Искусственный интеллект в 2023 году стал революционным рабочим инструментом: он разогнал процессы автоматизации практически во всех бизнес-сферах — от мебелестроения до медицинской практики. Институт Пушкина назвал словом 2023 года в России «нейросеть». А с тех пор как появился GPT 4, мы пытаемся рассчитать, когда нейросеть заменит людей разных профессий — от врача до дизайнера. Люди обращаются к этой технологии и для решения творческих задач, в том числе написания текстов.
Почему авторы боятся ИИ
В конце 2023 года Stanford HAI (Институт человеко-ориентированного ИИ при Стенфорде) опубликовал семь прогнозов о применении ИИ в 2024 году. Один из ключевых тезисов: большие изменения ждут «белых воротничков» и тех, кто занимается творчеством. Авторы обзора считают, что в 2024 году появятся первые ИИ-агенты, которые будут не только помогать, но и выполнять работу вместо людей. «Если мы примем эти изменения, они улучшат нашу работу и позволят нам делать новые вещи, которые мы не могли делать раньше», — говорится в статье.
Такой оптимизм разделяют не все. Причем опасения касаются не только полной замены человека машиной. Даже частичное перекладывание профессиональных задач с человека на робота несет неприятные последствия для первого: искусственный интеллект будет меняться так быстро, что новые профессии, призванные регулировать качество работы ИИ, будут, скорее всего, так же быстро устаревать. В результате, как говорится в докладе McKinsey Global Institute, одни профессии исчезнут, а другие будут постоянно меняться. Работникам придется в режиме нон-стоп осваивать новые навыки и приспосабливаться ко все более способным коллегам-машинам.
Возможности ИИ по созданию контента поднимают и актуальные вопросы законодательства об авторском праве. Встревоженная Гильдия режиссеров США в 2023 году попыталась защитить сценаристов от замены инструментами ИИ в новом трудовом договоре с продюсерами. В соглашении прописано, что сгенерированный нейросетями текст не будет считаться оригинальным материалом, а гильдия может запретить использовать публикации авторов для тренировки ИИ.
О восприятии ИИ как безвольной машины, изначально неспособной к творчеству, говорят не только американские сценаристы. Схожие мысли разделяет исполнительный директор Немецкой ассоциации сценаристов Ян Херхенредер: «Если цель состоит в том, чтобы разработать сценарий для художественного фильма или отдельных эпизодов, создать между персонажами конфликтную или эмоциональную ситуацию, то компьютерная программа с этой задачей не справляется».
Как скоро ИИ может заменить писателей, копирайтеров и сценаристов
Вопрос о том, как скоро нейросети смогут заменить людей творческих и не только профессий, особенно широко обсуждался весь 2023 год. Наиболее популярный ответ звучит примерно так: победит кооперация. Один из последних примеров такого сотрудничества — победа японской писательницы Риэ Кудан в престижном литературном конкурсе имени Акутагавы Рюноскэ. В январе 2024 года автор призналась, что около 5% предложений в ее романе «Токийская башня сочувствия» сочинил ИИ. Кудан считает, что нейросеть помогла ей раскрыть писательский потенциал.
Сергей Карелов, бывший топ-менеджер IBM, SGI, Cray Research, сооснователь Witology, ведущий авторского канала «Малоизвестное интересное»:
«Главное заблуждение вокруг ИИ включает обе крайности: ИИ в творчестве может все, ИИ в истинном творчестве бессилен. Искусственный интеллект лучше человека справляется со всеми задачами, которые связаны с необходимостью перед написанием ознакомиться с большими объемами информации (читателю, незнакомому с антропологией и культурой майя, написать к завтрашнему утру роман о трактовке и восприятии времени у индейцев майя будет крайне сложно). А написать что-то радикально новое и непохожее на то, что когда-либо встречалось в каких-либо текстах человечества, ИИ не может.
Так что полная замена человека искусственным интеллектом пока не просматривается. Будет как и раньше: бухгалтер с калькулятором заменяется на бухгалтера с компьютером и Excel. Но в ближайшие пять лет объем задач творческих профессий, которые будут делаться ИИ, составит от 10% (для сильно творческих специальностей вроде поэта) до 90% (для не очень творческих специальностей вроде аналитика)».
Как с помощью ИИ пишутся книги и сценарии
Генеративные языковые модели уже давно создают художественные произведения. Правда, пока параметры для написания текста задаются человеком. Судя по оценкам на Amazon, такие тексты довольно прохладно принимаются читателями. В ходе экспериментов одни авторы высоко оценивают творческие способности нейросетей, в то время как другие скептически относятся к возможностям ИИ на современном этапе развития.
Некоторые примеры текстов, написанных с помощью ИИ:
-
«День, когда компьютер пишет роман» (2015). Японская исследовательская группа из Университета будущего Хакодате разработала структуру рассказа для искусственного интеллекта. Ученые давали ИИ задания и следили за тем, чтобы алгоритм не отходил от целей повествования. Авторы представили новеллу на писательском конкурсе Hoshi Shinichi Award, где рассказ прошел отборочный тур.
-
«Обеденная депрессия» (2019). Книга полностью создана нейросетью. В качестве автора указана Джулия Джой Раффел — LSTM, нейронная сеть с долгой краткосрочной памятью. ИИ сгенерировал текст, обложку и даже стоимость, по которой ее выставили на Amazon, — $9,21.
-
Aum Golly (2021 и 2023). Это два сборника стихов о человечестве, написанных искусственным интеллектом при помощи человека. Первая книга была опубликована издательством Basam Books весной 2021 года в Финляндии. Ее написала GPT-3 за 24 часа с участием писателя Юкка Аалхо. А сборник Aum Golly 2 был создан всего за 12 часов, иллюстрации к книге сгенерировала нейросеть Midjourney. Вторая книга опубликована в 2023 году.
-
«Внутренняя жизнь ИИ: мемуары ChatGPT» (2022). Исследователь данных Форрест Сяо предложил мемуары ChatGPT, написанные самой программой. В произведении чат-бот делится впечатлениями о том, как он учился общаться с людьми, исследовал цифровой мир и размышлял над фундаментальными вопросами о природе сознания. В аннотации к книге сказано, что это размышление о том, что значит быть человеком в цифровую эпоху, бросающее вызов понятию бинарности между естественным и искусственным интеллектом.
-
«Пытаясь проснуться» (2022). Это российский эксперимент автора Павла Пепперштейна. Из 24 рассказов половина написана человеком, остальные сочинил ИИ.
Павел Пепперштейн, писатель, один из основателей арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика»:
«Совместного написания текстов с ИИ не было. Программисты «кормили» искусственный интеллект моими текстами и как бы науськивали его на то, чтобы он писал в моем стиле. После этого ИИ создал достаточно большое количество рассказов. Было любопытно их прочесть, но мне не показалось, что они написаны в моем духе. Поскольку мы хотели предложить читателю книги отгадывать, какие тексты написал я, а какие — искусственный интеллект, мне пришлось написать свои собственные рассказы, несколько «стилизуясь» под ИИ. Таким образом мы с ним «изображали» друг друга.
Думаю, главное заблуждение людей (и это касается не только искусственного интеллекта), что инструмент всегда остается просто-напросто инструментом. На самом деле это не так. И это не работает даже в отношении более простых инструментов, нежели ИИ. Как говорится, the medium is the message».
ИИ-тексты: правовой аспект
Интеграция больших языковых моделей (LLM) в творчество открывает возможности для реализации автора-человека. В то же время это ставит сложные задачи для авторского права будущего. Возникают вопросы, связанные с присвоением авторства, передачей прав и определением права собственности на произведения, созданные ИИ.
Александра Орехович, кандидат юридических наук, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School:
«Следует рассмотреть вопрос о наличии прав авторства у пользователя (это тот, кто непосредственно дает команды ИИ нарисовать картину, написать сценарий) и разработчика нейросети. Экспертам стоит решить, в какой мере каждое из этих лиц может защищать свои права авторства.
Генеративный ИИ не способен сам по себе, без грамотно заданных команд и серьезной редактуры написать талантливое произведение. Признание в феврале 2023 года студента РГГУ в том, что он написал диплом с использованием ИИ, подтверждает эту гипотезу. Впоследствии студент рассказал, что сам процесс «написания» диплома ИИ шел при его постоянном творческом вмешательстве: нужно было задавать грамотные вопросы, корректировать задачи, а впоследствии сильно редактировать дипломную работу. В итоге Минобрнауки было признано, что диплом написан все же студентом».
Эксперты предполагают, что в ближайшее время изменения законодательства не произойдет — произведения будут принадлежать человеку.
Александра Орехович:
«Согласно действующему законодательству автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Это означает, что на сегодня авторское право признать за машиной невозможно. Кроме того, по мнению ряда экспертов, алгоритмизированные решения, на основе которых построена работа ИИ, вообще нельзя относить к творчеству».
Спартак Хулхачиев, ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, преподаватель Moscow Digital School:
«Сегодня заметных консолидированных правовых актов в мире нет. В качестве ориентира, например, можно взять AI act, который планируют начать применять в ЕС в 2026 году.
При обсуждении регулирования как минимум нужно обращать внимание на два вопроса. Первый — принадлежность исключительных прав на объекты, созданные при помощи ИИ. В практическом смысле эта проблема может решаться на уровне пользовательских и лицензионных соглашений. На уровне же закона есть пример регулирования в Соединенном Королевстве: автором сгенерированного компьютером (computer generated) произведения признается то лицо, что предприняло необходимые для создания произведения меры. Равны ли между собой термины computer generated и AI-generated — отличный повод для дискуссии с позиции правоприменения.
Второй, менее популярный в публичном поле вопрос — это защита прав авторов, на основе произведений которых обучается ИИ. Именно здесь, на наш взгляд, сталкиваются классические интересы авторов и технологическое развитие общества. Универсального закона на случаи защиты автора или машины пока не существует, но есть некоторые предпосылки. Помимо AI act серьезное влияние на индустрию оказывает регулирование такого феномена, как Text and Data Mining. Для «добычи данных и текстов» на уровне регулирования ЕС предусмотрено специальное исключение из общего правила защиты исключительного права авторов. Это исключение в первую очередь сделано для обработки данных, куда может попадать и авторский контент, при помощи искусственного интеллекта».
В заключение Спартак Хулхачиев отметил, что в России сегодня также нет единого закона об искусственном интеллекте. Кому отдать права или кого называть автором ИИ-произведения — прерогатива будущего закона.
Инструменты для написания текстов с помощью ИИ
Не все ИИ-программы учитывают нюансы написания художественных текстов и сценариев. Вместе с тем некоторые платформы уже сейчас хорошо справляются с копирайтингом, пишут посты и рассылки в блогах.
-
Jasper — одна из самых популярных программ для написания сценариев и других больших текстов. У платформы нет ограничений по объему текста. В режиме «Босс» пользователи указывают Jasper, что делать, прямо в редакторе — например, «расширить предыдущий абзац» или «добавить шутки про викторианскую Англию». Тексты можно переводить на 25 языков, создавая мультиязычный контент.
-
Squibler создает тексты со сложными персонажами, живыми сценами и содержательными объектами. Нейросеть также помогает сохранить фокус и направление повествования на протяжении всего процесса написания сценария. Программа по запросу визуализирует главы текста, включает темный режим для комфортной работы ночью и содержит шаблоны для различных жанров.
-
Shortly AI специализируется на создании небольших текстов. Инструмент поддерживается сразу на нескольких языках, что позволяет избежать трудностей перевода и сохранить тон и стиль повествования при создании контента на разных языках. У Shortly AI есть бесплатная пробная версия на три дня.
-
TextCortex подойдет для текстов большого объема. Платформа использует алгоритмы NLG (Natural Language Generation) для написания креативного контента. По заявлению ее создателей, программа «поможет вам написать любой тип контента и сделает за вас 70% работы». Помимо написания историй TextCortex может генерировать описания продуктов, рекламу и посты в социальных сетях. У приложения есть пятидневная бесплатная пробная версия для всех пакетов. Поддерживает 72 языка. Главный минус — процесс написания не интерактивный, нет возможности направлять работу ИИ.
-
«Алиса, давай придумаем»: Yandex интегрировал YandexGPT в своего виртуального помощника «Алису». Все пользователи приложения «Яндекс», «Яндекс Браузера» для мобильных устройств на Windows, «Станций» и «умных» телевизоров с «Алисой» могут опробовать эту функцию. Для ее активации надо произнести фразу «Алиса, давай придумаем» и дать помощнику задание. Нейросеть умеет писать сценарии, в том числе и для мероприятий, составлять деловые письма, готовить план путешествий. При этом разработчики уточняют, что технология находится на стадии тестирования, поэтому виртуальный ассистент может допускать фактические ошибки.
Медианавигатор — это спецпроект РБК о том, как потреблять и создавать контент в эпоху новых медиа. Переходите по ссылке, чтобы разобраться, как проверить достоверность информации, развить критическое мышление и научиться соблюдать цифровую гигиену.