает буст отрасли и помогает активно расти бизнесу на рынке ЖКХ.
Зачем цифровизуются УК
Важно понимать, что запросы УК сильно отличаются, поэтому они приходят к необходимости внедрений цифровых продуктов с разной мотивацией.
Управляющие организации можно разделить на несколько групп:
- Небольшие УК, ТСН и ТСЖ, под управлением которых находится от одного до 10 домов. По своим процессам они похожи на некоммерческие структуры. Они обычно возникают в ответ на запрос жителей или могут базироваться на энтузиазме одного активного собственника. Эти представители рынка чаще всего прибегают к автоматизации и цифровизации по инициативе владельцев недвижимости, чтобы повысить их комфорт и лояльность. А еще — чтобы эффективно управлять бюджетом и предоставлять собственникам прозрачную финансовую отчетность по каждому дому.
- УК среднего размера, которые обслуживают от 20 до 100 домов. В эту группу могут входить прогрессивные компании, которые активно развиваются и привлекают больше домов. Такие УК сталкиваются с необходимостью оптимизации своих внутренних процессов (оперативное управление, логистика) для повышения нормы прибыли на квадратный метр.
- Крупные УК, управляющие 100 домами и более. Они могут быть как муниципальными, так и частными. Им интересны способы оптимизации для повышения эффективности обслуживания недвижимости на масштабе. А также — цифровые инструменты как часть уникального торгового предложения для жителей домов. Это позволяет удерживать дома в пуле УК и привлекать новые.
Отдельно стоит выделить УК, которые работают в тесной связке с застройщиками. Распространенные запросы в этой категории, как и в случае с крупными УК, связаны с позиционированием, маркетингом и коммуникацией. Чаще всего именно в них применяется широкий ряд цифровых решений: системы умного дома, управления заявками, аналитика, мобильные приложения и другие. Это позволяет выстроить максимально прозрачное взаимодействие с жителями и увеличивает показатель повторных покупок у застройщика.
Трудности разработки
На рынке сегодня есть разные продукты для цифровизации управления домами. Однако универсального решения, которое покрыло бы запросы каждой из вышеперечисленных групп и отдельных организаций, не существует.
Средние и крупные игроки обладают внутренней IT-экспертизой и самостоятельно разрабатывают цифровые решения под требования бизнеса. Застройщики, такие как ПИК, Setl Group и ГК «Самолет», создают продукты для УК, чтобы сделать жизнь в их домах максимально комфортной. В этом случае жители будут склонны выбирать этого же застройщика, когда захотят переехать в квартиру побольше, или при повторной покупке.
На «опыт проживания» в первую очередь влияют вопросы управление домом, эксплуатации, а также бесшовность процессов. Хорошим примером бесшовного опыта может быть упрощение процесса заселения. Застройщик может сделать приложение, чтобы помочь новым жителям легко встретиться для осмотра квартиры, проверить наличие дефектов, подписать необходимые документы и получить ключи.
Также на рынке существует множество индивидуальных разработок от энтузиастов (часто это сами жители). У подобного самостоятельного подхода есть ряд нюансов. Персональная разработка подразумевает вложения на этапе развертывания системы и постоянную финансовую поддержку после запуска. Иногда бывает, что система разрабатывается людьми, чей запал проходит через 3-5 лет. Другой распространенный вариант — когда ПО создается профессиональными командами, но без понимания заказчиком необходимости технической поддержки в будущем. Со временем софт просто перестает работать. Особо опасно это в случае, если ПО привязано к работе гаджетов умного здания вроде видеонаблюдения, шлагбаумов и домофонов.
Кооперация, а не конкуренция
Возможным решением всех проблем, связанных с трудностями интеграции и поддержки ПО, могут стать программы с открытым исходным кодом. Такое ПО можно дорабатывать и менять, не нарушая авторские права. Это альтернатива закрытым или проприетарным программам. Open Source создает активное сообщество разработчиков, которое может быть в том числе международным.
Жилищно-коммунальное хозяйство — консервативная отрасль не только в России: застройщики и УК по всему миру сталкиваются с похожими проблемами. Глобальное комьюнити IT-специалистов может внести свой вклад в цифровизацию этого сегмента.
Впервые идея о развитии Open Source пришла к нам, когда проект Doma.ai только начинался. Мы постоянно сталкивались с небольшими УК и ТСН и с удивлением обнаруживали, что чаще всего люди, которые возглавляют эти организации, работают в сфере ИТ. Это показало нам, что сфера ЖКХ интересна айтишникам, несмотря на ее консервативность.
В тот момент мы активно искали какое-то готовое Open Source-решение, чтобы взять его за основу, но обнаружили, что таких предложений на отечественном и зарубежном рынке нет. После изучения последних исследований бизнес-моделей, проведенных сообществом FourWeekMBA, и анализа рынка, мы уже точно были уверены, что не ошиблись, выбирая Open Source, несмотря на то, что разрабатывать любые решения в таком формате всегда значительно дороже. Во-первых, потому что такая разработка подразумевает повышенные требования к безопасности и тестированию, а поддержка и обслуживание Open Source-решений требует дополнительных ресурсов и экспертизы. Еще один нюанс разработки открытого исходного кода кроется в самом процессе, ведь когда разработчик пишет код, понимая, что его может увидеть весь мир, он старается писать его лучше. Специалист оптимизирует его, делает его легко читаемым, тем самым стараясь в будущем обеспечить возможность поддержания своего кода другими специалистами.
Открытый к кооперации подход мог бы решить проблему с устареванием ПО и избавить УК и застройщиков от необходимости поддерживать узкоспециализированные, негибкие, коробочные решения, или использовать интеграции, которые зачастую просто не стыкуются между собой. В итоге мы создали Open Source-платформу для отрасли ЖКХ.
Изначально мы решили, что основные компоненты платформы будут доступны бесплатно, но для использования дополнительных функций и интеграций клиентам потребуется платить. Открытые компоненты включают в себя саму платформу, функционал которой расширяется через витрину приложений MiniApps, где каждое мини-приложение, по сути, является инструментом для выполнения конкретной задачи для совершенно разных целевых групп УК. Также мы решили оставить открытой и бесплатной возможность интеграций с продуктами сторонних разработчиков, что выполнили посредством открытого API. То есть, например, разработчик может самостоятельно сделать сервис, который будет получать в реальном времени данные от АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии) и предоставлять их пользователю бесплатно на базе нашей Open Source-платформы.
Что касается закрытой сервисной части, доступ к которой мы оставляем платным, она включает в себя мобильные приложения для технических специалистов, жителей, интеграции с партнерскими мини-приложениями, такими как, например, страхование.
Чем поможет Open Source
Именно из-за многообразия и специфичности запросов от наших клиентов с самыми разными задачами и потребностями было принято решение разработать единый и универсальный программный слой, так называемую витрину, которая бы позволила интегрировать в общую систему платформы дополнительные функции, инструменты и сервисные опции, представленные в виде мини-приложений.
Для наглядности механизма и принципа работы системы всю платформу можно представить как большой парк или выставку с отдельными стендами или мини-магазинами. Выставить свой стенд, или, возвращаясь к нашим терминам, мини-приложение, может любой желающий, ведь платформа остается открытой. А застройщик или УК с помощью мини-приложений на базе Open Source-платформы могут собрать готовый набор систем и грамотно их применить, интегрировав между собой. Им не нужно тратить деньги на разработку с нуля. Вместо этого они могут пользоваться готовыми решениями и дорабатывать их под свои требования. Это дает заказчикам больше свободы и уменьшает их зависимость от IT-поставщиков.
В данный момент мы уже наглядно можем проиллюстрировать как наша Open Source платформа позволяет пользователям адаптировать программное обеспечение под свои потребности. Например, УК «База» — одна из компаний, которая пользуется платформой Doma.ai. Open Source позволил ей закрыть персонализированные потребности без масштабной разработки и покупки новой платформы. На основе открытого исходного кода УК затем написала собственные приложения.
На основе готовой Open Source-программы УК создала два мини-приложения. Первое — NPS-бот, который еженедельно собирает у жителей информацию о качестве обслуживания. Вторым стала умная очередь, которая приоритезирует задачи для мастеров. Бот помог улучшить коммуникацию с собственниками и позволил работать с обратной связью. А приоритизация позволила мастерам оперативно реагировать на важные задачи.
Будущее рынка
Open Source может ускорить цифровизацию рынка управления домами и помочь в решении проблем, с которыми сейчас жители часто приходят к управляющим организациям. Открытый исходный код поможет сделать работу УК понятней, прозрачней и эффективней, улучшив отношение к ней жителей.
В 2021 году эксперты прогнозировали, что к 2026-му Open Source будут пользоваться более 90% компаний в России. Это может произойти даже раньше. Открытый исходный код уже распространен на российском рынке. В ситуации ограниченных ресурсов, когда нет возможности воспользоваться международными продуктами, бизнес ищет доступные альтернативы. Open Source становится логичным выходом для разных индустрий, в том числе для ЖКХ. С его помощью можно поменять всю сферу ЖКХ изнутри, создав сообщество, готовое постоянно улучшать технологии.
Однако важно, чтобы в команде УК или девелопера был визионер IT-ландшафта. Он должен понимать, как работают существующие системы и как их можно использовать в интересах компании.