Датчики падений, автонапоминания: «умный дом» для старшего поколения

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Современные технологии «умного дома» предлагают старшему поколению не только функции безопасности, но и помощь в повседневных делах, а также удаленную диагностику

Население мира постепенно стареет. По прогнозам департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, число людей в возрасте 65 лет и старше удвоится и к 2050 году достигнет 1,5 млрд человек. При этом, согласно опросу американской некоммерческой группы AARP, почти 75% людей в возрасте от 50 лет хотят встретить старость в своих домах. Современные технологии потенциально могут решить проблему наблюдения и ухода за старшими возрастными группами. «РБК Тренды» разобрались, как устроен «умный дом» для людей старшего возраста, в чем его плюсы, а также как исследователи работают со страхами, связанными с новыми технологиями.

Фото:Xiaomi, «Яндекс»
Индустрия 4.0 Что такое «умный» дом, из чего он состоит и зачем нужен

Преимущества «умного дома» для людей старшего возраста

«Умный дом» — это автоматизированная система управления всеми приборами в доме, которая способна принимать некоторые решения без участия человека. Например, при срабатывании датчика дыма такая система может направить вызов в экстренные службы. Отличие «умного дома» для людей старшего возраста заключается в том, что он предлагает дополнительные опции.

Вот некоторые их примеры.

Удаленный мониторинг

Устройства «умного дома» позволяют как медицинским службам, так и родственникам удаленно следить за показателями здоровья пациентов старшего возраста. Эти опции доступны, например, в «умных» часах Apple Watch. Они не только передают медицинские данные в специальное приложение, но и могут самостоятельно вызвать экстренные службы. Так, Apple Watch фиксируют пульс, давление, сердечный ритм и могут отображать данные электрокардиограммы. Кроме того, компании предлагают решения, которые включают в себя различные датчики, расположенные по дому. Например, Amazon сотрудничает с Vayyar и Assistive Technology Service, чтобы включить такие функции в рамках подписки Alexa Together. Подписка предлагает службу экстренного реагирования, ленту активности, которая может предупредить членов семьи, если родственник не использовал Alexa в установленное время, а также функции удаленной помощи, которые позволяют устанавливать напоминания или изменять настройки. Vayyar Care использует настенные датчики для обнаружения падений, а SkyAngelCare предлагает специальную подвеску, которую пользователи могут носить на шее. Когда эти датчики фиксируют нетипичное поведение или падение, Alexa может позвонить в службу экстренного реагирования и членам семьи.

Адаптивная система безопасности

Такая система включает в себя не только «умные» звонки и замки, но и настенные тревожные кнопки, которые позволяют вызвать экстренные службы. Можно также настроить визуальную проверку сигналов тревоги, чтобы центр мониторинга просматривал кадры с камер в доме. Например, компания ADT предлагает все вышеперечисленные опции, а также функцию оповещения медперсонала, если в доме зафиксировано происшествие. Компании выпускают и отдельные устройства, которые можно встроить в систему «умный дом». Так, смарт-замок от Wyze Lock можно открывать и запирать удаленно со смартфона, а также он отправляет уведомления на смартфоны родственников, если дверь пытались взломать или оставили ее открытой.

Приложение Wyze Lock
Приложение Wyze Lock (Фото: wyze.com)

Система обнаружения падений

Подобные системы поставляются отдельно, они могут включать в себя и другие полезные функции. Так, компания Aqara выпускает интеллектуальные сверхчувствительные датчики FP2, которые могут контролировать до 30 отдельных зон в комнате площадью 40 кв. м и отслеживать в них до пяти человек. У устройства есть функция обнаружения падений, которая посылает мобильные уведомления подключенным устройствам. Датчик совместим с Apple Home, Amazon Alexa, Google Home и Home Assistant. Он также может регулировать освещение, когда человек перемещается по дому. Датчик реагирует в том числе на дыхание, поэтому он не будет отключать свет в помещении, даже если человек долгое время остается неподвижным.

Датчик FP2
Датчик FP2 (Фото: zdnet.com)

Облегченное управление устройствами

У некоторых пользователей старшего возраста появляются проблемы со зрением или может возникать тремор, что осложняет чтение и письмо. Решить эту проблему позволяют функции управления «умным домом». Настроить управление различными приборами можно через специальный хаб или «умную» станцию. Например, компания «Яндекс» предлагает хабы с поддержкой протокола Zigbee, который делает их совместимыми с устройствами разных производителей. К ним можно подключать «умные» датчики, розетки и другие устройства, а также настраивать автоматизированные сценарии, чтобы устройства работали без голосовой команды. Если подключить к «Яндекс Хабу» обычную колонку с «Алисой», то можно активировать голосовое управление.

«Яндекс Хаб» с подключаемыми датчиками
«Яндекс Хаб» с подключаемыми датчиками (Фото: yandex.ru)

Тем же, кто имеет проблемы со слухом, можно настроить беспроводное подключение «умных» устройств (смарт-ТВ или дверного звонка) к слуховому аппарату или к другому типу слуховых устройств.

Полезные напоминания

Некоторые люди старшего возраста сталкиваются с когнитивными нарушениями. Компенсировать связанные с этим неудобства помогают специальные проактивные функции «умного дома» — те, которые срабатывают сами по себе в нужное время.

Например, виртуального помощника можно настроить так, чтобы он ежедневно выдавал порцию полезных напоминаний: о дате или времени, о необходимости принять лекарство и т.д. Например, в Google Assistant работает функция Family Broadcast, которая позволяет отправлять напоминания своим близким. Чтобы обезопасить себя на случай, если помощник по каким-то причинам не выдаст напоминание, можно встроить в систему «умного дома» специальные устройства, которые будут управлять, например, приемом таблеток. Так, «умный» дозатор от компании Hero хранит и выдает лекарства, а также отображает напоминания о приеме и отправляет родным или опекунам уведомления.

Как работает Hero
(Видео: YouTube)

Борьба с социальной изоляцией

Элементы «умного дома», в том числе голосовые помощники, уже научились поддерживать диалоги. Кроме того, компании выпускают отдельные устройства «умного дома», которые могут выступать в роли виртуальных друзей. Так, Intuition Robotics предлагает робота ElliQ, который сам начинает беседу. ElliQ может рассказать шутку, включить песню или предложить хозяину прогуляться. Кроме того, его можно использовать, чтобы отправлять фотографии близким через специальное приложение на главном экране. А с помощью «умной» колонки Amazon Echo Show 8 можно настраивать видеочаты с близкими. При этом участники чатов могут общаться с владельцем колонки через любое устройство с приложением Alexa. Поскольку у людей с нарушениями речи могут возникнуть проблемы с использованием Alexa, Amazon работает над системой искусственного интеллекта NLU, которая позволит усовершенствовать голосового помощника для обработки естественного языка.

Как работает ElliQ
(Видео: YouTube)

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Значок против одиночества и VR-терапия: как технологии помогают пожилым

Недостатки «умного дома»

Несмотря на целый ряд полезных опций, «умные дома» несут и определенные риски для людей старшего возраста. Они включают в себя:

  • сложности в использовании устройств и потребность в технической поддержке, так как людям старшего возраста иногда сложно разобраться с интерфейсом;
  • угрозы конфиденциальности при передаче личных данных, в том числе медицинских, поскольку устройства подключаются через интернет и подвержены взлому;
  • трудности с подключением в отдаленных или сельских районах.

Федеральная торговая комиссия США выпустила специальные рекомендации, которые позволят решить проблемы конфиденциальности данных при настройке систем «умного дома». Среди них — смена пароля и сетевого имени, установленных по умолчанию, двухфакторная аутентификация, а также удаление неиспользуемых приложений со смарт-устройств, которые могут собирать информацию.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Как сохранить бесперебойную работу «умного» дома

Проблема психологического комфорта и как ее решить

Помимо технических нюансов установки системы «умный дом» существуют еще и психологические. Многие люди старшего поколения испытывают страх перед новыми технологиями. Исследование с участием 87 человек в возрасте от 62 до 90 лет показало, что лишь малая часть из них пользуются устройствами «умного дома», хотя в целом наслышаны о технологии. Основным препятствием респонденты назвали страх лишиться приватности. Больше всего опасений у них вызывали видеодатчики, обладающие возможностью передавать избыточную информацию, которая раскроет больше деталей об их жизни и быте. Так, респонденты отмечали, что датчик падений не должен фиксировать подобные факты на видео. При этом в целом они были готовы к использованию таких устройств, если бы им оказывали помощь в их выборе и настройке.

Еще одно исследование с участием людей в возрасте 65 лет и старше также подтвердило, что проблема конфиденциальности может стать для них барьером при внедрении технологии «умного дома», но польза от таких устройств перевешивает эти опасения. Его авторы отмечают, что решить проблему восприятия поможет ненавязчивый дизайн системы «умный дом». Кроме того, они рекомендовали разработчикам таких систем внедрять персонализированные алгоритмы для передачи информации, чтобы снизить озабоченность пользователей по поводу конфиденциальности.

Авторы другого исследования пришли к выводу, что нынешнее планирование и разработка «умных домов» ограничены областью технологий и не используют имеющиеся медицинские знания. Так, современные тревожные кнопки предлагают только вызов экстренных служб. Однако сам факт их использования не помогает снизить уровень тревоги, который возникает у человека в непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, пока не существует датчиков, которые могли бы передавать более детализированные данные о физической активности пользователей (движениях, использовании бытовых приборов), чтобы эти сведения могли использовать медработники для анализа состояния человека.

Кроме того, исследователи обратили внимание на отсутствие клиентоориентированного подхода у разработчиков, которые воспринимают людей старшего возраста как пассивных потребителей. По мнению исследователей, компании при разработке новых устройств должны работать с фокус-группами из представителей старшего поколения, а также с медработниками, чтобы лучше понимать потребности и учитывать пожелания своих клиентов.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Дом, «умный» дом: кто и как управляет автоматизированными системами

Тем не менее исследования показывают, что те люди старшего возраста, которые все же начинают использовать технологии «умного дома», остаются ими довольны. В одном эксперименте группу испытуемых поделили на две части, и одной из них установили такие системы. Через год в группе провели опрос об отношении к технологии. Та часть респондентов, которая уже получила опыт использования «умного дома», высказала более позитивное мнение, отметив удобство системы и повышение комфорта своей жизни. Беспокойство по поводу конфиденциальности в этой группе также было ниже. Большинство участников отмечали, что они забыли о присутствии датчиков через некоторое время и не чувствовали дискомфорта из-за их наличия в доме. Исследователи также сделали вывод, что людям старшего возраста важно знакомиться с технологиями «умного дома» поэтапно и самим выбирать, какие именно опции им нужны. Например, многие опрошенные заявили, что хотели бы делиться своими данными с медработниками, но не хотели бы, чтобы их получали родственники. Кроме того, они хотели бы иметь возможность приостанавливать работу или отключать те или иные датчики, чтобы быть уверенными в своей приватности. Таким образом, по мнению исследователей, компаниям нужно привлекать людей старшего возраста к разработке своих решений, а поставщикам услуг — устанавливать с ними доверительные отношения, чтобы снизить страхи, связанные с конфиденциальностью.

Обновлено 12.09.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть