YouTube: от неудачной попытки дейтингового сайта до крупнейшего видеохостинга
YouTube придумали трое друзей — Стив Чен, Джавед Карим и Чад Херли. Чен и Карим работали в PayPal и разбогатели после того, как компанию продали eBay. Тогда они решили создать свой проект. Идея видеохостинга появилась у Джаведа Карима после того, как в 2004 году в Индийском океане произошло землетрясение, вызвавшее цунами. Карим не смог найти видео об этом стихийном бедствии и предложил друзьям запустить хостинг для роликов на любую тему. Задумка показалась Чену и Херли абстрактной, но так как в 2000-х годах популярность набирали сайты знакомств, они решили, что могут запустить платформу, куда желающие найти свою вторую половинку будут выкладывать видео о том, каким должен быть их потенциальный партнер. Лозунг зарегистрированного 14 февраля 2005 года сайта по домену youtube.com гласил: «Tune In, Hook Up», то есть «Включайся и встречайся».
К сожалению для Чена, Карима и Херли, никаких анкет на платформе не появлялось, и YouTube стал популярен вовсе не как сайт знакомств. Никто не пользовался платформой в качестве дейтинг-сервиса даже после того, как основатели выложили информацию о YouTube на сайте электронных объявлений Craiglist — там они предложили одиноким женщинам $20 за размещение видео о своих предпочтениях.
Успех к платформе пришел после тестового видео. Один из основателей, Джавед Карим проверял техническую сторону сайта и выложил видео со слонами из зоопарка. Вскоре на YouTube начали появляться другие, уже пользовательские, ролики. Тогда Чен, Херли и Карим полностью поменяли концепцию хостинга. К июлю 2005 года статистика YouTube поднялась до просмотра более 100 млн роликов в день, а уже в сентябре того же года реклама Nike с Роналдиньо набрала первый 1 млн просмотров.
В 2006 году компания Google совершила рекордное поглощение, купив YouTube за $1,65 млрд. Тогда на видеохостинг работало всего 65 человек, а его офис располагался в съемном помещении над пиццерией в калифорнийском городе Сан-Матео. Позже журнал Time назвал YouTube изобретением года, а еще поместил компьютерный экран с интерфейсом платформы на декабрьскую обложку, которая обычно объявляет человека года, с подписью: «Да, ты. Ты контролируешь век информации. Добро пожаловать в твой мир».
Dyson: от 5 127 прототипов мощных пылесосов до триумфа
В 1978 году у пылесосов было несколько недостатков. Во-первых, со временем они теряли свою мощность из-за того, что мешки для сбора пыли забивались грязью. Во-вторых, эти устройства требовали постоянных вложений, ведь мешки могли порваться в любой момент — это было выгодно производителям, а вот покупатели постоянно тратили деньги на новые расходники. С первой проблемой столкнулся Джеймс Дайсон, владелец завода по производству строительных тачек. Чтобы решить проблему засорения, Дайсон обратился к одному из изобретателей — тот создал циклонную установку, которая устраняла загрязнения за счет порошка: с помощью центробежной силы установка улавливала все частички. Эту задумку Джеймс Дайсон решил перенести в пылесосы.
У его завода уже был опыт инноваций: до этого они заменили колеса, которые зарывались в рыхлую землю во время работы тачек, на шары, позволяющие этого избежать. Пылесос Дайсона должен был обладать огромной силой всасывания и работать вообще без мусорного мешка: эта идея появилась у изобретателя, когда он увидел, как рабочие таким же способом собирали опилки. Первый контракт Дайсон заключил с Японской компанией Apex, а в 1986 году вышел пылесос G-force, названный в честь силы всемирного тяготения (Gravitation).
На деньги, полученные от японской компании, и кредит в $1 млн Джеймс Дайсон открыл собственную компанию с исследовательским центром. Там появился первый пылесос фирмы Dyson — DC01. работающий за счет циклонных установок. До DC01 Дайсон за пять лет Дайсон собрал 5 127 прототипов.
В 2017 году инженер решил собрать собственный электрокар, потратив на разработку проекта £500 млн из своих личных средств. Согласно проекту, это должен был быть огромный кроссовер длиной 5 м, с колесами в 24 дюйма и двумя электромоторами в 200 кВт. В 2019 году от идеи отказались, так как машина получалась слишком дорогой.
Apple: от гаража в доме родителей Стива Джобса до Apple Park
История компании Apple начинается в 1976 году в гараже родителей Стива Джобса: там вместе со Стивом Возняком Джобс собрал первые 50 экземпляров Apple I. С первой неудачей в Apple столкнулись в 1984 году после выхода Macintosh 128K: модель компьютера обладала оперативной памятью всего в 128 Кб и из-за отсутствия вентиляторов (от которых, несмотря на предложения Джоанны Хоффман, Стив Джобс, считавший, что тогда компьютеры будут слишком шумными, отказался) и встроенного жесткого диска, вскоре потеряла спрос на рынке.
В 1985 году Стива Джобса уволили из им же созданной компании, но, вернувшись туда в 1997-ом и застав Apple на грани банкротства (в 1996 году доля компании на рынке упала до 4% в сравнении с 16% в конце 1980-х), изобретатель начинает строить «яблочную» империю. На одном из совещаний Джобс создал таблицу, в которой описал критерии устройств, необходимых людям: «пользовательский, профессиональный, настольный и портативный». Он был убежден, что для достижения успеха в Apple должны отказаться от производства ненужных продуктов.
Instagram: от шеринга геопозиции до фото, комментариев, лайков и сторис
Изначально создатель Instagram Кевин Систром задумал выпустить приложение, похожее на его любимый сервис Foursquare, где можно было посетить какое-то место и поделиться его геолокацией с друзьями. Систром решил, что такая платформа могла бы стать интереснее, если бы пользователи еще делились фотографиями. Тогда он запустил приложение Burnb, созданное для того, чтобы планировать встречи, делиться локациями и изображениями. Функционал Burnb был слишком большим — это оттолкнуло пользователей, однако большинству понравилось шерить фотографии.
Вместе с программистом Майком Кригером Систром перестроил приложение, убрав весь функционал, кроме фото, лайков и комментариев, и 6 октября 2010 года мир встретил Instagram.
В самом начале пути у сервиса было два конкурента: Hipstamatic с отличными фильтрами, но без возможности удобно общаться с друзьями, и Facebook, куда было тяжело загружать фотографии. Но к концу 2010 на рынке появилось больше приложений для обмена фотографиями, включая PicPlz, Burstn и Path. Обойти конкурентов Instagram удалось благодаря Снуп Доггу и Джастину Биберу, количество подписчиков на аккаунты которых быстро росло.
Angry Birds: от «Короля капустного мира» до злых птичек и зеленых свинок
История Angry Birds, которая в 2012 году достигла более 1 млрд загрузок, началась в 2003 году, когда компании Hewlett Packard и Nokia проводили конкурс на разработку лучшей мобильной игры. Победителем стала «Король капустного мира» — игра, созданная Никласом Хедом, Ярно Вякевяйненом и Кимом Дикертом. Именно ее купила компания Sumea, переименовав в «Войну кротов». Это была первая в мире мобильная многопользовательская игра в режиме реального времени.
Позже Хедом, Вякевяйнен и Дикерт сделали около 50 игр, но все их приложения провалились, разработчики были на грани банкротства. Тогда дизайнер Яакко Иисало показал трем друзьям свои работы с изображением круглых птиц. Через несколько месяцев создания игры и множество преобразований, Никлас Хед увидел, как его мама в процессе готовки отвлеклась на финальную версию разработки — так у Angry Birds появился первый пользовательский успех. Сейчас, спустя почти десять лет после выхода игры, выручка финской компании Rovio, которой принадлежит Angry Birds, составляет сотни миллионов евро.