У — уберизация: услуга за один клик

Фото: charlesdeluvio, Unsplash
Фото: charlesdeluvio, Unsplash
Рассказываем, как в компании Uber придумали новую бизнес-модель и почему она беспокоит органы налоогообложения

Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.

Что такое уберизация

Термин «уберизация» произошел от названия компании Uber. Эта бизнес-модель предполагает, что на место посредника — организации или человека — между клиентом и услугой, которую он приобретает, приходит цифровая платформа.

Уберизация стала возможна благодаря развитию цифровых технологий. В Uber впервые придумали мобильное приложение для вызова такси, которое быстро изменило эту индустрию — цены на поездки стали доступнее, а время подачи автомобиля заметно сократилось.

Позже по тому же пути пошла гостиничная индустрия — сервис Airbnb стал соединять туристов и владельцев помещений напрямую, без участия туристических фирм.

Сейчас уберизация затрагивает все больше сфер, включая, например, медицину — производители оборудования для УЗИ продают не физические аппараты, а саму возможность проведения исследования. Клиники платят производителям только за использование аппаратуры, а все техническое обслуживание лежит на поставщике. По такой схеме в России работает компания GE Healthcare.

Среди признаков уберизованного бизнеса выделяют три ключевых:

  1. Наличие цифровой платформы (Uber, Яндекс.Такси, Airbnb, Upwork и т.д.);
  2. Минимальное количество звеньев между поставщиком и заказчиком услуги;
  3. Рейтинговая система оценки качества.

Критика

Несмотря на то, что уберизация очевидно упрощает жизнь потребителям услуг, бизнес-модель нередко подвергается критике:

  • Из-за автоматизации процессов уберизация может привести к нехватке рабочих мест.
  • Не всегда понятно, как регулировать уберизованные компании — юридически цифровые платформы не могут считаться поставщиками товаров и услуг, а значит, не могут отвечать за их качество.
  • Согласно исследованию 2021 года агрегаторы такси вроде Uber усугубляют проблему перегруженности дорог из-за того, что люди все чаще предпочитают такси общественному транспорту, но при этом не отказываются массово от личных автомобилей.

Больше о том, как цифровизация трансформирует экономику, читайте в материалах РБК Трендов:

Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть