Кажется, что религия поставила себе на службу современные технологии. Так, в 2017 году в немецком городе Виттенберг появился робот, который благословляет зашедших в церковь прихожан, а в 2022 году в России в университете ИТМО представили робота-церковницу, умеющую непрерывно ставить свечки за здравие и за упокой, чтобы посетитель храма, освобожденный от физического ритуала, «мог глубже настроиться на прямое общение с божественной сущностью». При этом недавно опубликованное американское исследование показывает, что повсеместная автоматизация скорее не друг, а враг религии: она может ослабить веру людей в высшие силы.
Тренд на снижение религиозности
В 2021 году известный американский социолог Рональд Инглхарт опубликовал статью под названием «Отказ от Бога: глобальный упадок религии» (Giving Up on God: The Global Decline of Religion), в которой исследователь соглашается с тем, что в период с 1981 по 2007 год в 33 из 49 исследуемых странах жители стали более религиозными. При этом проведенные с 2007 по 2020 год замеры выявили обратную тенденцию — в 43 из 49 стран отмечается снижение религиозности.
В некоторых государствах снижение происходит очень стремительно. Например, в США, согласно данным центра Gallup, в 1999 году 70% населения идентифицировали себя прихожанами той или иной церкви, а в 2020 году их число упало до 47%.
Временное ослабление позиций религии наблюдалось даже в весьма консервативных во взглядах странах — в арабском мире. Об этом свидетельствуют данные «Арабского барометра» за 2018-2019 годы. По ним видно, что с 2013 года число тех, кто не причисляет себя в какой-либо религии, выросло с 8% до 13%. Хотя в последующие годы, возможно из-за пандемии, тренд прервался.
Традиционные объяснения секуляризации
Почему происходит масштабное снижение числа верующих? Как пишет Инглхарт, в основе тренда лежат два фактора. Первый фактор — переход от норм рождаемости к нормам индивидуального выбора.
Абсолютное большинство традиционных религий с самого начала своего существования продвигали идею высокого уровня рождаемости, что включало в себя невозможность абортов, разводов, гомосексуальных связей. Контроль деторождения со стороны церкви был объясним: если бы в условиях высокой детской смертности семьи были бы маленькими, то человечество находилось бы под реальной угрозой вымирания. Но благодаря прорывам в медицине и улучшению питания детская смертность радикально снизилась. Соответственно, продвигаемые религией нормы стали менее актуальными. По этой причине религиозность стала снижаться.
Второй фактор — это усиление личной безопасности. По мнению Инглхарта, в доиндустриальную эпоху, когда войны, грабежи и нападения случались регулярно, религия выполняла функцию поддержания общественного порядка и сплоченности. Сейчас уровень безопасности гораздо выше. Об этом свидетельствует, например, статистика погибших от вооруженных конфликтов с 1945 года по наши дни. Так как жизнь стала предсказуемее и спокойнее, запрос на религию уменьшается.
Летом 2023 года ученые из Университета Вирджинии в статье «Распространение автоматизации объясняет упадок религии» (Exposure to automation explains religious declines), опубликованной в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), предложили свое собственное объяснение тренда на секуляризацию. С их точки зрения, вера в высшие силы сдает позиции в тех обществах, где быстрыми темпами идет разработка и внедрение роботов, а также там, где люди используют искусственный интеллект (ИИ).
Новые данные о взаимосвязи автоматизации и веры в бога
Немецкий социолог Макс Вебер полагал, что вместе с технологиями и распространением научного знания произойдет «расколдовывание» человечества, то есть отход от магических представлений. Авторы нового исследования со ссылкой на работы коллег пишут, что развитие технологий, как показала Индустриальная революция, действительно снижает приверженность человека религиозным обрядам, но на саму веру в высшие силы не очень влияет.
Но процесс автоматизации (появление ИИ и роботизации), который некоторые эксперты считают новой технологической революцией, способен повлиять не только на обрядовую сторону религии, но и на саму веру в сверхъестественные силы. Об этом начали говорить еще как минимум в 2017 году: в материале журнала The Atlantic американский писатель Джонатан Мерритт назвал ИИ одной из главных угроз христианству. Он считает, что по уровню опасности для религии ИИ можно поставить в один ряд с открытием гелиоцентрической системы миры Коперником (церковь проповедовала, что Земля — центр мира) и с теорией Чарльза Дарвина (ставится под сомнение божественное происхождение человека). Благодаря новому исследованию этот прогноз стал приобретать научную почву.
Чтобы доказать свою гипотезу, ученые провели серию исследований. В первом из них научный коллектив проследил взаимосвязь между уровнем религиозности и уровнем роботизации. Они опирались на данные Международной федерации по роботизации (IFR). Получилось, что открытость общества к использованию и производству робототехники негативно коррелирует с религиозностью, то есть чем глубже роботизация, тем менее верующее общество. Для чистоты эксперимента ученые попытались проследить взаимосвязь между религиозностью и распространением сотовой связи и электричества — тоже продуктами научно-технического прогресса, — но никакого влияния обнаружено не было.
Второе исследование — это продолжение первого, только с фокусом исключительно на США. Ученые выявили зависимость: рост роботизации был связан со снижением уровня религиозности в мегаполисах США.
В третьем исследовании ученые, опираясь на опросы, проходившие с 2009 по 2020 год, проанализировали взаимосвязь религиозности человека и его профессии. Обнаружилось, что люди, которые во время работы используют ИИ (например, программисты), с большей вероятностью не будут верить в бога, чем представители других профессий.
Предпоследнее исследование проходило на предприятии, где сотрудники часто взаимодействуют с технологиями ИИ. Данные подтвердили то, что было видно в предыдущем исследовании: служащие, непосредственно работающие с ИИ, с большей вероятностью будут менее религиозными, нежели их коллеги, не работающие с новой технологией.
Финальное исследование — это проведенный командой ученых эксперимент, где участникам предлагалось прочесть несколько статей о достижениях в традиционных науках (медицина, сельское хозяйство) и в сфере ИИ. Потом их просили оценить, насколько каждое достижение в сфере автоматизации/науки их впечатлило, является ли оно технологически продвинутым и связано ли с законами природы. Ученые пришли к выводу, что достижения в сфере ИИ и традиционных науках одинаково сильно впечатляли участников эксперимента, но прорывы в ИИ признавались более оторванными от законов природы, то есть прогресс в этой сфере рассматривался как нечто, плохо объяснимое человеческим умом.
Таким образом, ученые приходят к мысли, что механизм, объясняющий взаимосвязь автоматизации и веры в бога, работает следующим образом: изобретенные нашей цивилизацией современные технологии (ИИ и роботы) ставят человека на один уровень с когда-то недосягаемыми высшими силами.
Критика исследования
Ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта ВШЭ в Санкт-Петербурге Эдуард Понарин объяснил «РБК Трендам», что публикация в журнале PNAS означает, что представленная статья «высокого уровня, прошедшая трудный процесс придирчивого рецензирования». Вместе с тем, по поводу валидности ее результатов у эксперта имеются «серьезные сомнения». Так, Эдуард Понарин обратил внимание, что временной лаг между изменениями материальных условий и сдвигом в ценностных установках, в том числе религиозности, занимает длительное время — до 50 лет, как показывает работа Эдуарда Понарина и Рональда Инглхарта.
«Это сложный и, как правило, медленный процесс (изменения ценностей — «РБК Тренды»), поскольку ценностные установки и религиозность усваиваются в молодом возрасте. Поэтому они отражают не нынешнее состояние технологического прогресса, а то, что было раньше. У наиболее продвинутой в плане модернизации части населения установки меняются раньше, чем у других, но поскольку они сначала составляют небольшое меньшинство, социальная конформность сдерживает распространение новых установок за пределами этой группы. И только когда в результате медленных изменений число носителей новых установок достигает критической массы, конформность начинает работать в противоположном направлении и теперь не сдерживает, а ускоряет процесс изменений», — рассказал Эдуард Понарин.
По словам эксперта, из-за того, что проведенные американскими учеными исследования сделаны в конкретной временной точке, а не в динамике, можно найти разные альтернативные объяснения наблюдаемым корреляциям между автоматизацией и религиозностью. Например, в сфере программирования работают люди с новыми установками, которые возникли еще до появления ИИ; равно как и в странах с высоким уровнем автоматизации новые установки возникли еще до появления ИИ и т.д.
Автоматизации и сектантство
Если одни ученые считают, что автоматизация снижает приверженность вере в высшие силы, а другие — что наличие причинно-следственных связей пока не выявлено, то существует и третье мнение: некоторые полагают, что ИИ станет новой религией.
Так, Нейл Макартур из Университета Манитобы (США), размышляя о влиянии ИИ на религию, пишет, что эта современная технология обладает свойствами, которые обычно приписывают сверхъестественным существам: он бессмертен, способен на великие открытия, его интеллект выше любого человеческого. По этой причине ИИ может так поражать людей своей силой, что те начинают сравнивать ее с божественной, в том числе преклоняться перед ней. Таким образом, для кого-то ИИ может стать новой религией. Такая реакция на изобретения не нова: еще в прошлом столетии писатель-фантаст Артур Кларк вывел закон — любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
«Мы знаем явление карго-культа, возникшее после случайной посадки на остров в Тихом океане самолета с разным добром. Впоследствии туземцы строили модели самолетов из подручных материалов в надежде, что к ним вновь прилетят самолеты и их вновь задарят подарками. Этот пример указывает на то, что ИИ сможет заменить Бога тогда, когда люди будут слабо понимать, как он устроен. Это вполне возможно, учитывая, что немалая доля населения в таких странах, как США и Россия, считает, что Солнце вертится вокруг Земли», — резюмирует Эдуард Понарин.