Что такое домен
Домен — это адрес сайта в интернете. Когда пользователь указывает в поисковой строке доменное имя, компьютер понимает, по какому адресу нужно отправить запрос, чтобы сайт открылся.
Домен.com был одним из первых на момент внедрения системы доменных имен в январе 1985 года. Он управлялся Министерством обороны США, но затем ведомство передало эти полномочия компании SRI International, создавшей центр DDN-NIC (Network Information Center — сетевой информационный центр). Первый домен в зоне.com появился 15 марта 1985 года в американском штате Массачусетс. Это был сайт компании Symbolics Inc., производящей компьютеры и программное обеспечение.
Во втором квартале 2021 года в мире было зарегистрировано около 370 млн доменных имен.
Доменные имена формируются в соответствии с правилами и процедурами Доменной системы названий (DNS). Внутри DNS существует иерархия доменных имен. Она также обеспечивает связь ПК с мировой сетью, безопасность и своевременное обновление.
Надо отметить, что доменное имя и единый указатель ресурса (URL) — это не одно и то же. URL содержит как доменное имя сайта, так и другую информацию, включая протокол передачи (http, https и так далее) и путь (все, что после доменного имени).
Для чего нужен домен
Фактический адрес веб-сайта представляет собой сложный числовой IP-адрес (например, 103.21.244.0), и домены нужны для удобства. К примеру, trends.rbc.ru проще запомнить, чем IP-адрес — 80.68.253.7.
Домены также используют для настройки почты. При покупке адреса, например, rbc.ru, его можно использовать для организации корпоративной почты и работы сервиса email-рассылок.
Домены нужны и для переадресации, чтобы направлять посетителей на другой сайт или страницу. К примеру, когда компания переезжает на новый сайт, она может настроить переадресацию, и при указании старого доменного имени пользователи будут автоматически переходить на новый.
После регистрации домена его привязывают к хостингу. Это услуга аренды дискового пространства на сервере для хранения файлов и данных ресурса. Хостинг поддерживает работу сервера сайта, защищает его от вредоносных атак и обеспечивает трафик данных.
Архитектура доменного имени
Доменные имена обычно делятся на две или три части, которые отделяются точками. При чтении справа налево идентификаторы в доменных именах меняются от общих к конкретным. Например, в доменном имени trends.rbc.ru последний раздел справа от точки — это домен верхнего уровня (TLD),.ру.
Регистрацию доменов первого уровня контролирует международная организация Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN). В России таким органом является Координационный центр доменов.RU /.РФ.
Домены бывают:
- Географические и территориальные — национальные домены верхнего уровня (ccTLD). Для них используют две буквы с учетом международного кода страны. Например,.eu — Евросоюз,.ru — Россия,.uk — Великобритания. Иногда владельцы сайтов выбирают домены зоны поменьше из экономии, например, spb.ru.
- Отраслевые — общие домены верхнего уровня (gTLD). Домен.com означает, что сайт относится к сфере коммерции,.gov — к правительству. Однако соответствие gTLD никто не проверяет, хотя существуют и домены ограниченного использования. Например,.int применяют исключительно для доменов международных организаций.
Подробный перечень доменов первого уровня указан на сайте администрации интернет-адресов (IANA).
Посередине доменного имени находится домен второго уровня (2LD) — rbc. Он должен иметь уникальное сочетание букв и цифр. Сначала выбранный домен второго уровня проверяют на уникальность, а потом уже регистрируют. Этим занимается регистратор доменов, который аккредитован ICANN.
Первым располагается домен третьего уровня (3LD) — trends. Если 2LD указывает на организацию (СМИ), которая зарегистрировала домен, то 3LD уточняет ее конкретное подразделение (редакцию). Владелец домена второго уровня вправе создавать неограниченное число доменов третьего уровня, а также расширять иерархию до четвертого уровня и далее.
В даркнете используют собственные DNS, домены и адресное пространство. Там не работают регистраторы.
Как выбрать домен
Домен может содержать от 2 до 63 символов, включать латинские или кириллические символы (в зонах.ру и.рус), а также цифры и дефисы.
В доменное имя можно добавить ключевые слова, которые соответствуют тематике сайта, что поможет в привлечении целевой аудитории.
Хороший домен оценивают по следующим показателям:
- Краткость — лаконичное название проще запомнить и вбить в поисковой строке.
- Запоминаемость — уникальное название быстрее запоминается, что предотвращает переход пользователей по ссылкам конкурентов.
- Ассоциативность — домен должен отражать тематику сайта или ассоциироваться с брендом.
- Легкость произношения — это необходимо, чтобы адрес сайта было просто назвать в устной беседе.
- Отсутствие «сложных» букв — это актуально для названий сайтов, которые представляют собой транслитерацию с кириллицы. Например, русская «ф» может выглядеть как «f» или «ph», а русскую «и» можно написать как «i» или «y».
Как купить и зарегистрировать домен
Доменное имя нельзя купить, а можно только арендовать на срок, который определяет регистратор. Цена доменного имени обычно составляет $15–25 в год. Минимальный срок аренды также равен одному году. Домены с расширением.ru,.рф,.su приобретают на год и ежегодно продлевают аренду. А домены в зонах.com,.info,.онлайн,.blog арендуют на срок до 10 лет.
Продлевать аренду нужно за 30–60 дней до срока ее завершения. Также, если аренда домена закончилась, то у владельца сайта есть еще 30 дней на ее продление. Однако в этот период сайт и почта на домене перестают работать, а доменное имя выпускают на аукцион, и другие пользователи могут делать на него ставки, чтобы потом приобрести.
Домены в зонах.рф,.ru,.su удаляют на следующий день после окончания периода преимущественного продления. Международные домены удаляют спустя 1–5 дней.
У любого регистратора домена существует система проверки выбранных названий через Whois-сервис, который показывает основные сведения о доменном имени.
Через сервис можно узнать информацию о дате и месте регистрации, регистраторе, администраторе и его контактные данные. Она пригодится, если владелец домена хочет пожаловаться на его неправомерное использование. Сведения полезны также при покупке нового доменного имени — так, чем оно старше, тем проще домен вывести в топ поисковиков.
В случае с перекупкой домена важно также проверить содержание старого сайта, например, в Web-archive. Доменное имя могло в прошлом использоваться для сайта сомнительного содержания или компании с плохой репутацией.
Некоторым покупателям важно, чтобы выбранный ими домен был доступен для использования в соцсетях. Проверить доступность выбранного названия в соцсетях можно на сервисе KnowEm.
Существуют также бесплатные доменные имена, которые предлагают разработчики веб-сайтов, такие как WordPress.com, Squarespace, Weebly и другие. Они используют имя своего веб-сайта в домене компании. Например, вместо businessbooks.com домен будет выглядеть как businessbooks.wordpress.com. Бесплатные домены не подходят для долгосрочных бизнес-целей или построения уникального бренда, поскольку уже включают название другой компании.
После того, как доменное имя было зарегистрировано, регистратор должен уведомить владельца, когда срок действия его домена истекает, и дать ему возможность продлить его без потери имени. Недобросовестные регистраторы могут скупать домены сразу после истечения срока их действия, а затем продавать их обратно первоначальному регистранту по непомерно высокой цене. Поэтому важно выбрать честного и надежного регистратора. Существуют рейтинги проверенных регистраторов. Кроме того, домен можно купить на аукционе, не связанном с регистраторами.