Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое уберизация
Термин «уберизация» произошел от названия компании Uber. Эта бизнес-модель предполагает, что на место посредника — организации или человека — между клиентом и услугой, которую он приобретает, приходит цифровая платформа.
Уберизация стала возможна благодаря развитию цифровых технологий. В Uber впервые придумали мобильное приложение для вызова такси, которое быстро изменило эту индустрию — цены на поездки стали доступнее, а время подачи автомобиля заметно сократилось.
Позже по тому же пути пошла гостиничная индустрия — сервис Airbnb стал соединять туристов и владельцев помещений напрямую, без участия туристических фирм.
Сейчас уберизация затрагивает все больше сфер, включая, например, медицину — производители оборудования для УЗИ продают не физические аппараты, а саму возможность проведения исследования. Клиники платят производителям только за использование аппаратуры, а все техническое обслуживание лежит на поставщике. По такой схеме в России работает компания GE Healthcare.
Среди признаков уберизованного бизнеса выделяют три ключевых:
- Наличие цифровой платформы (Uber, Яндекс.Такси, Airbnb, Upwork и т.д.);
- Минимальное количество звеньев между поставщиком и заказчиком услуги;
- Рейтинговая система оценки качества.
Критика
Несмотря на то, что уберизация очевидно упрощает жизнь потребителям услуг, бизнес-модель нередко подвергается критике:
- Из-за автоматизации процессов уберизация может привести к нехватке рабочих мест.
- Не всегда понятно, как регулировать уберизованные компании — юридически цифровые платформы не могут считаться поставщиками товаров и услуг, а значит, не могут отвечать за их качество.
- Согласно исследованию 2021 года агрегаторы такси вроде Uber усугубляют проблему перегруженности дорог из-за того, что люди все чаще предпочитают такси общественному транспорту, но при этом не отказываются массово от личных автомобилей.
Больше о том, как цифровизация трансформирует экономику, читайте в материалах РБК Трендов: