Зачем роботизация промышленным предприятиям и как к ней подготовиться

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, рынок роботизации продолжает расти. Как промышленные предприятия используют роботов и RPA, как подготовиться к их внедрению и почему они все же не смогут заменить людей?

Об эксперте: Михаил Верисов, директор центра технологий роботизации «Некст», одного из крупнейших интеграторов RPA.

Роботы на любой процесс

По данным отчета World Robotics, в 2022 году на предприятиях по всему миру установили более 550 тыс. промышленных роботов — рост на 5% за год. В 2023 году эта цифра вырастет еще на 7%, ожидают эксперты.

В статистике речь идет именно о физических устройствах — они оснащены механическим манипулятором, системой управления и многочисленными датчиками. Им можно поручать самые разные операции на производстве: от сварки, сборки, покраски и упаковки до работы на складе. Такие механизмы, как правило, автоматизируют рутинные, повторяющиеся процессы. Они не допускают ошибок и не устают. А еще они незаменимы в опасных условиях, например в шахтах.

В последние годы в промышленную робототехнику активно внедряется искусственный интеллект. Алгоритмы позволяют роботам, в частности, распознавать и идентифицировать объекты с помощью машинного зрения. Так они могут проверять продукцию на наличие дефектов. А еще ИИ способствует созданию коллаборативных роботов, которые могут работать вместе с операторами-людьми. Они адаптируют свое поведение в зависимости от окружающей среды и действий человека.

Однако это не единственные помощники людей на промышленных предприятиях. Неосязаемые программные роботы упрощают работу человека за компьютером и бизнес-процессы в самых разных отделах: финансы, управление персоналом, обслуживание клиентов, маркетинг. Речь идет о технологии RPA — Robotic Process Automation. C ее помощью можно автоматизировать повторяющиеся операции в IT-системах: ввод данных, обработку платежей и больничных листов, составление отчетов, отправку рассылок клиентам и многие другие.

Программные роботы работают в интерфейсах так же, как люди. Если бизнес-процесс подразумевает копирование данных из одной системы в другую, робот подключится к тем же источникам, зайдет в нужные папки, выберет необходимые документы и перенесет информацию. Для обучения достаточно «показать» ему, что именно делает сотрудник — в какие программы заходит, как передвигает курсор по экрану, на что нажимает.

RPA уже довольно распространена на мировом рынке: в 2022 году объем этой индустрии оценивался в $2,3 млрд. До 2030 года он может расти с впечатляющим среднегодовым темпом в 40%. Производственные компании входят в топ-5 самых активных потребителей технологии. На промышленных предприятиях RPA можно использовать для оптимизации самых разных процессов, от управления запасами до мониторинга движения готовой продукции.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Роботизация бизнеса: что такое RPA и кому она нужна

Меньше затрат, ошибок и рутины

В конечном счете и физические, и программные роботы позволяют сократить количество рутины и оставляют реальным сотрудникам время на креативные, стратегические задачи. При этом роботизация повышает производительность и гарантирует высокую скорость и точность работы. Так, исследование Deloitte показывает, что благодаря RPA можно снизить затраты компании примерно на 60% и увеличить продуктивность на 86%. Все это способствует повышению конкурентоспособности на рынке.

Опыт компаний за рубежом и в России тоже доказывает, что роботизация эффективна. В открытом доступе можно найти десятки кейсов. Например, мексиканскому производителю Grupo Fortec упаковочные роботы позволили увеличить производительность на 30% и сэкономить 20% от общих эксплуатационных затрат. А нефтехимическая компания SOCAR Turkey c 2019 года автоматизировала 58 процессов с помощью RPA. Это помогло высвободить 30 тыс. часов работы персонала и уменьшить количество ошибок. В частности, автоматически обрабатывается 90% всех инвойсов.

Из российских кейсов можно выделить опыт Магнитогорского металлургического комбината: больше 250 программных роботов освободили сотрудников от рутины в логистике, финансах, закупках и других подразделениях. Эффект, полученный от RPA только за 2023 год, составил 228 млн руб.

Подготовка как залог успеха

Чтобы достичь таких результатов, важно хорошо подготовиться к внедрению роботизированных решений. Первым делом нужно выявить процессы, подходящие для роботизации. Заказчику необходимо понять, какие направления и бизнес-процессы нуждаются в роботизации и какие преимущества она потенциально может принести, оценить эффекты.

В сфере RPA часто бывает, что компания выбирает простой на первый взгляд процесс для пилотного проекта и самостоятельно пытается его роботизировать. Из-за отсутствия опыта и понимания всех технических нюансов она тратит на это большое количество времени. Потом при подсчете эффекта только на основе высвободившегося рабочего времени сотрудников (FTE) видит результат и разочаровывается. А все только потому, что был выбран неподходящий процесс. На деле нужно учитывать в том числе косвенные эффекты. Это, например, сокращение затрат на исправление ошибок из-за человеческого фактора. При расчете нужно использовать специальную методику.

Особенности развития

Дальше нужно определиться, каким образом заниматься непосредственно разработкой RPA. Базовых варианта два — строить свой внутренний центр компетенций по RPA либо воспользоваться услугами опытного интегратора. Выбор зависит от различных факторов в конкретной организации, универсального варианта нет. Встречаются и смешанные варианты, когда есть свой ЦК, но он занимается в основном поддержкой и развитием RPA внутри организации, а работы делает подрядчик. Бывают варианты, когда ЦК занимается развитием и технической поддержкой роботов, а разрабатывает подрядчик и т.п.

Создание и развитие полнофункционального ЦК по RPA внутри организации — довольно трудоемкая задача, поскольку RPA — это не классическая автоматизация и обладает рядом особенностей. Например, ЦК может находиться не в IT-подразделении внутри компании, а быть в одном из бизнес-подразделений.

Есть проблема и с набором персонала, особенно разработчиков. Поскольку готовых специалистов в RPA не так много, курсы и различные обучения еще только развиваются, набрать в штат 10–20 разработчиков будет проблемой.

Важно отметить две вещи: во-первых, многие подрядчики предлагают готовые программы обучения. Например, у Primo RPA есть онлайн-курсы для разработчиков и аналитиков. В «Некст» существует внутренняя академия, которая базируется на различных онлайн-курсах, нашей внутренней программе стажировки и наставничестве. Во-вторых, в случае с RPA происходит автоматизация уже готового процесса, в готовых интерфейсах информационных систем, поэтому можно обойтись и без глубокого погружения в особенности программирования.

Фото:Alesia Kazantceva / Unsplash
Экономика образования Светлое роботизированное будущее: как работники относятся к технологиям

Роботы вместе с людьми

Роботизированные системы используются для выполнения рутинных, монотонных, тяжелых и опасных операций. Они повышают производительность и безопасность труда, снижают затраты и исключают ошибки из-за человеческого фактора. Самым главным риском становится сопротивление сотрудников. Они часто боятся, что их лишат рабочих мест. Такие опасения возникали у людей на каждом этапе развития технологий: и когда появились станки, и когда разработали первые персональные компьютеры.

Этот вопрос стоит поднять еще на этапе обучения, объяснив, что и физические роботы, и программные — это помощники людей, а не их замена. Бизнес-процессы придумывают, настраивают и реализовывают люди. Роботы меняют содержание профессий, а не исключают реальных сотрудников из цепочки. Они оставляют им возможность сосредоточиться на более значимых областях. Особенно это важно с учетом того, что предприятия постоянно растут, а вместе с ними — и количество задач.

Классический пример: раньше экономисты в основном занимались регулярным переносом данных из одной Excel-таблицы в другую. Сейчас это может делать программный робот, а экономист сосредоточится на анализе и поиске способов оптимизации для бизнеса.

Будущее роботизации

В ближайшие годы роботизация будет развиваться и горизонтально, и вертикально. С одной стороны, она будет охватывать новые предприятия и индустрии вроде здравоохранения и фармацевтики. Если говорить про распространение RPA в мире, то промышленность все еще сильно уступает финансовой сфере с точки зрения распространения технологии, так что ей есть куда расти.

С другой стороны, будут меняться сами технологии. Благодаря ИИ можно будет автоматизировать все более сложные процессы. Физические роботы с ИИ будут активнее использоваться, например, для мониторинга состояния оборудования, прогнозирования сбоев и проактивного технического обслуживания. А программные роботы RPA с ИИ пригодятся для управления запасами и смогут не только прогнозировать потребности предприятий, но и осуществлять закупки самостоятельно.

Наконец, продолжат развиваться технологии Task Mining и Process Mining. В этом случае алгоритмы самостоятельно отслеживают действия сотрудников за монитором и собирают данные по тому, как они взаимодействуют с разными приложениями. Эти данные затем используются для визуализации бизнес-процессов, поиска узких мест и потенциальных областей для оптимизации с помощью RPA.

С развитием всех этих технологий, думаю, будут появляться в том числе полностью роботизированные подразделения, где сотрудниками изначально будут программные роботы RPA.

Обновлено 11.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть