Заменят ли роботы человека — подкаст «Что изменилось?»

Фото: Possessed Photography, Unsplash
Фото: Possessed Photography, Unsplash
Разбираемся в новом выпуске подкаста «Что изменилось?», почему роботы уже давно стали частью нашей повседневности, а мы все еще говорим, что они захватят наши рабочие места

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.

Таймлайн беседы

1:31 — Можно ли заменить всех людей на роботов?

7:09 – Можно ли переучиться, чтобы управлять роботом?

10:53 — Стоит ли нам бояться технологической безработицы?

22:43 — Какие кадры нужны в отраслях новой экономики?

29:32 — Почему мы не можем полностью отказаться от ручного труда?

42:08 — Есть ли в XXI веке противники технологического прогресса?

48:16 — Чему учиться сейчас, чтобы в будущем не попасть под каток автоматизации?

Гости выпуска:

  • Сергей Романцев – ведущий подкаста, техноблогер.
  • Алексей Гонноченко — директор центра Робототехники «Сбербанка».
  • Алексей Волостнов — партнер Strategy Partners.

Можно ли заменить всех людей на роботов

Алексей Гонноченко говорит о том, что внедрять роботов нужно там, где это экономически эффективно. Заменить всех людей в экономике — невозможно и не имеет смысла. Робот, как программное обеспечение, снимает нагрузку с людей и позволяет сделать сервис более доступным, но при этом не закрывает все потребности на 100%.

По словам Алексея Волостнова, людям присущ страх в областях, в которых возможна автоматизация. Робот может вытеснить их на обочину прогресса. Где-то это страх объясним: по мере того, как роботы становятся более совершенными, а их стоимость снижается, расширяется число сфер, где они могут быть применены. Такой рациональный страх сопровождает страх иррациональный. Например роверы, которые ездят по улице еще не скоро заменят курьеров — для них должна быть создана доступная среда и решены многие технические и инфраструктурные задачи.

Можно ли переучиться, чтобы управлять роботом

Централизованных программ в России нет, это слишком специализированный и узкий рынок. Тем не менее, можно устроиться в «Яндекс» или «Сбер» тестировщиком беспилотников или удаленным оператором. Это не требует серьезного профессионального образования, но требует определенного желания освоить новые навыки, переучиться можно даже в 40 лет.

Порог входа в разработку постоянно снижается, потому что есть большое количество задач, связанных с не самыми сложными исследовательскими вызовами. Набираться опыта можно на фриланс-платформах — вопрос в мотивации и готовности ломать свою голову.

Стоит ли нам бояться технологической безработицы

Человек эволюционирует вместе с технологиями. К технологиям стоит относиться как к инструменту. Алексей Волостнов приводит классический пример с онлайн-переводчиком: автоматизированный перевод стал не заменой переводчикам, а их дополнительным инструментом, позволяющим снизить объем трудозатрат.

Технологии перекраивают рынок труда. Сокращение людей никогда не было главным драйвером внедрения технологий. Главный драйвер — повышение эффективности процессов. Алексей Гонноченко привел пример с телефонистами: в 60-х владение телефоном было элементом роскоши. С появлением мобильников, исчезла куча рабочих мест, обслуживающих телефоны. Часть телефонисток перешли в техподдержку и другие формы обслуживания связи.

Главный вопрос во внедрении новых технологий — где будут созданы рабочие места, создающие эти технологии? Если мы используем западные технологии, рабочие места создаются там. Если мы хотим максимально выиграть от технологической трансформации любой индустрии, необходимо поддерживать собственных разработчиков.

Автоматизируя процессы, с одной стороны мы убираем одно рабочее место, но с другой — создаем рабочие места для тех, кто должен разрабатывать и обслуживать эту систему. И как правило, это более технологичные и более высокооплачиваемые места. Для экономики это безусловно плюс.

Какие кадры нужны в отраслях новой экономики

Кадров для новой экономики в России не хватает. Компании, которым не хватает кадров, начинают сотрудничать с вузами, организуют свои кафедры и корпоративные университеты. Это делается для того, чтобы поддержать образовательный процесс в тех отраслях, где государство еще не успело среагировать. Спрос образовался не так давно, а фундаментальное образование реагирует на новые потребности дольше.

Современный человек вынужден учиться всю жизнь, расширять кругозор и подтверждать квалификацию. Мир меняется гораздо быстрее, чем даже 20 лет назад. Знания, которыми обладал человек на выходе из университета пять лет назад устаревают быстрее. Человеку придется постоянно учиться, работодателю придется постоянно инвестировать в образование своих сотрудников, а государству — адаптировать образовательные программы, делать их более мобильными.

Алексей Гонноченко считает, что технобезработица невозможна, потому что мы не знаем какие профессии будут завтра. Мы не можем сказать, во что трансформируется общество через 10−20 лет, какие появятся новые способы коммуникации, сервисы. Пока есть люди — будет спрос на услуги других людей.

Почему мы не можем полностью отказаться от ручного труд

По словам Алексея Волостнова, в некоторых отраслях необходимо очень много нюансов человеческой настройки процессов: сваренный кофе, сборка часов или дорогих машин. Для таких задач необходим ручной труд высокого качества, который робот не может повторить. Машина годится для несложных автоматизированных задач. Например, сейчас появляется очень много роботов-сварщиков. Но для сварки в сложных условиях, например, под водой — будет работать человек.

Ключевой фактор для введение робота — контролируемая среда. По мере развития искусственного интеллекта, появляется возможность адаптировать робота к изменениям. Но при этом роботы не умеют переносить накопленный опыт с одной задачи на другую. Если он научился пользоваться одними плоскогубцами, то другими он пользоваться не сможет, придется обучать его заново.

Есть ли в XXI веке противники технологического прогресса

У людей все также сохранились страхи и опасения за свои базовые потребности. Существуют определенные сферы, где люди отрицают технологический прогресс. Заставить человека по-другому посмотреть на задачу, использовать новый инструментарий — большая задача. Люди сопротивляются введению новых технологий, они им не понятны. Рациональная проблема — обучиться чему-то новому — переносить в иррациональную плоскость.

Большинство населения привыкло к прогрессу. Новые технологии внедряются очень часто, поэтому мы испытываем меньше сопротивления.

Чему учиться сейчас, чтобы в будущем не попасть под каток автоматизации

По мнению Алексея Гонноченко, важно, насколько ответственно вы будете учиться и насколько вы будете изучать сверх того, чему учат в университете. Если хотите быть на острие прогресса — необходимо осваивать в 2−3 раза больше материалов.

Робототехника и программирование — очень широкие области, куда входят десятки специализаций. Важно учить иностранные языки, чтобы читать техническую литературу в первоисточнике и быть включенным в мировую среду.

Четыре совета, как лучше учиться робототехнике:

  • Ничему нельзя научиться в теории, нужна практика.
  • Если хочешь научиться делать роботов — делай. Самых простых, даже комичных и глупых. Набирайся опыта.
  • Не замыкайся в себе.
  • Участвуй в челленджах, соревнованиях, конкурсах. Это поможет посмотреть на свой уровень в сравнении с другими конкурентами и получить достижения, которые можно показать работодателю.
Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть