Ресторанный гид и платежи: как китайские ИТ-гиганты выстроили экосистемы

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Китайские ИТ-гиганты Baidu, Alibaba и Tencent создали успешные экосистемы, которые позволяют им зарабатывать в разных направлениях. РБК Тренды разобрались, какие сервисы они предлагают пользователям и компаниям

Экосистема Tencent

В 2011 году китайская телеком-компания Tencent выпустила мессенджер WeChat с опцией отправки фотографий и коротких аудиозаписей. WeChat изначально создавался специально для смартфонов. Уже спустя два года на платформе появились аудио- и видеозвонки, а также конференц-связь. У конкурента — WhatsApp — эти опции были добавлены только в 2016 году. В 2017 году разработчики предложили модель «приложение в приложении», что позволило СМИ и рекламодателям использовать платформу для своих нужд.

В WeChat появились «официальные аккаунты», отличающиеся функционалом полноценных приложений, например, возможностью покупок и оплаты брони. В итоге многие компании просто перестали создавать собственные сервисы и начали организовывать встроенные приложения в WeChat. При этом «мини-программы» можно даже не загружать на смартфон, а WeChat показывает сервисы «поблизости».

Функция «сервисы поблизости» в WeChat
Функция «сервисы поблизости» в WeChat (Фото: businessinsider.com)

Опцию оплаты в WeChat компания реализовала благодаря платежной системе WePay. Это позволяет компаниям создавать внутри сервиса полноценные интернет-магазины. Также компания может сгенерировать QR-код для своей визитной карточки, который затем могут отсканировать другие, чтобы добавить ее в свой список друзей. Продавец может прикреплять к своим продуктам QR-коды, которые покупатели будут сканировать для оплаты товара внутри экосистемы. Причем, это может быть даже простая наклейка на физическом товаре в магазине

В настоящее время экосистема WeChat включает целый ряд продуктов. Она предлагает пользователям обмен мгновенными сообщениями, социальные сети, развлечения, платежи, покупки, сторонние услуги, госуслуги и функции интеллектуального дома.

Экосистема WeChat
Экосистема WeChat (Фото: www.thevalueengineers.nl)

Помимо встроенных приложений в WeChat есть и нативные продукты. Например, Wechat Work или WeCom — это целая экосистема инструментов для компании. Она включает чаты, видеоконференции, лайф-стриминг, календарь, workspace, WeDoc, WeDisk, контроль посещаемости, отчеты, совещания, удаленную техподдержку и так далее.

Так, в WeDoc можно создавать.doc-файлы или таблицы, совместно редактировать их, скидывать ссылку на выбранный участок документа. В календаре можно создавать To-Do списки и синхронизировать его со встроенным календарем на смартфоне. WeDrive — облачное хранилище файлов по типу Google Диска. Бесплатно для организации доступно 100 ГБ хранилища. Также WeCom включает встроенный почтовый клиент, а компания дарит домен на год, если указать новый домен, а не использовать существующий.

Видеовстречи и календарь событий в WeCom
Видеовстречи и календарь событий в WeCom (Фото: baixarapk.gratis)

Наконец, для WeCom можно настроить платежный аккаунт, привязав его к счету в банке, чтобы переводить деньги как сотрудникам компании, так и пользователям обычного WeChat.

Экосистема мини-программ WeChat, похожая на магазин приложений, привлекла более 450 миллионов ежедневных активных пользователей в 2021 году, что на 12,5% больше, чем в 2020-м. При этом пользователи тратят на такие приложения на 32% больше времени каждый день по сравнению с 2020 годом.

Экосистема Alibaba

С момента своего основания в 1999 году Alibaba превратилась в крупнейшую компанию розничной торговли в мире с точки зрения валовой стоимости товаров. Экосистема группы также состоит из сегмента оптового бизнеса, международных платформ электронной коммерции за пределами Китая (например, Lazada в Юго-Восточной Азии, Daraz в Южной Азии, и Trendyol в Турции) и внутри страны (T-Mall, Taobao), бизнеса облачных вычислений, цифровых медиа, развлечений и других. Alibaba интегрирует свои собственные компании в маркетплейсы. Например, Alibaba Health продает медицинские товары через T-Mall. Прямые фармацевтические продажи на T-Mall приносят 87% выручки компании. Важнейшим этапом в развитии экосистемы Alibaba оказалось создание платежной системы Alipay, которая теперь позволяет оплачивать не только покупки на площадках группы, но и коммунальные платежи, счета за интернет и так далее.

Структура экосистемы Alibaba
Структура экосистемы Alibaba (Фото: www.investorinsights.asia)

Alimama — это платформа монетизации Alibaba Group, которая предлагает маркетинговые инструменты продавцам и брендам на всех площадках экосистемы Alibaba, а также медиауслуги на собственных и сторонних ресурсах. Продавцы могут выбирать из различных вариантов маркетинга, таких как рейтинг поиска по ключевым словам, маркетинг в социальных сетях, ориентированный на определенные группы потребителей, или индивидуальные кампании.

Фото:Getty Images
Индустрия 4.0 Xiaomi, Huawei, Oppo и Vivo: как китайские бренды строят свои экосистемы

Коммерческий сегмент Alibaba также включает в себя множество платформ и сервисов. Вот основные из них:

  • Ele.me — платформа доставки, которую Alibaba приобрела у Baidu в 2018 году. Она позволяет потребителям заказывать еду и напитки, бакалею, товары народного потребления, цветы и фармацевтические товары. Это вторая по величине платформа доставки еды в Китае, уступающая доминирующему игроку Meituan.
  • Koubei — платформа для гидов по ресторанам и местным услугам, основанная Alibaba в 2017 году. Продавцы могут использовать маркетинговые инструменты для продвижения своих магазинов и услуг и инструменты бизнес-аналитики. Потребители могут использовать платформу для поиска ресторанов и местных услуг.
  • Fliggy — платформа онлайн-бронирования путешествий, запущенная Alibaba в 2014 году, которая предлагает комплексное бронирование (например, билеты на транспорт, проживание и прокат автомобилей) и пакетные услуги (туры и экскурсии по местным достопримечательностям).

Интерфейс Fliggy
Интерфейс Fliggy (Фото: www.fliggy.com)

  • Idle Fish — это маркетплейс для потребителей (C2 °C), запущенный в 2014 году для нишевых продуктов, где можно найти множество бывших в употреблении, переработанных, отремонтированных и сдаваемых в аренду товаров.
  • Taobao Live — сервис, запущенный в 2016 году, с помощью которого продавцы и блогеры могут запускать прямые трансляции для продвижения своих продуктов и взаимодействия с потребителями.

Продвижение на Taobao Live
Продвижение на Taobao Live (Фото: taobaolive.taobao.com)

  • Taobao Short Video — это сервис, запущенный в 2017 году, с помощью которого продавцы и блогеры в социальных сетях могут создавать короткие видеоролики для рекламы своих продуктов.

AliExpress также входит в состав Alibaba Group и является одной из ведущих онлайн-площадок электронной коммерции в мире. Она предлагает автоматический перевод на 18 языков, конвертацию в валюты 51 страны и поддерживает 38 локальных платежных каналов для безопасности платежей транзакций. У площадки есть собственный онлайн-университет, который предлагает учебные ресурсы для новых продавцов.

Потребительские услуги принесли 5% от общего дохода Alibaba в 2021 финансовом году.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Почему не всем компаниям стоит создавать экосистему — шесть причин

Экосистема Baidu

Baidu начинала с создания поисковой системы, а после этого представила конкурента Taobao, торговую платформу Baidu You'A. Затем компания объединилась с Wanda и Tencent, чтобы создать общую платформу e-commerce. Сегодня экосистема Baidu включает поисковик, электронную почту, карты, онлайн-энциклопедию, облачные хранилища, а также мобильные приложения. Компания занимает более 70% доли китайского рынка поисковых систем, ее поисковик используют более 80% пользователей.

Экосистема Baidu насчитывает около 70 дочерних сайтов. Вот самые популярные из них:

  • Baidu Baike — это онлайн-энциклопедия, аналог Wikipedia, который обслуживает китайскую аудиторию. Ее основали в 2006 году. Почти 60% трафика, генерируемого на Baike, — это реферальный трафик, поступающий непосредственно с Baidu и дочерних сайтов. Baidu Baike также является одним из самых посещаемых веб-сайтов в Китае.

Интерфейс Baidu Baike
Интерфейс Baidu Baike (Фото: baike.baidu.com)

  • Baidu Wenku — онлайн-библиотека, где пользователи могут загружать и скачивать книги, документы и статьи во всех форматах. Там размещается как бесплатный контент, так и платные файлы. Baidu Wenku предлагает издателям инструменты по продвижению контента, который отображается вверху выдачи Baidu как обычные результаты поиска.
  • Baidu Zhidao — это платформа вопросов и ответов, похожая на Yahoo Answer или Quora. Она была запущена в ноябре 2005 года, и ее ежемесячно посещают почти 700 млн человек. Как и контент Baidu Wenku, Baidu Zhidao Q&A занимает довольно высокое место в поисковой выдаче Baidu. На сервисе есть два типа учетных записей: личные и учетные записи брендов, которые предлагают компаниям больше инструментов для продвижения.
  • Baidu Tieba — это платформа форумов, которая была запущена в 2003 году и является одной из самых популярных платформ для онлайн-общения в Китае. По состоянию на июнь 2021 года в приложении было более 23 млн сообществ. Пользователи платформы могут публиковать текст, изображения или видео на разные темы. Таким образом, Baidu Tieba выступает китайским аналогом Reddit. Большая часть трафика (40%) на Tieba поступает непосредственно из поиска Baidu.

Интерфейс Baidu Tieba
Интерфейс Baidu Tieba (Фото: nealschaffer.com)

  • Baidu Baijiahao — платформа в стиле агрегатора новостей, запущенная в 2016 году. В 2021 году она насчитывала более чем 4,2 млн издателей. Baijiahao предлагает различные типы бизнес-аккаунтов для компаний и медиа, каждый из которых имеет разные инструменты продвижения.
Обновлено 03.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть