Скорость на пределе: как устаревшие ИТ-системы мешают компаниям

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
Производительность ИТ критически важна для бизнеса. При этом корневые системы многих предприятий с трудом поддерживают скорость работы онлайн-сервисов. Как решить эту проблему без кардинальных перемен?

Эксперт: Александр Виноградов, руководитель платформы Tarantool

ИТ-инфраструктура крупных компаний формировалась в течение последних 15–20 лет. Часто она основана на устаревших системах, их называют «легаси» или наследственные ИТ. Есть три критерия, по которым можно узнать такое программное обеспечение.

  1. Это самописная система, разработанная с использованием устаревших технологий — например, с помощью уже не применяемых языков программирования. Она может иметь сложную архитектуру, которая не соответствует современным стандартам разработки. Поддерживать работу такой системы может ограниченный круг специалистов, и с годами экспертов становится все меньше.
  2. К легаси можно отнести системы, которые представляют из себя ИТ-колодец — это замкнутые системы, предназначенные для выполнения ограниченного круга задач и не приспособленные для кросс-функционального взаимодействия с другими приложениями.
  3. Легаси-системы отражают устаревший бизнес-процесс и не позволяют его поменять. Например, отразить новый документооборот или другую последовательность действий.

Устаревшими ИТ чаще всего бывают автоматизированные банковские системы (АБС), программы для управления бизнес-процессами (ERP) и отношениями с клиентами (CRM), биллинговые и другие системы. Легаси могут обслуживать интернет-магазины, онлайн-банкинг, мобильные приложения и внутренние сервисы для бизнеса — интеграции с колл-центром, корпоративный портал, программы лояльности, системы аналитики.

Что плохого в легаси?

Устаревшие ИТ — действительно серьезная проблема для бизнеса.

Главная угроза легаси-систем для бизнеса — это возможная остановка операционной деятельности, которая может привести к прямым и косвенным убыткам. При этом проблема может затронуть не только саму компанию, но и ее партнеров. Так, отказ операционной среды в банке может вызвать цепочку проблем — корпоративные клиенты не смогут оплачивать счета, что приостановит отгрузку и доставку товаров на склады и в магазины.

Есть и другие риски. Устаревшие ИТ страдают низкой производительностью. Они, как правило, заточены под работу офлайн-процессов и не справляются с поддержкой операций, требующих обработки большого количества запросов в режиме реального времени. А именно это необходимо для функционирования современных сервисов.

При этом растет количество данных, которые использует бизнес, а также число цифровых проектов, которые запускают компании. Это усугубляет проблему с производительностью систем — нагрузка растет, а возможности остаются прежними. Цифровая реальность такова, что долгий отклик системы — интернет-магазина или банковского приложения — создает негативный пользовательский опыт и в конечном итоге приводит к оттоку клиентов.

Как бороться с проблемой?

Отказаться от легаси-систем быстро невозможно. Перестройка ИТ-инфраструктуры компаний — процесс медленный и трудозатратный.

Например, интернет-магазины некоторых крупных ретейлеров используют монолитную архитектуру, при которой все части приложения неразделимы и связаны между собой. Чтобы добавить новую возможность, нужно обновлять приложение полностью. Если перестает работать одна функция — останавливается все приложение. Соответственно, высоки и риски для бизнеса: каждый сбой в работе сервиса — это финансовые потери.

Ретейлеры начинают «распиливать» монолиты, переходя на микросервисную архитектуру и современные языки программирования. В этом случае приложение состоит из множества «кубиков» — микросервисов, которые автономны и самодостаточны. При такой архитектуре быстрее и проще добавлять новые функции, а если в какой-то части возникнет проблема, приложение продолжит работать.

Это необходимые фундаментальные изменения. Но их динамика не соответствует скорости, с которой компании должны запускать новые сервисы и развивать уже работающие. Новую систему нужно разработать, протестировать, убедиться в ее работоспособности, интегрировать с другими системами. А затем постепенно, «кусками» переводить процессы на новые ИТ.

Есть еще один способ повысить производительность систем — использовать современные технологии, обеспечивающие быструю передачу данных: создавать промежуточный слой между корневыми системами и цифровыми сервисами, который ускоряет работу систем. Такую роль может выполнять in-memory платформа. Во-первых, она хранит данные в оперативной памяти — более быстрого способа обработки данных на рынке не существует. Во-вторых, платформа обеспечивает высокую скорость передачи данных — процесс записи происходит не последовательно, а потоком. Таким образом, обеспечивается высокая производительность систем.

Такой путь выбрал «Магнит», когда запускал доставку своих продуктов через Delivery Club. Клиенты сервиса должны в режиме реального времени видеть, какие позиции есть в наличии в выбранном магазине. В проекте важно избежать сбоев из-за повышенной нагрузки на систему и ситуации, когда покупатель положил в корзину товар, которого нет на складе. Чтобы моментально передавать данные из системы учета ретейлера в сервис доставки, использовали in-memory платформу — она стала промежуточным слоем между информационной системой «Магнита» и приложением Delivery Club.

В Газпромбанке система на базе in-memory технологий кэширует наиболее востребованные данные из автоматизированной банковской системы (информацию по картам, вкладам, счетам, кредитам клиентов) и предоставляет их сотрудникам, обслуживающим клиентов в контактном центре и офисе. Такое решение позволило в 50 раз ускорить работу внутренних систем. Если раньше на получение доступа к данным клиентов требовалось до пяти секунд, то теперь — всего 100 миллисекунд.

При этом важно понимать, что ускорение инфраструктуры с помощью in-memory технологий — это способ решить проблему «здесь и сейчас», но он не исключает плановую модернизацию ИТ в компании, а позволяет проектировать перестройку инфраструктуры в рабочем порядке и без спешки.

Рынок in-memory решений

На рынке представлены разные платформы класса in-memory — проприетарные (лицензионные) продукты, решения с открытым кодом, а также их облачные и enterprise-версии.

Из лицензионных решений можно отметить GigaSpaces. Существенно шире предложение в сегменте Open Source: Apache Ignite (GridGane), Hazelcast, Redis, Tarantool. Два последних продукта доступны в качестве облачных сервисов, что позволяет минимизировать усилия по разработке и настройке решения.

Обновлено 30.06.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть